logo
Ещё

Что такое рынок?

По определению американского экономиста К.Макконелла, «рынком можно назвать любой институт, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретных товаров и услуг». А вот как объясняет, что такое рынок, журнал Economics: «это система добровольного обмена потребителей и производителей, базирующаяся на использовании денег… это универсальный способ движения жизненных благ от человека к человеку, от государства к государству. Это оптимальное решение экономических проблем».

Неотъемлемая часть любой рыночной системы – это товар. По сути, без товаров не бывает рынков. И наоборот: без рынков не бывает товаров.

Рынок труда

Есть несколько определений этого понятия, предложенных французскими, английскими и американскими маркетологами. Прежде чем перечислить их, отметим: этот вид рынка существует только в тесной связи с другими. Представим, к примеру, что рост инфляции снизил объём инвестиций в производство обуви. Директор обувной фабрики будет вынужден сократить число рабочих мест, а это тут же скажется на уровне безработицы.

Итак, рынок труда можно определить:

  • Как сложную систему общественных отношений, связанных с трудоустройством
  • Как сферу взаимодействия покупателей и продавцов труда
  • Как механизм, согласующий интересы работодателя и наёмного рабочего

Рынок России

Как и в других странах, в нашей стране действуют рынки:

  • Капиталов
  • Рабочих ресурсов
  • Потребительский
  • Информации
  • Финансов
  • Валют

Всемирное внимание в последние годы приковывает к себе фондовый рынок России. Американские аналитики называют его перспективным. Несмотря на свойственные российской экономике высокие риски, доходность от успешно проведённых операций тоже высока. Как отмечает экономический портал UtMag, «Операции с ценными бумагами в Российской Федерации – это перспективный полигон для долгосрочного и краткосрочного инвестирования, позволяющий не только защитить капитал от инфляции, но и приумножить его».

Анализ рынка

Ведение бизнеса в какой бы то ни было сфере рекомендуют начинать с исследования этой сферы. В этом и состоит анализ рынка – то есть, подробное изучение его уникальных особенностей с тем, чтобы в дальнейшем принимать верные бизнес-решения. Данные, собранные в ходе исследования – статистика продаж товаров и услуг, результаты опросов населения – помогают ближе узнать клиента и понять, что конкретно ему нужно. И, конечно, выявить сильные и слабые точки конкурентов, производящих аналогичную продукцию. Только «прощупав почву» таким образом, предприниматель может занять свою рыночную нишу и прочно утвердиться в конкурентной среде.

Рынок услуг

Ещё одна разновидность экономических отношений покупателя и продавца – это рынок услуг. Причём самых разнообразных: образовательных, медицинских, юридических и т.п. Посреднического звена здесь фактически нет, ведь услуга, как правило, потребляется на месте. Она может быть материальной (скажем, ремонт бытовой техники или пошив одежды) и нематериальной (например, репетиторство или консультирование). Предложение быстро находит спрос, так как большинство услуг оказываются не один раз, а регулярно, ведь их нельзя «хранить». В целом, любой сервис призван повысить качество жизни человека.

Цены на рынке

Будь то сфера недвижимости, товаров или услуг, цены на рынке – это инструмент конкуренции. Есть несколько главных ценообразующих факторов, от которых зависит, какую цифру мы увидим на приклеенном к товару ценнике:

  • Затраты, которые понёс производитель
  • Ценность самого товара
  • Действия конкурентов
  • Уровень спроса на продукт или услугу
  • Влияние государства на данную рыночную ситуацию

Есть и дополнительные факторы, влияющие на решение продавца: себестоимость товара, сезонность, география региона, где реализуется продукт. И ещё: перед тем, как ввести товар или услугу в свой каталог, продавец изучает платёжеспособность своей аудитории.

Рынок финансов

Слово finansia впервые стали применять итальянцы в 13 веке. Оно означало любой денежный платёж. Вскоре этот термин вышел далеко за пределы родной Италии, и теперь он даёт определение целой рыночной системе.

Чтобы экономика развивалась, необходимо, чтобы временно свободные денежные средства постоянно циркулировали между разными экономическими секторами. Для этого-то и нужен рынок финансов. Он включает в себя три сегмента, которые оперируют:

  • Валютой
  • Капиталом
  • Золотом

Состояние этих трёх рыночных секторов – показатель «здоровья» экономики как отдельного государства, так и всего мира.

Рынок ценных бумаг

Это часть финансового рынка. Здесь продаётся и покупается нечто особенное – не материальная вещь, не деньги и не услуга. Здесь циркулирует уникальный товар – бумаги, удостоверяющие:

  • Кредитные и расчётные отношения
  • Передачу прав на какой-либо товар
  • Передачу прав на залог недвижимости
  • Учреждение компаний, долевое участие в проектах и т.д.

Ценность этих денежных документов – не в них самих, а в правах, которые они способны предоставить своему потенциальному владельцу. Покупатель обменяет свой продукт или деньги на такие документы только в одном случае: если будет уверен, что они равны или даже превосходят по своей ценности предмет обмена. На этом и строится рынок ценных бумаг.

Мировой рынок

Это понятие существует уже несколько веков – с тех пор, как были открыты географические пути сообщения между странами и континентами, развилась морская, наземная и воздушная техника. Постепенно торговля стала глобальной, в товарно-денежный обмен включились все государства, ведь ресурсы Земли распределены неравномерно, и каждая страна ощущает нехватку тех или иных товаров.

Сегодня мировой рынок – это сфера обмена товарами и услугами на коммерческой основе во всемирном масштабе, подкреплённая стабильными товарно-денежными отношениями. Сама торговля при этом может происходить разными путями: на международных биржах, аукционах, торгах, ярмарках.

Функции рынка

Экономисты выделяют такие функции рынка:

  • Интеграция. Рынок – это «бетон», скрепляющий вместе производителей и потребителей, торговцев, посредников, дилеров и других участников товарообмена.
  • Регулирование – достижение баланса между спросом и предложением.
  • Стимуляция производства нужной покупателю продукции в достаточном объёме.
  • Контроль качества – именно в процессе купли-продажи товаров и услуг выявляется, достойны ли они внимания потребителя.
  • Ценообразование. Только на рынке становится ясно, каков денежный эквивалент продукта.
  • Информирование. Рыночные отношения – кладезь информации о спросе и предложении, востребованных товарах и услугах.

Структура рынка

Чтобы понять, какова структура рынка, нужно сперва разобраться в критериях, по которым она определяется:

  • Экономический критерий подразумевает рынок товаров и услуг, ценных бумаг производственных средств, трудовой, финансовый, инвестиционный.
  • Географический критерий делит рынки на мировые, национальные, региональные и местные.

С точки зрения конкурентных отношений рыночная система может быть смешанной, свободной, монополистической и олигополистической.

По своему механизму рынок может быть свободным, регулируемым, неразвитым или деформированным.

По характеру продаж – оптовым и розничным.

Классификация рынков

Рынок может быть не только местным или национальным. С точки зрения использования товаров он может быть посвящён:

  • Потреблению
  • Производству
  • Использованию услуг

В свою очередь, у каждой из этих групп есть множество разветвлений. Скажем, потребительский рынок можно разделить на рынок одежды, обуви, бытовой техники, электроники и т.д.

Наиболее широким и всесторонне развитым считается рынок услуг. Сюда входит масса видов предложений – страхование, туризм, здравоохранение, транспортные услуги и так далее.

Ещё одна классификация рынков – по способу продаж – делит их на розничные и оптовые.

Инфраструктура рынка

В зависимости от рыночной формы меняется и инфраструктура рынка. Так, в случае с товарным рынком это всевозможные торговые точки, аукционы, ярмарки. Финансовый рынок состоит из валютных и фондовых бирж, банков, фондов и страховых компаний. Что же касается рынка труда, то «кирпичиками», из которых он строится, выступают трудовые биржи, службы занятости, центры повышения квалификации и подготовки кадров.

Но и это ещё не всё. Помимо всего прочего, здоровая рыночная система всегда насыщена рекламой, продвигающей товар, и информацией – то есть, всевозможными статистическими данными о спросе и предложении, позволяющими делать прогнозы на будущее.