Под профессионально-деловыми турами (иногда их называют корпоративными) понимаются поездки или командировки работников коммерческих организаций, фирм или компаний, преследующих при этом различные предпринимательские цели. Деловой туризм является одним из самых распространенных видов путешествий, практически не уступая по объемам обычному рекреационному. Например, общий оборот рынка корпоративных туров в 2015 году составил более 1,22 трлн. долларов.
Участники профессионально-деловых туров, как правило, являются достаточно состоятельными людьми, кроме того, большинство фирм, бизнес интересы которых они представляют, также относятся к коммерчески успешным. Поэтому деловой туризм представляет особый интерес для туроператоров, так как совершенно справедливо считается наиболее рентабельным и экономически выгодным видом туристических услуг.
Одним из крупнейших заказчиков и одновременно клиентов профессионально-деловых туров является государство в лице многочисленных структур, проводящих различные семинары, учебы, конгрессы и прочие подобные мероприятия. Это в первую очередь, относится к странам, где сильно развит государственный сектор экономики – Китаю, России и подобным им государствам.
Деловой туризм может преследовать самые разнообразные цели, основными из которых считаются:
Организация профессионально-деловых туров имеет свои особенности, связанные с тем, что их целевая аудитория обладает набором определенных характеристик и требований. Например, большинство участников различных бизнес мероприятий достаточно требовательны к уровню предлагаемых им услуг в плане обеспечения комфорта и удобств.
Кроме того, в предоставляемых им номерах, как правило, обязательно наличие полноценного рабочего места, оборудованного необходимой оргтехникой и выходом в интернет. Зачастую во время проведения масштабных мероприятий на территории отелей размещаются специальные бизнес центры, оказывающие услуги их участникам.
Конгрессно-выставочный туризм считается одним из наиболее развитых направлений, так как он связан с организацией и проведением различных масштабных мероприятий, например, выставок, конгрессов или конференций. По некоторым данным объем данного вида туров составляет около 15% от общего оборота профессионально-делового туризма.
Для конгрессно-выставочных туров характерно сочетание демонстрационных и рекламных мероприятий, к которым относятся выставки или ярмарки, с непосредственно связанными с профессиональной деятельностью конгрессами и конференциями. В результате программа конгрессно-выставочных туров, как правило, очень обширна и разнообразна.
Конгресные туры, как и рассматриваемые ниже, научные, считаются более специализированным и менее масштабным мероприятием. Их организация, как правило, подразумевает узкую направленность и специализацию, а также высокий профессиональный уровень обсуждаемых вопросов и тем.
Инициаторами подобных мероприятий, чаще всего, являются крупные компании и фирмы, являющиеся лидерами в своих отраслях, но продолжающие активно развиваться и совершенствоваться, не довольствуясь достигнутым. Организацией конгрессных туров в большинстве случаев занимаются наиболее серьезные туроператоры, входящие в ассоциации делового туризма.
Научный туризм, даже по сравнению с конгрессным, заслуженно считается самым узкоспециализированным и специфическим. Он условно может быть разделен на два вида:
Организация научных туров требует серьезной и тщательной подготовки, а также обязательное наличие опыта и соответствующих знаний.
Наиболее массовым видом профессионально-делового туризма является выставочный, так как он охватывает наибольшее количество туристов и проводимых мероприятий. Существует множество различных разновидностей выставочных туров, которые могут различаться как по масштабу проводимой выставки (в рамках одной страны, региона или международные) и тематике (например, авиасалоны, выставки в сфере информационных технологий, художественные и т.д.), так и по степени специализации (общедоступные или только для специалистов).
Разнообразие выставочных туров чрезвычайно велико, а их организацией занимается множество самых различных операторов и агентств.
Основными центрами профессионально-делового туризма в России являются две столицы – Москва и Санкт-Петербург. Это неудивительно, так как именно в этих городах сосредоточено наибольшее количество потенциальных организаторов различных мероприятий: органы государственного управления, крупнейшие отечественные и зарубежные предприятия, фирмы и компании, множество исторических и культурных объектов.
Вместе с тем, в последние годы все активнее проявляют себя другие регионы. Например, Новосибирск, благодаря высокому уровню развития науки, становится центром проведения различных мероприятий для ученых, а в Казани занимаются организацией масштабных спортивных и деловых событий. Кроме того в стране проводятся различные конгрессы и другие мероприятия, связанные с развитием бизнес туризма.