Бизнес в кризис: стоит ли его начинать? Обычный человек, узнав об ухудшении экономических условий, старается «спрятать голову в песок», максимально обезопасить себя и своих близких за счёт условно стабильной работы. Однако подавляющее большинство крупных компаний, ярких начинаний нашли себе место именно в кризис – когда прибыли падают, рушатся прежде успешные компании, уходят слабейшие, а значит – освобождается часть рынка (часто – довольно существенная). Именно это позволяет открывать бизнес во время кризиса. Впрочем, последняя его «волна» принесла и новые социальные явления – например, падение интереса к традиционно неизменному сегменту люксовых продуктов, элитных товаров.
Лучший бизнес во время кризиса, по мнению многих богатых и супербогатых людей, – практически любой, главное заключается в адаптации бизнес-схемы. Даже богатые экономят в кризис – но открывают бизнес. Одновременно придётся больше времени потратить на предварительный анализ и планирование, начинать с меньшего масштаба, либо с узкого сегмента. По-прежнему пользуются спросом товары и большая часть услуг, в том числе медицинские. Есть интерес к большинству отраслей, однако инвестиции должны окупаться достаточно быстро – иначе компания может попросту не выжить, не дождаться прибыли.
Топ-5 видов бизнеса в кризис включает такие области деятельности, как пищевая отрасль, ремонт авто, интернет-проекты и стартапы, косметическая сфера, а также аутсорсинг. Помочь другим экономить, выглядеть лучше, работать эффективнее – достойная цель, а в подавляющем большинстве перечисленных областей можно найти варианты, как «войти» в них с меньшей суммой и добиться более высокой оборачиваемости вложенных средств. Кроме того, многие отрасли переходят на более бюджетные решения – чуть более дешевые товары и сегменты, экономные решения. Вместо высоких характеристик предложите покупателям разумное решение и снизьте затраты, снизив заодно и цену – и вы найдёте свой вид бизнеса в кризис.
Выгоду можно считать разными способами. Для кого-то важна только прибыль, для других – выход на мировой рынок. Главное – не останавливаться на достигнутом. Среди примеров успешных бизнесменов, которые открывали немало компаний в кризис, можно упомянуть Ричарда Брэнсона – так, под его крылом собралось больше 50 компаний из самых разных сфер. Разделяя сумму инвестиций по разным по «скорости», уровню, масштабу и будущему проектам, вы сможете извлечь не просто максимальную прибыль, но наиболее управляемый, предсказуемый и стабильный источник дохода (и дальнейшего роста). А это очень важно в кризис.
Вариантов выживания «в затяжном пике» длительных, друг за другом следующих кризисов несколько:
Первым путём идти можно и нужно, однако многие компании попутно сокращают не только «распухшие» в тучные годы статьи расхода, но и самые необходимые – к примеру, рекламу, продвижение, либо даже экономят на качестве в первую очередь, ухудшая привычные потребителю характеристики товара или услуги. А этого делать точно нельзя. Переход к бюджетной рекламе, например, допустим, а вот отказ от рекламного бюджета наверняка приведёт к спаду в сфере сбыта.
Разные бизнесмены рекомендуют разные подходы и решения. Олег Тиньков уверен в успехе медицинской отрасли, Александр Кравцов, владелец бренда «Экспедиция», считает, что есть немало рынков, и приводит в пример единственную в России компанию, шьющую рюкзаки. Многие бизнесмены намекают на сельское хозяйство, производство продуктов питания, мелкое машиностроение. И почти все считают, что время «схлопывания» рынков идеально для того, чтобы на месте гигантов появились представители малого и среднего бизнеса, более эффективные и легко перестраивающиеся под нужды экономики завтрашнего дня.
Развитие бизнеса в кризис «упирается» сразу в несколько глобальных проблем. Это:
Одновременно в кризис есть возможность лавировать, приспосабливаться, находить более выгодные предложения и дешёвые решения, а значит – предлагать более конкурентоспособные товары и услуги.
Более бдителен и сам собственник, и управленцы, а значит, меньше ненужных действий, длительных невыгодных инвестиций. Перераспределяя ресурсы компании, можно добиться более быстрых результатов, чем вне кризиса, когда «всё хорошо».
Совет Сравни ру: начиная и развивая бизнес в кризис, изучайте не только классические, но и актуальные стратегии выживания. Это можно сделать на примере компаний, которые успешны и остаются на плаву даже в сложное время.