Бизнес-брокер – лицо, выполняющее функции посредника между двумя сторонами деловой сделки – покупки и продажи готового бизнеса, предприятий. Также брокер выступает посредником, или медиатором, при совершении сделок по поглощению бизнеса, проектам по слиянию компаний. После завершения сделки либо в процессе прохождения определённых этапов такой брокер получает гонорар, обычно рассчитываемый в форме процента от сделки. Также к бизнес-брокерам относятся не только отдельные лица, но и соответствующие агентства, компании. В России существуют даже рейтинги лучших бизнес-брокеров (составляются за текущий календарный год).
Основной вид заработка брокера – процент от заключённых сделок между организациями, предприятиями, другими формами бизнеса. На сегодня это очень мощная и финансово подпитываемая сфера, так как в Москве процент сделок, совершённых через брокера, превышает 50%, в Санкт-Петербурге – 25%. В итоге за конкретные этапы сделок либо за полное завершение покупки бизнеса, продажи готового бизнеса, организованное слияние или поглощение брокер получает вознаграждение.
Максимальную долю рынка занимают объекты торговли. На конец 2014 года до четверти сопровождаемых сделок в РФ приходилось именно на торговые объекты.
Для начала официальной деятельности нужно зарегистрироваться в качестве юрлица либо индивидуального предпринимателя. Для начала собственно работы необходимо владеть следующими навыками:
В работе бизнес-брокеру пригодятся умение сохранять конфиденциальность сделок, готовность не использовать типовые схемы купли-продажи, а индивидуально подходить к схеме купли-продажи и подготовки условий.
Зачастую руководители компаний, желая сменить сферу деятельности, не могут моментально «вникнуть» в формат и особенности желаемой сферы. Не всегда есть и достаточное количество свободных средств для покупки интересующего бизнеса. А сделка может «уплыть». Разбираться в тонкостях работы, в оценке состояния и стоимости бизнеса может брокер – а владельцу совсем не обязательно даже знать, как оформляется купля-продажа компании «от и до». Также хороший брокер может помочь в подборе кредитных предложений либо найти именно такой бизнес, который может рассчитывать на получение кредита. Кроме того, есть собственники, готовые продать свой действующий бизнес «в рассрочку», и на достаточно выгодных условиях.
Найти подходящего бизнес-брокера сегодня можно как по рекомендациям знакомых предпринимателей, уже успешно расставшихся со своим готовым бизнесом на выгодных условиях, так и на специализированных площадках. Есть рейтинги самых активных брокеров в профильных журналах. Чаще всего пользуются услугами брокеров:
при продаже:
При покупке «зовут» брокера те, кто хотят стать владельцами
Принимая решение о продаже собственного дела, следует узнать, кто такие брокеры по продаже бизнеса и стоит ли обращаться к ним за помощью. Бизнес-брокеры – финансовые консультанты, которые помогают подыскать покупателя, готового заплатить наибольшую цену. Предоставляют востребованные услуги, помогая осуществить выгодную продажу или покупку любых фирм. Брокер поможет подготовить компанию к продаже, дав советы по увеличению рейтинга и стоимости предприятия
Посредник по продаже бизнеса – опытный специалист, разбирающийся в актуальном положении дел на рынке. Услуги наиболее востребованы в периоды кризиса, когда фактор времени играет ведущую роль. В задачи агента входит оценка бизнеса по факторам окупаемости, деперсонификации бизнеса, затрат ресурсов.
В портфель предоставляемых услуг входит не только покупка и продажа готового бизнеса. Услуги бизнес-брокера включают помощь в оценке, увеличении стоимости, продаже по выгодным условиям бизнеса. Процедура сделки проходит поэтапно:
Все этапы проверяются агентом для обеспечения чистоты сделки. Бизнес-брокер в ряде случаев выполняет роль оценщика. Изучается порядок налоговой, бухгалтерской отчетности, состояние оборудования, уровень производительности.
Специалист по продаже бизнеса – это специалист, подходящий к задаче продажи комплексно. Бизнес-брокер – не риелтор, а эксперт в вопросах быстрого заключения выгодных сделок. В задачи посредника входит расширение базы продавцов и покупателей, в задачи брокера – оценка, поиск решений по увеличению стоимости продаваемого бизнеса.
Как и риелтор, брокер в качестве оплаты за услуги берет процент от сделки; оплачивает услугу обычно заказчик. Бизнес-брокер имеет больше полномочий в процессе подготовки к продаже предприятия. Тонкости сотрудничества на всех этапах тщательно обсуждаются с продавцом.