logo
Ещё

Автомат или механика

Извечный спор многих автолюбителей – с какой коробкой выбрать машину: механикой или автоматом? Приверженцы первой трансмиссии уверены в ее надежности, ремонтопригодности, простоте обслуживания. Любители АКПП ценят больше всего в управлении автомобилем комфорт. Именно с автоматом водителю удобнее всего управлять машиной, ведь не нужно каждый раз при смене скоростей передвигать ручку переключения передач. Какую же коробку выбрать – автомат или механику?

Прочитав эту статью, сделать свой выбор вам станет гораздо проще.

Автомат vs механика

Прежде чем приступить к сравнению этих коробок, нужно четко понимать, чем они отличаются. В механике процесс переключения передач осуществляется при помощи водителя – он рукой меняет положение рукоятки КПП, вследствие чего происходит переход на понижающую или повышающую передачу. Во время переключения также необходимо нажать на педаль сцепления. Поэтому в автомобилях с МКПП три педали – тормоз, газ и сцепление.

В машинах с автоматической коробкой процесс переключения скоростей автоматизирован. То есть при достижении определенных оборотов двигателя трансмиссия сама понижает или повышает скорость. Водителю при этом не нужно ничего делать – ни двигать рукоятку КПП, ни нажимать на педаль. Поэтому и педалей в автомобилях с АКПП только две – газ и тормоз.

АКПП

Существует несколько разновидностей автоматических трансмиссий, каждая из которых имеет собственные плюсы и минусы.

Наибольшее распространение получили следующие коробки: классическая АКПП с гидротрансформатором, вариатор, роботизированная АКПП, преселективная трансмиссия.

Описание и особенности

Принцип работы классического автомата достаточно сложный. Если его объяснить в двух словах, то АКПП работает следующим образом: к коленвалу крепится гидротрансформатор, который отвечает за передачу крутящего момента. Передача момента осуществляется не с помощью дисков сцепления, а с помощью перекачки масла. Вместо шестерен с разным количеством зубьев (как в механике), у автомата используется планетарный ряд. В зависимости от скорости, блокируется тот или иной элемент планетарного ряда, и передается соответствующий крутящий момент на выходной вал.

Несмотря на то, что передачи в АКПП переключаются автоматически, все же классический автомат имеет селектор с несколькими положениями. В режиме Р (паркинга) машина удерживается на месте во время парковки. Включив положение R, водитель будет двигаться задним ходом. Есть и нейтральная передача (N), при включении которой разрывается связь между мотором и трансмиссией. Движение передним ходом осуществляется при включении положения D. Во многих современных коробках предусмотрен еще один режим – M (manual), во время которого можно вручную выбирать нужную передачу. Кроме того, современные АКПП позволяют переключаться между разными режимами вождения. Например, включив положение S, водитель сможет более динамично разгоняться, ведь коробка будет переключаться при достижении высоких оборотов.

В режиме Winter машина будет трогаться плавно, чтобы избежать пробуксовывания.

Плюсы и минусы

Преимущества АКПП:

  • Простота вождения. Водителю не нужно отвлекаться на переключение передачи, задействовав для этого руку и ногу. Именно поэтому автомат выбирают многие новички, которые еще неуверенно чувствуют себя на дороге.
  • Высокий уровень комфорта. Современные автоматы обеспечивают максимальную плавность хода и отсутствие толчков при переключении передач. Поэтому водитель и пассажиры будут себя чувствовать очень комфортно как при ускорении, так и при торможении.
  • Отличный вариант для езды по городу. В условиях постоянных пробок и частых остановок, автомат избавит водителя от необходимости переключать передачи.
  • Экономия топлива при движении по трассе. За городом АКПП способна более рационально подобрать диапазон, чем человек, за счет чего и достигается экономия топлива. Особенно преуспел в этом вопросе вариатор.

Недостатки АКПП:

  • Повышенная стоимость автомобиля – модели с автоматом стоят дороже по сравнению с аналогичными машинами с механикой.
  • Дороговизна ремонта. Для ремонта АКПП придется обращаться в специализированные СТО, в то время как механику смогут починить практически в любом автосервисе.
  • Ограничения по эксплуатации (например, нельзя буксировать на длинные расстояния).
  • Повышенный расход топлива в городском режиме.

МКПП

Механическая коробка передач получила свое название из-за того, что для смены скорости водителю приходится самому приводить в движение сложный механизм за счет нажатия на педаль сцепления и изменения положения рукоятки КПП. Механика более проста в устройстве по сравнению с АКПП, но требует постоянного участия водителя во время движения.

С одной стороны это снижает комфорт, с другой добавляет гибкости и улучшает управляемость – водитель сам решает, когда повысить или понизить скорость.

Описание и особенности

Механическая коробка переключения передач состоит из входного и выходного вала, соединенными между собой парами зубчатых колес. Количество пар этих колес соответствует количеству передач в коробке. Соотношение зубьев на колесах в разных парах отличается. Соответственно отличается и передаваемый крутящий момент. Поэтому, в зависимости от того, какая пара колес взаимодействует, меняется и скорость вращения колес, а значит и скорость вращения выходящего вала. Во время смены шестерен они должны находиться в бездвижном положении, т.е. отсоединены от входящего вала. За это отвечает сцепление – пара дисков, разъединяющихся во время переключения передач. Таким образом, смена скорости в механике осуществляется за счет изменения передаточного числа в шестернях.

И хотя на первый взгляд такое устройство трансмиссии кажется сложным, на самом деле оно самое простое по сравнению с другими видами коробок переключения передач. Именно поэтому механика и является самой надежной - в ней меньше деталей, которые могут выйти из строя. Однако в МКПП отсутствует так называемая защита от дурака.

Если неправильно работать сцеплением и рукояткой КПП, можно быстро вывести из строя механическую трансмиссию.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • При одинаковой мощности у автомобиля с механикой динамика будет выше, чем у машины с автоматом.
  • Экономия топлива. Чем выше мастерство переключения передач у водителя, тем больше он сможет сэкономить. Периодическое включение нейтральной скорости, режим езды накатом и другие хитрости позволят вам сократить расход топлива.
  • Расход меньшего количества трансмиссионного масла по сравнению с автоматом.
  • Автомобиль с механикой легче заводится при низких температурах.
  • Ремонтопригодность. Механика имеет сравнительно простую конструкцию, из-за чего ее легче и дешевле ремонтировать.
  • Возможность безопасной эксплуатации по снегу и гололеду. Автомат при пробуксовке перегревается.

Недостатки:

  • Неудобное управление, т.к. при каждой смене скорости нужно выжимать сцепление и переключать передачу вручную. Новички зачастую не умеют в нужный момент переключать передачи, а также у них возникают сложности с троганием с места.
  • Риск спалить сцепление. Особенно эта проблема актуальна у начинающих водителей. Они боятся заглохнуть, поэтому перегазовывают с выжитым сцеплением и медленно его отпускают. Может потребоваться дорогостоящий ремонт.
  • Сокращается ресурс двигателя из-за того, что в механике часто происходит раскручивание мотора до максимальных оборотов.

Что выбрать

Итак, если вы столкнулись с дилеммой относительно того, что выбрать – автомат или ручку, вам нужно сначала решить, что вы ждете от машины. Если вам нужен максимальный комфорт, а ездите вы в основном по загруженным городским улицам, предпочтение следует отдать автомату. Да и новички, для которых ручное переключение – это сложная задача и ненужное отвлечение внимания от дороги, тоже выбирают АКПП.

Механика – это выбор тех, кто хочет сэкономить. Во-первых, экономия происходит на этапе покупки авто, ведь ТС с МКПП стоит дешевле по сравнению с машиной на автомате. Во-вторых, обслуживание и ремонт механической коробки тоже обходится дешевле.

Кроме того, водитель автомобиля на ручке может добиться существенной экономии топлива.

FAQ:

Где расход топлива ниже – на автомате или механике?

В городском режиме расход топлива ниже в механике. За городом современные АКПП могут добиться меньшего потребления топлива, чем МКПП.

Можно ли буксировать авто на АКПП?

Можно, но только на короткие расстояния, и только при включенном режиме N.

Вывод

У механической и автоматической коробок переключения передач есть собственные плюсы и минусы. Поэтому при выборе того или иного варианта, нужно опираться на свои личные предпочтения, условия эксплуатации, финансовые возможности и другие критерии.