Извечный спор многих автолюбителей – с какой коробкой выбрать машину: механикой или автоматом? Приверженцы первой трансмиссии уверены в ее надежности, ремонтопригодности, простоте обслуживания. Любители АКПП ценят больше всего в управлении автомобилем комфорт. Именно с автоматом водителю удобнее всего управлять машиной, ведь не нужно каждый раз при смене скоростей передвигать ручку переключения передач. Какую же коробку выбрать – автомат или механику?
Прочитав эту статью, сделать свой выбор вам станет гораздо проще.
Прежде чем приступить к сравнению этих коробок, нужно четко понимать, чем они отличаются. В механике процесс переключения передач осуществляется при помощи водителя – он рукой меняет положение рукоятки КПП, вследствие чего происходит переход на понижающую или повышающую передачу. Во время переключения также необходимо нажать на педаль сцепления. Поэтому в автомобилях с МКПП три педали – тормоз, газ и сцепление.
В машинах с автоматической коробкой процесс переключения скоростей автоматизирован. То есть при достижении определенных оборотов двигателя трансмиссия сама понижает или повышает скорость. Водителю при этом не нужно ничего делать – ни двигать рукоятку КПП, ни нажимать на педаль. Поэтому и педалей в автомобилях с АКПП только две – газ и тормоз.
Существует несколько разновидностей автоматических трансмиссий, каждая из которых имеет собственные плюсы и минусы.
Наибольшее распространение получили следующие коробки: классическая АКПП с гидротрансформатором, вариатор, роботизированная АКПП, преселективная трансмиссия.
Принцип работы классического автомата достаточно сложный. Если его объяснить в двух словах, то АКПП работает следующим образом: к коленвалу крепится гидротрансформатор, который отвечает за передачу крутящего момента. Передача момента осуществляется не с помощью дисков сцепления, а с помощью перекачки масла. Вместо шестерен с разным количеством зубьев (как в механике), у автомата используется планетарный ряд. В зависимости от скорости, блокируется тот или иной элемент планетарного ряда, и передается соответствующий крутящий момент на выходной вал.
Несмотря на то, что передачи в АКПП переключаются автоматически, все же классический автомат имеет селектор с несколькими положениями. В режиме Р (паркинга) машина удерживается на месте во время парковки. Включив положение R, водитель будет двигаться задним ходом. Есть и нейтральная передача (N), при включении которой разрывается связь между мотором и трансмиссией. Движение передним ходом осуществляется при включении положения D. Во многих современных коробках предусмотрен еще один режим – M (manual), во время которого можно вручную выбирать нужную передачу. Кроме того, современные АКПП позволяют переключаться между разными режимами вождения. Например, включив положение S, водитель сможет более динамично разгоняться, ведь коробка будет переключаться при достижении высоких оборотов.
В режиме Winter машина будет трогаться плавно, чтобы избежать пробуксовывания.
Преимущества АКПП:
Недостатки АКПП:
Механическая коробка передач получила свое название из-за того, что для смены скорости водителю приходится самому приводить в движение сложный механизм за счет нажатия на педаль сцепления и изменения положения рукоятки КПП. Механика более проста в устройстве по сравнению с АКПП, но требует постоянного участия водителя во время движения.
С одной стороны это снижает комфорт, с другой добавляет гибкости и улучшает управляемость – водитель сам решает, когда повысить или понизить скорость.
Механическая коробка переключения передач состоит из входного и выходного вала, соединенными между собой парами зубчатых колес. Количество пар этих колес соответствует количеству передач в коробке. Соотношение зубьев на колесах в разных парах отличается. Соответственно отличается и передаваемый крутящий момент. Поэтому, в зависимости от того, какая пара колес взаимодействует, меняется и скорость вращения колес, а значит и скорость вращения выходящего вала. Во время смены шестерен они должны находиться в бездвижном положении, т.е. отсоединены от входящего вала. За это отвечает сцепление – пара дисков, разъединяющихся во время переключения передач. Таким образом, смена скорости в механике осуществляется за счет изменения передаточного числа в шестернях.
И хотя на первый взгляд такое устройство трансмиссии кажется сложным, на самом деле оно самое простое по сравнению с другими видами коробок переключения передач. Именно поэтому механика и является самой надежной - в ней меньше деталей, которые могут выйти из строя. Однако в МКПП отсутствует так называемая защита от дурака.
Если неправильно работать сцеплением и рукояткой КПП, можно быстро вывести из строя механическую трансмиссию.
Преимущества:
Недостатки:
Итак, если вы столкнулись с дилеммой относительно того, что выбрать – автомат или ручку, вам нужно сначала решить, что вы ждете от машины. Если вам нужен максимальный комфорт, а ездите вы в основном по загруженным городским улицам, предпочтение следует отдать автомату. Да и новички, для которых ручное переключение – это сложная задача и ненужное отвлечение внимания от дороги, тоже выбирают АКПП.
Механика – это выбор тех, кто хочет сэкономить. Во-первых, экономия происходит на этапе покупки авто, ведь ТС с МКПП стоит дешевле по сравнению с машиной на автомате. Во-вторых, обслуживание и ремонт механической коробки тоже обходится дешевле.
Кроме того, водитель автомобиля на ручке может добиться существенной экономии топлива.
Где расход топлива ниже – на автомате или механике?
В городском режиме расход топлива ниже в механике. За городом современные АКПП могут добиться меньшего потребления топлива, чем МКПП.
Можно ли буксировать авто на АКПП?
Можно, но только на короткие расстояния, и только при включенном режиме N.
У механической и автоматической коробок переключения передач есть собственные плюсы и минусы. Поэтому при выборе того или иного варианта, нужно опираться на свои личные предпочтения, условия эксплуатации, финансовые возможности и другие критерии.