В процессе эксплуатации автомобилей двигатель постоянно подвергается повышенным нагрузкам, что закономерно приводит к постепенному износу тех или иных компонентов. Одной из самых распространенных проблем считаются задиры в цилиндрах, представляющие собой механические повреждения деталей.
Важно своевременно выявить данную проблему, чтобы оперативно провести восстановление и избежать тяжелых последствий.
Внутри автомобильных двигателей есть ряд элементов, работа которых предполагает трение металлических поверхностей. Для снижения износа и более равномерного движения компонентов друг относительно друга используются смазочные составы. Масло попадает на стенки цилиндров путем разбрызгивания.
Но из-за длительной эксплуатации в сложных условиях эффективность смазывания может существенно снизиться, что приводит к непосредственному контакту металлических деталей. Поршни, двигаясь внутри цилиндров, начинают оставлять на внутреннем покрытии царапины или борозды. Подобные повреждения легко можно увидеть при визуальном осмотре блока при снятых поршнях. Также иногда достаточно просто перевести поршни в крайнее нижнее положение, осматривая верхнюю часть цилиндров.
Прямой визуальный осмотр поверхностей на предмет повреждений невозможен без разборки моторов. По этой причине было разработано несколько эффективных методов, позволяющих избежать затратной и кропотливой работы. Чаще всего для точной диагностики проблемы прибегают к эндоскопии, подразумевающей съемку внутренней части цилиндров при помощи небольшой видеокамеры.
Сильное трение поршней о цилиндры при отсутствии или недостатке масла неизбежно приведет к появлению задиров. Причем подобные дефекты могут проявляться как на всей поверхности, так и на отдельных небольших участках.
Несмотря на постоянное совершенствование конструкций автомобильных моторов проблема появления задиров в цилиндрах все еще остается весьма актуальной.
И чтобы свести к минимуму негативные последствия таких дефектов стоит научиться вовремя распознавать признаки неполадки, а также оперативно обращаться в сервисный центр для профессиональной диагностики и ремонта.
Определить наличие задиров в цилиндрах на начальных этапах крайне сложно. Долгое время эта проблема может никак себя не проявлять, тем не менее влияя на работу силового агрегата и других систем автомобиля. Однако постепенно борозды становятся более глубокими, что приводит к появлению весьма характерных признаков:
При появлении одного или нескольких признаков может свидетельствовать о наличии некоторых проблем в силовом агрегате автомобиля. В любом случае, рекомендуется как можно быстрее передать транспортное средство в сервис для профессиональной диагностики.
Как только автовладелец столкнулся с одним или несколькими признаками появления задиров, ему стоит как можно раньше приступить к полноценной диагностике двигателя на предмет данной неполадки.
На сегодняшний день существует три наиболее распространенных метода проверки: эндоскопия, проверка герметичности цилиндров и визуальный осмотр при разборке мотора.
Современный и достаточно эффективный способ диагностики, предполагающий использование миниатюрной камеры. В данном случае нет необходимости разбирать мотор, чтобы вживую осматривать цилиндры на предмет повреждений. Использование эндоскопа позволяет значительно снизить стоимость диагностики. Разборка же мотора будет выполнена только в случае подтверждения проблемы для полноценного ремонта.
Этапы проведения эндоскопии:
Современные диагностические эндоскопы успешно определяют даже самые мелкие дефекты, измеряя ширину и глубину задиров.
Для проверки герметичности цилиндров используется специальный анализатор, позволяющий замерять компрессию и фиксировать отклонения от нормальных значений. Если полученные в ходе проверки показатели будут серьезно отличаться от нормы, это указывает на наличие дефектов.
Тут важно учитывать, что далеко не всегда причина падения компрессии кроется именно в задирах. Порой данная проблема обусловлена недостаточным прилеганием клапанов к седлам или иными неполадками.
Таким образом, при использовании метода анализа герметичности важно сразу исключить другие неисправности, способные влиять на уровень компрессии в цилиндрах.
Точнее всего удается выявить наличие задиров на внутренних стенках цилиндров путем прямого визуального осмотра деталей после разборки двигателя. Для этого потребуется снять голову блока цилиндров, а также поддон.
Этот метод диагностики редко применяют только для проверки целостности цилиндров. Работы занимают слишком много времени и потребуют значительных вложений.
К разборке мотора прибегают в тех случаях, когда уже запланирован капитальный ремонт агрегата.
Существует несколько популярных методов ремонта мотора при возникновении задиров: гильзовка, расточка цилиндров, использование специальных средств. Выбор зависит от степени повреждения деталей.
Восстановление поврежденных стенок цилиндров возможно путем их предварительной расточки и установки внутрь металлических гильз. Причем внутренний диаметр гильз будет равен базовому диаметру цилиндров до расточки. Таким образом, новый металл заменяет собой поверхности с задирами.
Данный подход позволяет полностью восстановить компрессию. Однако теплообмен в деталях несколько нарушается из-за того, что между цилиндром и гильзой в любом случае будет оставаться некоторый зазор.
Двигатели, отремонтированные подобным образом, склонны к перегреву.
Порой прибегают к расточке блока цилиндров без использования дополнительных гильз. Но чтобы сохранить прежнюю компрессию, в данном случае потребуется также установить новые детали с увеличенными размерами.
При грамотном подходе удается практически полностью восстановить характеристики силового агрегата и свести к минимуму вероятность возникновения каких-либо осложнений.
Для этого метода есть свои ограничения, обусловленные особенностями конструкции конкретного двигателя. Очень глубокие задиры в цилиндрах устранить попросту не получится, так как блоки не обладают необходимым запасом прочности. Также порой возникают сложности с поиском внутренних деталей с увеличенными диаметрами.
Небольшие царапины, сколы и задиры на стенках цилиндров порой могут быть устранены без разборки или капитального ремонта двигателя. Существуют специальные присадки-реметализанты, которые добавляют в моторное масло.
Подобные смеси содержат элементы молибдена, титана и других металлов.
Эти частицы заполняют небольшие неровности на поверхности цилиндров, восстанавливая их профиль.
Современные присадки от задиров не меняют смазывающих свойств масел, при этом эффективно воздействуя на покрытия и удаляя небольшие неровности. Но при их использовании очень важно строго соблюдать рекомендации производителя.
Важно учитывать, что при наличии существенных дефектов на поверхности деталей мотора присадки помогут лишь отсрочить капитальный ремонт. С их помощью машина вполне сможет стабильно проработать еще несколько десятков тысяч километров.
Первое время общий износ поршневой группы или задиры в цилиндрах практически незаметны. Владелец может продолжать использовать транспортное средство в привычном режиме, не обращая внимания на косвенные признаки неполадки. Как раз в этом заключается основная опасность дефекта, который постепенно усугубляется и начинает все больше влиять на работу мотора.
Если даже после появления первых признаков продолжать использовать мотор без полноценной диагностики и ремонта, в будущем есть вероятность столкнуться с весьма тяжелыми последствиями.
Изменение геометрии зазора между движущимися деталями в моторе может приводить к возникновению сухого трения, сопровождающегося характерными звуками и преждевременным износом компонентов.
Неравномерное распределение смазки способно приводить к спайке микронеровностей, увеличению глубины задиров, а также постепенному разрушению деталей. Появится все больше новых задиров, различных дефектов и металлической стружки. Данные продукты износа еще больше вредят конструкции, усугубляя проблему и вызывая серьезные неполадки.
Настоятельно не рекомендуется долгое время эксплуатировать двигатель с задирами в цилиндрах. в некоторых случаях, отсутствие ремонта может приводить к заклиниванию поршня, повреждению блока управления или шатуна. Самым серьезным осложнением считается полное разрушение коленчатого вала. В данном случае восстановить двигатель уже не удастся, так что для восстановления работоспособности транспортного средства потребуется приобретать новый мотор. А это уже весьма серьезный удар по бюджету автовладельца.
Стоит учитывать, что даже базовый ремонт мотора для устранения задиров обходится весьма недешево ввиду необходимости разбирать силовой агрегат. Далеко не все владельцы готовы тратиться на капитальный ремонт, при том, что базовые функции мотор выполняет в привычном режиме. На практике, при неглубоких царапинах в цилиндрах вполне можно продолжать использовать транспортное средство. Если явных признаков неполадки нет, с визитом в сервисный центр для ремонта можно повременить. Но в этом случае пользователь столкнутся с увеличением расхода топлива, повышением шума, а также небольшим снижением динамики.
Но откладывать профессиональную диагностику и ремонт на слишком долгое время также не рекомендуется, поскольку износ цилиндров и поршней может привести к куда более серьезным последствиям.
При рассмотрении дефектов цилиндров мотора принято отдельно определять задиры и царапины. Под царапиной понимается поверхностное повреждение, которое обычно возникает из-за контакта покрытия с движущимися предметом или деталью. Появляется тонкая бороздка, нарушающая целостность поверхности. Небольшие царапины в цилиндрах могут появиться из-за попадания внутрь какого-либо мусора, мелкого песка и тому подобного. Такие дефекты мало влияют на работоспособность двигателя, однако в будущем вполне могут перерасти в задиры.
Задиры представляют собой гораздо более серьезное повреждение. Дефект имеет довольно большую ширину и зазубренные края. Поверхность становится неровной, покрывается различными трещинами и рытвинами.
В двигателях задиры возникают при недостатке смазки.
Металлические детали начинают сильно тереться друг об друга во время работы, что приводит к «сдиранию» части материала с поверхности.
Появление задир может быть обусловлено большим количеством факторов. Исключить их все не представляется возможным, поскольку на некоторые человек попросту не способен повлиять. Однако существенно снизить риски появления подобных дефектов позволит правильный выбор моторного масла и его своевременная замена.
Смазка обеспечит плавный ход деталей друг относительно друга, предотвратив сухое трение поверхностей.
Также рекомендуется учитывать температурные деформации при работе двигателя. При нагреве элементы расширяются, так что перед полноценной эксплуатацией рекомендовано всегда прогревать мотор около 5-15 минут. Особенно это важно для машин, моторы в которых склонны к образованию задиров.
В том случае, если в цилиндрах обнаружились неглубокие задиры, автомобилем вполне можно продолжать пользоваться в привычном режиме. Такие дефекты мало влияют на работу мотора на начальном этапе, однако постепенно могут перерастать в глубокие царапины или трещины. Замедлить прогрессирование дефекта можно более щадящей эксплуатацией силового агрегата. Не рекомендуется перегревать его или регулярно подвергать повышенным нагрузкам.
Свести к минимуму вероятность появления задиров можно путем регулярного технического обслуживания транспортного средства. Причем желательно выполнять все сервисные операции в официальных дилерских центрах. Расходники желательно всегда использовать только оригинальные, избегая подделок и дешевых реплик.
Если автомобиль регулярно эксплуатируется на пыльных дорогах или при низких температурах, межсервисный пробег рекомендуется сократить до минимума.
Появление задиров в цилиндрах – весьма серьезная неполадка, с которой может столкнуться любой автовладелец. Важно своевременно выявить неисправность, а также без промедления приступить к ее устранению.
Эксплуатация транспортного средства с задирами в моторе может оказаться не только экономически нецелесообразной, но и весьма опасной.
Задиры в цилиндрах – явный признак износа двигателя, указывающий на необходимость проведения серьезного ремонта или даже замены силового агрегата. Впрочем, если доверить проблему квалифицированным специалистам, негативные последствия от появления подобной неполадки можно свести к минимуму.