Помимо производства и эксплуатации транспортных средств особое внимание также уделяется их утилизации. Ее оплачивает производитель или импортер, а конкретная сумма зависит от применяемых экологических нормативов.
Ниже постараемся разобраться подробнее в особенностях оплаты утилизационного сбора, а также в том, какие изменения в этой области ожидают людей в 2025 году.
Утилизационный сбор представляет собой разовый платеж, который вносится производителями или покупателями различных транспортных средств. Утильсбор предусматривается для колесного транспорта, различных самоходных машин и прицепов. Сам по себе данный платеж необходим для того, чтобы заранее профинансировать дальнейшую утилизацию транспортного средства после эксплуатации.
В соответствии с проектом Минпромторга утилизационный сбор на автомобили планируется индексировать каждый год. И для некоторых моделей машин данный взнос может составить весьма внушительные суммы.
Одной из важнейших целей повышения утильсбора является привлечение в страну новых автопроизводителей. Ведь из-за индексации неизбежно вырастут цены на уже представленные на рынке модели, что приведет к снижению спроса.
Часть брендов может существенно сократить производство или же вовсе уйти с рынка России, освободив место для отечественных компаний или новых автопроизводителей.
По данным Минпромторга есть уже точные данные о размере утилизационного сбора на ближайшие шесть лет. В основу новых правил лег соответствующий проект постановления правительства, предусматривающий ежегодную индексацию ставки до 2029 года. В соответствии с этим документом, рынок ожидает многоступенчатое повышение утильсбора. Первое повышение запланировано на 1 октября 2024 года, а следующие изменения наступят уже 1 января 2025 года. При этом в дальнейшем индексация будет проводиться ежегодно именно 1 января.
Базовая ставка остается неизменной и составит 20000 рублей. Но коэффициенты, напрямую влияющие на итоговую сумму, планируется повысить во много раз. Выбор коэффициента зависит от типа установленного мотора, его объема, а также года выпуска автомобиля.
Например, для новых машин с объемом двигателя до 1 л на коэффициент составлял 4,06, а для подержанных (старше трех лет) — 10,36. С 1 октября 2024 года коэффициенты были повышены до 7,5 и 19,17 соответственно.
Наиболее заметное повышение ожидается для автомобилей с двигателями большого объема. Если ранее машины с моторами 3-3,5 л предполагали налог в 970 тысяч рублей (за новую) или 1,485 млн рублей (старше трех лет), то уже в октябре налог повысился до 1,794 млн и 2,747 млн рублей соответственно. К моменту окончания программы индексации в 2030 году эти суммы достигнут 3,783 млн и 5,792 млн рублей.
Отдельно рассматриваются электрокары и последовательные гибриды. В октябре 2024 года индексация утильсбора для этих моделей не предусмотрена. Сумма сбора пока составляет 32,6 тыс. рублей и 122 тыс. рублей для новых и старых моделей соответственно.
Но уже с января 2025 года суммы вырастут до 667,4 тыс. и 1,174 млн рублей.
Индексация утильсбора распространяется только на импортеров, работающих как юридические лица. Если люди ввозят автомобиль для личного пользования, они могут рассчитывать на получение привычных льгот и сниженную ставку.
Вплоть до 2030 года будут сохраняться привычные коэффициенты для электрокаров, гибридов и обычных машин с двигателями внутреннего сгорания объемом до трех литров. Льготами может воспользоваться физическое лицо, которое ввозит в страну не более одного автомобиля в год.
При этом очень важно, чтобы ввезенное транспортное средство оставалось в собственности не менее 12 месяцев.
Как отмечает Минпромторг, индексация утилизационного сбора коснется только той техники, которая успешно выпускается на территории России и Белоруссии. Особое внимание уделено объемам производства, так как важно в полной мере обеспечивать запросы внутреннего рынка.
Изменение утильсбора призвано защитить отечественных автопроизводителей от экспансии иностранных компаний на российский рынок. Также оно должно простимулировать массовое открытие новых заводов и сборочных линий для изготовления транспортных средств на территории страны.
Стоит учитывать, что пока что ни о какой конкретике в области открытия новых заводов речи не идет. На данном этапе программа индексации сбора направлена на общее поддержание развития российского автопрома.
Корректировка данного налога позволяет существенно снизить риски, возникающие при массовом импорте автомобилей. Так планируется сократить объемы оттока капитала, повысить независимость внутреннего рынка и минимизировать валютные риски.
Еще в 2012 году, когда был введен механизм утилизационного сбора, в Россию были привлечены многочисленные зарубежные автопроизводители. Они же привели с собой поставщиков компонентов, существенно повысив наполненность рынка.
Новые правила индексации должны еще больше простимулировать данный процесс.
Индексация утилизационного сбора положительно воспринимается отечественными автопроизводителями. Постепенное повышение ставки может стать стимулом для многих иностранных компаний активно развивать производственные мощности на территории России. Вполне возможно, что начнут открываться новые сборочные линии, заводы. Также ожидается увеличение количества партнерских проектов с российскими брендами.
При грамотном воплощении данные шаги могут позитивно отразиться на развитии отечественного автопрома, а также смежных отраслей промышленности. Индексация утильсбора является одним из условий для долгосрочного, эффективного и независимого развития российских компаний. Именно на это указывали представители АвтоВАЗа, которые уже неоднократно предлагали повысить утилизационный сбор.
Индексация должна мотивировать отечественные и иностранные компании инвестировать в локальные производства. И если это произойдет, неизбежно появится множество новых рабочих мест, а также дополнительных возможностей для развития наукоемких отраслей и экономики в целом.
С учетом неспокойной политической и экономической обстановки в мире, данная мера многими воспринимается как весьма своевременная.
С ее помощью в перспективе планируется стабилизировать авторынок в России, снизив финансовую нагрузку на местных производителей и покупателей.
Как уже отмечалось выше, индексация утильсбора касается только юридических лиц и физических лиц, которые ввозят автомобили для дальнейшей перепродажи. Сумма сбора для физических лиц, импортирующих машину для личного пользования, остается неизменной с 2012 года. Ставки составляют 3,4 тысячи за новое транспортное средство и 5,2 тысячи за подержанное.
Таким образом, частный ввоз автомобилей из-за границы представляется гораздо более выгодным решением.
Утильсбор в ближайшие годы вырастет не только для легкового транспорта, но также для коммерческой и строительной техники. Это же касается грузовиков. Следствием удорожания техники станет повышение цен на различных этапах поставок и производства.
Также повышение утилизационного сбора сломает недавно наметившуюся тенденцию к снижению стоимости китайских автомобилей. Как следствие, транспорт становится все менее доступным для людей.
Утилизационный сбор на практике очень мало связан непосредственно с утилизацией автомобилей. На деле это дополнительный налог при покупке машины, который вынуждены оплачивать потребители. С его повышением неизбежно увеличатся цены на импортные автомобили. А вслед с этим, подорожают и отечественные модели.
Все это может привести к существенному изменению авторынка в России. Ведь многие производители будут вынуждены пересмотреть свою линейку или даже уйти с отечественного рынка из-за отсутствия покупателей.
Вкупе с общим повышением цен на отечественные и китайские автомобили этот факт приведет к снижению спроса, а также ощутимому падению объемов продаж.
Тем не менее, индексация должна поспособствовать ускоренному развитию собственных технологий, а также стать стимулом для создания новых заводов и рабочих мест.