logo
Ещё

Педали на механике

Раньше вопрос о том, как управлять автомобилем с механической коробкой переключения передач, не возникал ни у кого из-за отсутствия в России других видов трансмиссий. Сегодня же АКПП довольно распространена, и многие начинающие водители учились ездить именно на «автомате». Поэтому данная статья может оказаться полезной для тех, кто переучивается управлению авто с автоматом на механику, либо только начинает обучение езде в принципе.

Описание МКПП

МКПП или механическая коробка переключения передач получила свое название из-за того, что скорости переключаются за счет механической работы руки водителя. Устройство такой трансмиссии довольно сложное, но автомат или робот еще сложнее.

МКПП состоит из нескольких элементов. Входной вал получает крутящий момент от двигателя, а выходной передает его на колесную пару, благодаря чему машина и движется. Валы соединяются друг с другом посредством пар зубчатых колес. Сколько этих пар в автомобиле, столько и передач в коробке. В каждой паре соотношение количества зубьев в колесах отличается. Это отношение получило специальное название – передаточное число, и оно показывает, насколько быстрее или медленнее будет крутиться выходной вал относительно входного.

Одновременно могут соприкасаться только два колеса ведомого и ведущего вала, передавая тем самым вращение. В это время остальные колеса крутятся свободно. Также в автомобилях с МКПП есть нейтральная передача. При включении нейтралки все колесные пары разъединены, и автомобиль работает вхолостую.

Важной частью устройства механической коробки является механизм, с помощью которого включаются нужные передачи. Этот механизм задействуется с помощью передвижения рычага водителем. Взаимодействие системы тяг и муфт, блокирующих шестерни, а также синхронизаторы обеспечивают жесткое соединение нужных шестерен с помощью движения рукоятки коробки.

Все детали МКПП частично или полностью находятся в трансмиссионном масле, которое предназначено для охлаждения и смазывания данных элементов. Масло находится в герметичном корпусе коробки, а выходы валов уплотнены сальниками и прокладками.

Еще один важнейший элемент устройства механики – это диски сцепления. Они соединяют КПП с маховиком двигателя. При выжитом сцеплении диски находятся в разъединенном положении. При отпускании педали сцепления водителем, эти диски начинают постепенно прижиматься друг к другу, и в конечной точке плотно соединяются и вращаются синхронно. В результате крутящий момент передается на выходящий вал и дальше на колеса.

На первый взгляд устройство МКПП может показаться сложным, но в сравнении с другими трансмиссиями оно относительно простое. Именно поэтому механика и считается самой долговечной и надежной. В устройстве МКПП отсутствуют элементы электроники и гидравлика, что снижает количество возможных поломок. Однако у механики есть и минус – ее работоспособность полностью зависит от навыков водителя, т.е. в ней нет защиты о дурака.

Если пользоваться механикой неправильно (врубать не те передачи, резко бросать сцепление и пр.), то трансмиссия быстро выйдет из строя.

Педали на механике

В автомобиле с механической коробкой переключения передач три педали. Крайняя слева – это педаль сцепления, по центру находится тормоз, а справа – газ. Если у водителей авто с автоматом левая нога всегда бездействует, то у управляющих машиной с МКПП задействованы обе ноги. Особенно часто задействуется педаль сцепления, без которой невозможно переключить передачи.

Педаль сцепления обеспечивает сжимание и разжимание дисков сцепления в КПП. Благодаря плавному соединению этих дисков получается избегать ударных нагрузок, а следовательно, и ущерба для механизмов коробки. В опущенном положении педали диски сомкнуты, значит шестерни соединены с собой (если не стоит нейтральная передача). В разомкнутом положении диски разомкнуты, и крутящий момент от ведомого вала не передается на ведущий.

Как работать с педалями

Перед тем, как приступить к обучению работе с педалями в авто с механической коробкой передач, нужно запомнить, что любые манипуляции с ручкой переключения передач осуществляются лишь с нажатой педалью сцепления. Даже на заглушенном двигателе нельзя без сцепления пытаться включить ту или иную скорость. Кроме того, педаль сцепления должна нажиматься максимально вниз до упора в пол.

Если нажимать педаль сцепления можно с любой скоростью, и даже очень быстро, то отпускать ее нужно по возможности плавно. Если буквально бросать педаль, то машина будет дергаться при переключении передач, и может даже заглохнуть. Да и такое вождение отрицательно скажется на долговечности механизма КПП, который будет испытывать ударные нагрузки. Если мощности автомобиля достаточно, то резкое бросание педали сцепления при нажатом газе, приведет к пробуксовке колес и потере сцепления с дорогой, что крайне небезопасно, особенно на высоких скоростях.

Слишком медленно отпускать сцепление тоже нельзя. Это ошибка многих новичков, которые боятся заглохнуть при трогании с места. При продолжительном зацеплении дисков они начинают пробуксовывать и перегреваться, из-за чего изнашиваются фрикционные накладки. О чрезмерном перегреве свидетельствует появление характерного горелого запаха в салоне.

Расположение ног на педалях

При езде на авто с механикой правая нога должна располагаться в области педалей газа и тормоза, и соответственно нажимать на них по мере необходимости. Левой же ногой нажимается только сцепление. При торможении с включенной передачей, необходимо одновременно нажать две педали – сцепление и тормоз.

Сцепление в этом случае, как и говорилось ранее, нажимается левой ногой, а тормоз – правой.

Переключение передач в механике

В зависимости от марки и модели автомобиля, механическая коробка передач может иметь разное количество скоростей и отличающиеся способы включения этих ступеней. Однако принцип действия во всех авто остается одинаковым.

Важно знать, в какой ситуации нужно включить ту или иную передачу. Независимо от того с какой ступени вы переключаетесь на повышение, прежде чем это сделать, необходимо «раскрутить» двигатель до 2500-3000 оборотов в минуту. Это позволит мотору справиться с возросшей нагрузкой и плавно увеличить скорость. При динамичном разгоне обороты можно увеличить до 3500-4000.

Рассмотрим скоростной режим, при котором включаются разные передачи (усредненные значения):

  • Первая – используется вначале движения, чтобы тронуться с места и достичь не больше 50-70 км/ч. Рекомендуемая скорость включения следующей ступени составляет 15-25 км/ч.
  • Вторая передача позволяет комфортно двигаться на скорости от 20 до 50 км/ч.
  • На третью ступень переходят после достижения скоростного режима в 40-50 км/ч, и двигаются со скоростью 40-70 км/ч.
  • Четвертая передача используется для езды на скоростях от 60 до 90 км/ч.
  • На пятую передачу переключаются при движении по трассам со скоростью свыше 90 км/ч.
  • Нейтральная передача используется, когда автомобиль стоит на месте, например, на перекрестке при запрещающем сигнале светофора.
  • Задняя – нужна для того, чтобы осуществлять движение задним ходом, либо для парковки и выезда со стоянки.

До сих пор на дорогах общего пользования встречаются старые автомобили и с 4-ступенчатой механикой. Также есть модели машин с 6-ю и даже 7-ю передачами. Естественно, скоростной режим у машин с 4 и 7 ступенями на одних и тех же передачах будет отличаться. Поэтому при выборе момента переключения скорости нужно ориентироваться не только на спидометр, но также на звук двигателя и показания тахометра. Кроме того, важно понимать, что дизельные и бензиновые моторы работают по-разному.

У двигателей на солярке диапазон переключения скоростей уже, поэтому работать рычагом придется чаще.

Момент переключения передачи зависит и от манеры вождения. Например, для спокойной, плавной езды переключаться можно на 2000-3000 об/мин. Приверженцы агрессивного и быстрого стиля вождения могут раскручивать двигатель до красной зоны тахометра, прежде чем врубят следующую передачу. Такая манера обеспечивает быстрое ускорение, но негативно влияет на техническое состояние авто и увеличивает расход топлива.

Иные ситуации

Для езды, парковки, торможении, стоянки, аварийного запуска двигателя, движения задним ходом, необходимо знать, как управлять механической КПП в данных ситуациях.

Рассмотрим наиболее распространенные ситуации, когда нужно пользоваться коробкой переключения передач.

Работа с педалями при запуске двигателя с «толкача»

Если в машине сел аккумулятор, то его можно попробовать завести с «толкача». Такой способ возможен только на автомобилях с механической КПП, автомат подобным образом не заведешь. Кроме того, понадобится помощью другого человека, либо машина должна располагаться на склоне, чтобы она смогла двигаться самостоятельно.

Итак, перед тем как запустить мотор с толкача, нужно выжать сцепление, включить вторую или третью передачу и обязательно повернуть ключ зажигания (без этого не будет вырабатываться искра). Первую передачу лучше не использовать, так как на ней потребуются большие усилия – сопротивление вала окажется слишком высоким. Когда машина разгонится с помощью помощников или с горки до максимально возможной скорости, плавно отпускаем сцепление. Как только мотор «схватится» и заведется, нужно опять выжать педаль сцепления, остановиться и поставить коробку на нейтральную передачу.

Работа с педалями при торможении двигателем

Прием торможения двигателем позволяет сэкономить топливо, снизить нагрузку с тормозной системы. Однако пользоваться этим приемом нужно максимально грамотно, иначе может возникнуть аварийная ситуация и поломка машины. Переходить следует только на одну передачу ниже, например с пятой на четвертую, или с третьей на вторую. Пропускать одну или несколько передач нельзя. Перед понижением ступени обязательно выжимайте педаль сцепления, и постепенно ее отпускайте.

Стрелка тахометра не должна доходить до красной зоны.

Как двигаться задним ходом

Включение задней передачи в разных автомобилях может отличаться. В некоторых марках рычаг нужно отвести в левое крайнее положение и потом вверх. В других – в правое крайнее и вниз. Также используются защитные механизмы, чтобы случайно во время движения вперед не включилась задняя передача. Например, в некоторых авто нужно вдавить рукоятку, чтобы воткнуть заднюю скорость.

Включать заднюю передачу можно только после полной остановки машины. Перед этим нужно полностью выжать сцепление. Включите передачу и постепенно отпускайте педаль, нажимая газ.

Как и когда пользоваться ручником

Многие водители машин с механической КПП предпочитают включать 1 или заднюю скорость, чтобы авто не откатилось. Действительно, колесам будет сложно провернуть коленвал даже при остановке на крутом склоне, если включена 1 или задняя передача. Однако такой способ парковки негативно влияет на современные моторы, особенно на те, которые оборудованы цепным ГРМ.

Поэтому лучше использовать ручник при необходимости зафиксировать авто на месте.

FAQ

Как переключить передачу на механике?

Выжмите полностью сцепление, включите нужную передачу, и плавно отпускайте сцепление, нажимая на педаль газа.

Как тормозить коробкой?

Последовательно переключайте передачи с более высоких на низкие – с 5 на 4, с 4 на 3 и т.д.

Вывод

Механическая коробка переключения передач до сих пор распространена у автолюбителей.

Поэтому важно уметь ей пользоваться, чтобы избежать поломок и обеспечить безопасное движение.

Используйте рекомендации из этой статьи, и ваши навыки вождения на механике повысятся.