Комфортное и безопасное вождение невозможно без поддержания головной оптики автомобиля в хорошем состоянии. Помутневшие стекла фар могут создавать массу неудобств, уменьшая световой поток и хуже освещая дорогу при движении. К счастью, существует ряд методов для возвращения оптике первоначальных свойств.
Ниже постараемся детально рассмотреть, как именно нужно полировать фары, что для этого требуется и какие нюансы стоит учесть.
На подавляющем большинстве современных автомобилей внешняя прозрачная поверхность фар изготовлена не из стекла, а из специализированного пластика. Этот материал позволил сэкономить массу средств, уменьшить вес фары, а также подарил массу возможностей по созданию оптики со сложной геометрией. К тому же данный пластик гораздо прочнее стекла, что делает фару устойчивой к внешним воздействиям.
Однако есть у материала и недостатки, связанные с мягкостью и упругостью. Пластик быстрее стекла покрывается царапинами, засечками и другими дефектами. Как результат – поверхность теряет прозрачность, мутнеет.
Царапины на фарах появляются вследствие попадания песка и мусора, а также из-за неаккуратных действий владельца. Твердые щетки или засохшие частицы грязи могут сильно повредить пластик, нередко создавая глубокие повреждения.
Сильное влияние на прозрачность стекла оказывает регулярное воздействие ультрафиолета. Из-за него поверхность фары может стать мутной или даже приобрести желтоватый оттенок.
Независимо от причины, помутневшие или покрытие неглубокими царапинами фары можно восстановить. Ремонт в данном случае заключается в удалении поврежденного слоя посредством полировки.
А вот если на оптике образовались сквозные трещины или отверстия, полировка не сможет помочь.
В этом случае потребуется уже прибегать к более серьезному ремонту, заменяя стекло или всю фару в сборе.
Как показывает практика, даже при очень бережном обращении стекло фары может помутнеть за несколько лет. Рекомендуется осуществлять полировку поверхности примерно раз в три года. Конкретный интервал зависит от условий эксплуатации, состояния дорог и внимания водителя к обслуживанию оптики.
Определить, нужна ли фаре полировка, можно путем ее осмотра. Если даже после очистки стекло остается мутноватым или на нем заметно большое количество царапин и рытвин, лучше всего сразу запланировать процедуру восстановления. Доводить до ситуации, когда фары перестают нормально светить, не стоит.
Обработать поверхность фары можно вручную, при помощи полировальной машинки или специальных химических составов. Инструменты и оборудование для работы напрямую зависит от выбранного метода полировки.
Для каждого способа свои временные затраты и расходы на материалы, что обязательно стоит учитывать еще на этапе подготовки.
Остановимся поподробнее на каждом методе полировки фар.
Отполировать фару автомобиля вполне можно своими руками, без использования сложного оборудования. для ручной полировки нужно взять специальную пасту, жесткую губку из поролона, чистую ткань и воду.
Если фара очень мутная, рекомендуется для начала обработать ее с помощью абразивной пасты, которая позволит удалить верхний слой материала и подготовить поверхность для дальнейшей обработки.
На фару надо нанести полироль, после чего круговыми движениями начать втирать его губкой в поверхность. Важно обработать всю площадь, чтобы результат получился равномерным. При этом не нужно давить на изделие слишком сильно, чтобы не оставить дополнительных царапин.
Зачищать фары можно также с помощью наждачной бумаги. Как и в случае с полиролью, нужно сначала осуществить шлифовку с помощью крупнозернистой наждачки, а затем осуществить финальную обработку мелкозернистыми листами.
После работы фару надо тщательно промыть и высушить.
Теперь можно осмотреть покрытие и сделать вывод относительно необходимости дальнейшей обработки.
Для работы потребуется найти хорошую шлифовальную машинку, полировальную пасту, два полировальных круга, а также тряпки и ветошь для очистки поверхности.
На фару нужно нанести полироль, после чего приступить к обработке покрытия при помощи шлифмашинки. Важно установить прибор на низкие обороты, чтобы избежать перегрева материала.
Машинкой необходимо пройти всю фару, стараясь избегать слишком долгой остановки на одном месте. Чрезмерное воздействие нередко приводит к перегреву и серьезному повреждению пластика.
Далее надо установить на машинку более мягкий диск и приступить к полировке. На этом этапе обороты можно немного увеличить (не более чем до 2500 оборотов в минуту).
Финишная обработка предполагает использование специального, более тонкой полироли. Как только поверхность станет прозрачной, нужно выключить машинку и очистить фару от пыли.
Химическая полировка предполагает использование растворителя, который наносится на фару при помощи специальной кружки с длинным носиком. Такой инструмент продается вместе с адаптером питания и переходником для подключения к прикуривателю. Жидкость для обработки зачастую требуется приобретать отдельно.
Чаще всего в качестве химического растворителя применяется ацетон, способный обеспечить необходимый уровень воздействия на поверхность оптики.
Перед полировкой надо осуществить шлифовку фары вручную или с помощью машинки. После этого в кружку наливается ацетон и разогревается до состояния пара.
Инструмент подносится к фаре таким образом, чтобы пар попадал непосредственно на поверхность. Обработка осуществляется снизу вверх.
Под действием химических средств пластик будет постепенно становиться все более чистым и прозрачным.
Так как подобная обработка предполагает использование достаточно агрессивных химикатов, очень важно заранее подумать о безопасности. Полировка должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а на самом работнике обязательно должны быть плотные перчатки, очки и респиратор.
Наиболее эффективный метод полировки предполагает совместное использование ручной и машинной обработки поверхности фар. В данном случае сначала осуществляется шлифовка стекла при помощи наждачной бумаги, позволяющей снять верхний поврежденный слой. Затем проводится окончательная полировка с использованием специальной машинки.
Для работы надо подготовить наждачную бумагу с зернистостью 800–1000 и 1500, полироль, полировальный круг. Обязательно понадобятся чистые тряпки, ветошь и вода для удаления пыли или загрязнений.
Первый этап обработки предполагает шлифовку фары наждачкой на 800–1000 в одном направлении. Причем очень важно при выполнении работы следить за тем, чтобы поверхность и шлифовальный лист оставались влажными.
Далее стоит повторить процедуру с помощью мелкозернистой наждачной бумаги на 1500. Причем в данном случае имеет смысл осуществлять шлифовку в противоположном направлении, добиваясь равномерной структуры поверхности.
После шлифовки фару нужно протереть влажной тряпкой, удаляя пыль. После высыхания надо осмотреть поверхность и убедиться в том, что все глубокие дефекты удалось убрать.
На фару наносится полироль, после чего осуществляется полировка машинкой на оборотах не более 2500 в минуту. Важно предельно равномерно проводить обработку, избегая слишком долгого воздействия на одно и то же место. Процесс можно завершить, как только стекло станет прозрачным и гладким. Остатки полироли и пыль удаляются сухой тряпкой.
При подготовке к полировке фар очень важно правильно оценить степень повреждения и состояние пластика. Если поверхность имеет много достаточно глубоких рытвин или царапин, необходимо будет полностью убрать верхний слой. В этом случае лучше всего использовать жесткие абразивные материалы.
Если поверхность фар выглядит достаточно свежей, лучше отказаться от грубой шлифовки. В данном случае логичнее сразу приступить к полировке более щадящими методами. Иначе есть вероятность потратить лишние усилия и убрать слишком большой слой неповрежденного материала.
В рамках полировки оптики нужно защитить окружающие детали от появляющейся пыли и мусора. Стоит заранее наклеить малярный скотч на соседние элементы, чтобы не испортить их во время работы.
Стеклянные фары также можно полировать самостоятельно, однако в данном случае процедура потребует гораздо больше времени и сил. К тому же расходники и инструменты для подобных работ обходятся недешево. Так что для полировки стеклянной оптики всегда рекомендуется обращаться в специализированный сервисный центр. Порой и вовсе целесообразнее полностью поменять фару.
Полная замена оптики представляется целесообразной еще и потому, что стекло гораздо более устойчиво к повреждениям, чем пластик. Такие фары могут служить много лет, не мутнея и не накапливая глубоких царапин.
В сети можно найти немало рецептов специальных средств для полировки, которые создаются своими руками из соды и лимонного сока. Однако опытные специалисты не рекомендуют применять подобные составы, так как сода является абразивным веществом, воздействие которого на пластик фары предугадать достаточно сложно. Лимон же вообще почти не участвует в реакции, выступая скорее в роли разбавителя для соды.
Теоретически болгарку действительно можно применять в качестве своеобразной полировальной машинки. Однако при отсутствии опыта тут есть риск сильно перегреть поверхность фары, что приведет к более серьезным дефектам и необходимости заменять весь узел в сборе.
Оптика автомобиля со временем может ощутимо помутнеть, что скажется на качестве пропускания света фар, а также комфорте и безопасности езды. Однако практически всегда доступны методы восстановления, связанные с шлифовкой и полировкой поверхности изделия. При соблюдении базовых рекомендаций даже человек без большого опыта сможет придать оптике необходимую прозрачность и блеск. Если же владелец автомобиля не уверен в своих силах, он всегда может обратиться к специалистам.