logo
Ещё

Эра Глонасс

Система под названием ЭРА-ГЛОНАСС была придумана еще в 2009 году, однако подключение к ней автомобилей стало обязательным только в 2017 году. Именно тогда вступило в силу требование об оснащении транспортных средств специальными устройствами вызова экстренных оперативных служб.

Причем это коснулось как производимых на территории страны машин, так и импортируемых моделей.

Несмотря на то, что система активно функционирует уже много лет, у некоторых людей все еще возникают вопросы касательно особенностей ее работы. Ниже попробуем разобраться, что собой представляет система ЭРА-ГЛОНАСС, как она работает и как устанавливается на автомобили.

ЭРА-ГЛОНАСС – обзор

ЭРА-ГЛОНАСС – это специализированная система оперативного реагирования аварийных служб на различные аварии. Именно она отвечает за сбор данных о произошедшем ДТП, их обработки и передачи в экстренные службы.

Системой активно пользуются государственные органы, различные компании и простые граждане. Но стоит учитывать, что для каждой группы пользователей предусматриваются свои ограничения в полномочиях. В частности, доступ к частичному сбору данных имеют страховые компании, органы местного самоуправления и различные государственные службы.

За стабильную работу системы ЭРА-ГЛОНАСС отвечает оператор «ГЛОНАСС», на мощностях которого и осуществляется отслеживание транспорта через спутниковую систему.

На данный момент четких требований об использовании именно этой системы при попадании в ДТП не существует. Если водитель попал в аварию или стал свидетелем какого-либо происшествия на дороге, он может просто позвонить во все необходимые службы по телефону.

При этом закон не запрещает для этих целей применять встроенную в автомобиль систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Как работает Глонасс

Сама по себе система ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой набор функций, которые необходимы для отслеживания состояния автомобиля и своевременное информирование служб экстренной помощи о каком-либо происшествии.

Главным элементом системы является абонентский терминал, установленный непосредственно в автомобиле. Это своеобразный сотовый телефон, в котором предусмотрен один запрограммированный номер. Устройство объединено с различными датчиками и индикаторами в единую систему. Также предусматривается отдельная кнопка «SOS» для вызова всех необходимых служб в ручном режиме.

При попадании автомобиля в аварию срабатывают специальные установленные внутри автомобиля датчики. Эти чувствительные элементы фиксируют все столкновения, которые могут возникать при эксплуатации транспортного средства. Система отслеживает прямые и боковые удары, перевороты и падения.

После срабатывания хотя бы одного датчика терминал ЭРА-ГЛОНАСС начинает отправлять вызов в экстренную службу, пользуясь стандартными мобильными сетями. При этом для минимизации помех был специально предусмотрен отдельный диапазон частот.

Помимо срабатывания датчиков запуск системы также возможен в ручном режиме. Для этого достаточно просто нажать на тревожную кнопку, установленную внутри автомобиля. Система автоматически подберет наиболее устойчивый канал для передачи данных, после чего отправит информацию службам спасения.

При срабатывании системы оповещения экстренным службам направляется особый сигнал, содержащий следующую информацию:

  • местоположение транспортного средства в соответствии с координатами по спутниковой сети ГЛОНАСС;
  • точное время срабатывания датчика или нажатия тревожной кнопки;
  • конкретный идентификационный номер автомобиля (VIN -код);
  • общая информация об аварии (список сработавших датчиков, потенциальные повреждения).
Далее сигнал поступает в центр ЭРА-ГЛОНАСС, где обязательно проходит фильтрацию.

В рамках фильтрации точно отсеиваются ложные срабатывания. Оператор отправляет запрос в машину через голосовую связь.

Если не удается получит ответа или водитель сообщает об аварии, на место происшествия отправляются спасательные службы. Причем операторы контролируют и координируют действия различных служб, чтобы повысить эффективность работы экипажей.

Правила и требования

Оснащение автомобилей системами ЭРА-ГЛОНАСС устанавливается техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011, который определяет критерии безопасности различных транспортных средств. В соответствии с этим регламентом, с января 2017 года терминалы ЭРА-ГЛОНАСС обязательно должны устанавливаться на автомобили категорий М1 – М3 и N1 – N3.

Причем данные требования касаются всех производимых на территории России машин, импортируемых официальными дилерами и ввезенных частными лицами транспортных средств.

Если автомобиль пересекает границу и остается на территории Российской Федерации менее шести месяцев, устанавливать систему ГЛОНАСС не обязательно.

Установка Глонасс

Если новый автомобиль приобретается на территории России, владельцу не потребуется устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС самостоятельно. Существующие нормы четко регламентируют, что все необходимые компоненты должны быть установлены еще до продажи непосредственно на заводе.

Ввезенные из-за границы автомобили дилерские центры оснащают нужным оборудованием в сертифицированных сервисных центрах. При этом код установленного терминала обязательно вносится в паспорт транспортного средства.

Если автомобиль ввезен в страну из-за рубежа частным образом, владельцу нужно обратиться в сервисный центр для установки терминала. Причем важно найти сервис, имеющий аккредитацию АО «ГЛОНАСС». Только после размещения нужных деталей внутрь машины в ПТС ставится соответствующая пометка.

Некоторые автомобилисты предпочитают самостоятельно устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС в свои автомобили, обращаясь в сервисный центр только для оформления бумаг. Но для большей надежности лучше все-таки сразу доверить работу специалистам.

Сразу после установки устройство потребуется активировать, тем самым запустив в работу. Только в этом случае система сможет полноценно обрабатывать данные, а также эффективно работать в общей базе данных. Причем на этапе активации конкретный терминал навсегда связывается с конкретным автомобилем по уникальному идентификатору.

Цены на само устройство ЭРА-ГЛОНАСС может составлять 30000 – 50000 рублей. Но это приблизительная сумма, так как государство никак не контролирует рынок терминалов. Многое зависит от доступности приборов, а также наличию сервисов с соответствующей аккредитацией.

Заниматься продажей терминалов могут только официальные авторизованные компании. Важно еще до покупки проверить лицензию и убедиться в том, что предлагаемое оборудование в полной мере соответствует принятым стандартам.

Льготы на установку

С момента появления требований на установку систем ЭРА-ГЛОНАСС предусматривались некоторые льготы для жителей Дальнего Востока (ДФО). В частности, праворульные машины из-за рубежа (Япония) можно было растаможить без необходимости установки отечественных терминалов безопасности.

Льгота действовала вплоть до 1 июня 2023 года, однако в дальнейшем ее продлевать не стали.

Поблажка распространялась только для тех автомобилей, которые изначально планировалось приобретать для личного использования. Разного рода коммерческий транспорт и машины такси обязательно оборудуются системой ЭРА-ГЛОНАСС.

Одной из причин появления подобных льгот стала нестабильная работа системы в ДФО. Перебои со связью некоторое время не позволяли пользоваться всеми возможностями терминала в полном объеме.

Проблемы с ЭРА-ГЛОНАСС

Процесс активного внедрения систем ЭРА-ГЛОНАСС не обошелся без некоторых проблем. В частности, в середине 2021 года некоторые автомобилестроительные заводы попросту не имели технической возможности оснастить свои машины нужными комплектующими. Это было обусловлено разразившимся в мире кризисом полупроводников, отразившимся на огромном количестве отраслей.

Так как снижать объемы производства или полностью останавливать конвейер никто не планировал, часть автомобилей до конца 2022 года были выпущены без терминалов ЭРА-ГЛОНАСС.

Если покупатель приобрел такую машину, в определенный момент он получал от производителя уведомление о необходимости установить соответствующее оборудование в сервисном центре. Но и на этом этапе возникали сложности, обусловленные завышенной стоимостью комплектующих и прекращением экспорта иномарок из-за санкций.

В связи с вышеописанными проблемами было решено вовсе отказаться от кнопок SOS на отдельных новых автомобилях.

При этом отсутствие системы ЭРА-ГЛОНАСС в данном случае не является нарушением.

Плюсы и минусы Эра Глонасс

Массовое использование систем ЭРА-ГЛОНАСС стало действительно удачным и выгодным решением, имеющим следующие преимущества:

  • Повышение общего уровня безопасности. Автоматизированная система подачи аварийного сигнала существенно повышает вероятность спасения жизней людей в случае ДТП.
  • Ускорение реагирования экстренных служб. Автоматизированная система самостоятельно передает данные о местоположении и характере аварии, помогая сэкономить важное время и оперативно выслать группу спасения.
  • Автономность. Терминал ЭРА-ГЛОНАСС способен работать без участия водителя. Таким образом, даже если в случае ДТП находящиеся в машине люди оказались без сознания, оператор получит необходимые данные для направления сотрудников различных служб.
  • Стабильность сигнала. Связь с автомобилем поддерживается по стандартным каналам связи GSM, однако для соединение выделены некоторые специальные частоты. Таким образом, удается избежать помех.
  • Двусторонняя связь с контакт-центром. При необходимости, терминалом ЭРА-ГЛОНАСС можно воспользоваться для вызова экстренных служб в любое место. Это будет полезно в том случае, если под рукой нет телефона или в нем села батарея.

Но есть у данного комплекса и свои минусы, которые важно учитывать:

  • Требования к сети. Система ЭРА-ГЛОНАСС функционирует на GSM каналах только трех крупнейших сотовых операторов. Из-за этого некоторые местности могут не иметь покрытия.
  • Отсутствие звонка при нестабильном или отсутствующем соединении. Если система не сможет найти подходящий канал, связаться со службами спасения не удастся.
  • Могут возникать глюки. ЭРА-ГЛОНАСС – довольно молодая технология, у которой все еще возникают некоторые неполадки. Иногда автомобилисты сталкиваются с ложными срабатываниями.
В любом случае, производитель регулярно выпускает обновления программного обеспечения, стараясь оперативно устранять неполадки и делая систему все более надежной и стабильной.

FAQ

Нужно ли владельцам старых машин устанавливать на них систему ЭРА-ГЛОНАСС?

Никаких санкций или штрафов за отсутствие ГЛОНАСС на старой машине не предусмотрено. Терминалы обязательно устанавливаются на новых автомобилях, выпускаемых на территории России с 1 января 2017 года. Также систему потребуется разместить в том случае, если транспортное средство ввозится в страну из-за рубежа.

Надо ли ставить ЭРА-ГЛОНАСС на машины, ввезенные в страну из Японии?

Установка системы ЭРА-ГЛОНАСС на автомобили из Японии не является обязательной процедурой. И это правило действует до 2027 года.

Можно ли отключить систему оповещения в автомобиле?

С технической точки зрения никаких проблем с отключением системы ЭРА-ГЛОНАСС не возникает. Достаточно просто отсоединить кабели питания от основного терминала. При этом законом не предусматривается какая-либо ответственность за отключение или демонтаж устройства.

Но тут важно учитывать, что если в паспорте указано наличие ЭРА-ГЛОНАСС, но на деле ее нет, сотрудники ГИБДД вправе на законном основании отказать в официальной регистрации транспортного средства.

Вывод

ЭРА-ГЛОНАСС – государственная автоматизированная система экстренного реагирования, позволяющая оперативно высылать сотрудников служб спасения к месту аварии.

Ее использование существенно повышает уровень безопасности водителя и пассажиров, а также позволяет существенно сократить время прибытия спасателей.

При этом система не может быть использована для постоянной слежки за маршрутом без ведома водителя, так как обеспечивает связь с операторами только в момент нажатия кнопки или срабатывания соответствующих датчиков.