logo
Ещё

Договор эквайринга

Все отношения между банком и клиентом оформляются в виде договора. Договор эквайринга – это основной документ, заключаемый между кредитной организацией и пользователем, на основании которого банк принимает на себя обязательства по оказанию услуги, а клиент обязуется своевременно производить ее оплату. Договор эквайринга что это такое, какую он содержит информацию и как его проверить, читайте в нашей статье.

Что такое договор эквайринга

При подключении эквайринга между кредитной организацией и клиентом заключается специальный договор, который содержит все условия и порядок оказания услуги. В нем прописываются основные права и обязанности сторон, величина комиссии, дополнительные условия и платежи. С договором следует внимательно ознакомиться до его подписания.

Единого шаблона договора для всех банков не существует. Бланк разрабатывается отдельно в каждой кредитной организации, в соответствии с установленными в ней Правилами. Однако документ в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  • Предмет договора.
  • Величина комиссии за оказание услуги.
  • Права и обязанности сторон.
  • Ответственность за невыполнение обязательств.
  • Порядок урегулирования споров.
  • Срок действия.

Договор составляется в двух экземплярах, по одному для каждой стороны.

Образец договора эквайринга

Образец договора эквайринга размещается в виде оферты на сайте каждого банка, предлагающего услугу для клиентов. Любой пользователь может изучить его перед подписанием и своевременно уточнить у работника банка неясные моменты.

Может быть заключен отдельный договор эквайринга или услуга включена в общий перечень услуг по обслуживанию карт. Например, договор эквайринга Сбербанка можно просмотреть по ссылке, форма договора обслуживания держателей пластиковых карт ВТБ размещена на сайте банка по ссылке.

Обязанности и права сторон

Права и обязанности банка и клиента являются основными разделами договора. В них регламентированы условия работы услуги эквайринга у клиента. Здесь прописываются: величина комиссии с операции, требования по поддержанию оборота по расчетному счету, дополнительные платежи, если они предусматриваются тарифной политикой банка.

Банк имеет право при возникновении задолженности за услугу приостановить ее предоставление, списывать начисленную комиссию в безакцептном порядке. Если на расчетном счете недостаточно средств для оплаты комиссии, банк может выставлять платежное требование/инкассовое поручение к счету, открытому в другом банке. Он может проверять техническое состояние терминалов, обновлять программное обеспечение, в одностороннем порядке поменять величину комиссии, предварительно уведомив клиента.

Предприниматель (юридическое лицо) имеет право получать консультации по вопросам проведения операций и пользованию электронных терминалов. Рекламировать услугу для покупателей. Если деньги на счет клиента не поступили в установленный срок, он имеет право написать заявление в банк с требованием перечисления денег.

Если любая из сторон договора нарушает его условия, пострадавшая сторона вправе начислять неустойку в установленном документом размере.

Обязанности предпринимателя

К основным обязанностям клиента относятся:

  • Соблюдение условий договора.
  • Оплата за услугу в соответствии с тарифами банка.
  • Предоставление места на установки терминала.
  • Размещение рекламных материалов банка.
  • Обеспечение информационной безопасности.
  • Обеспечение бесперебойного доступа к интернету.
  • Использование оборудования строго по назначению.
  • Проведение уполномоченными сотрудниками инструктажа по пользованию терминалами.

Запрещается разбивать сумму операции на несколько чеков, использовать реквизиты карты для иных целей кроме проведения платежа.

Дополнительно в обязанностях клиента отдельные банки прописывают поддержание оборотов по расчетному счету не ниже установленного уровня.

Обязанности банка

В обязанности банка входит обеспечение бесперебойной работы системы эквайринга:

  • Предоставление в аренду или продажа необходимого оборудования.
  • Соблюдение сроков перевода денежных средств.
  • Предоставление возможности обслуживания через личный кабинет пользователя.
  • Обеспечение техподдержки.
  • Установка и подключение оборудования.
  • Ремонт и замена поврежденных комплектующих оборудования, если оно находится в аренде у клиента.

Порядок заключения договора эквайринга с банком

Для подключения эквайринга сначала нужно выбрать банк. Это может быть кредитная организация, где уже открыт расчетный счет клиента или другой банк, где условия выгоднее. После выбора банка нужно зайти на его сайт, оставить заявку на подключение и дождаться звонка менеджера, который даст полную консультацию.

Чтобы у вас была возможность сравнения, подавайте заявку сразу в несколько банков, после получения предложения выбирайте лучшие условия.

Далее потребуется собрать необходимый пакет документов и вместе с заявлением представить в выбранный банк, где будет заключен договор эквайринга.

После заключения договора в торгово-сервисный центр приезжают специалисты, которые устанавливают оборудование и проводят инструктаж с сотрудниками.

В отдельных банках можно заключить договор эквайринга онлайн. Например, в Сбербанке это можно сделать в личном кабинете СберБизнесс.

Необходимые документы

Перечень документов, необходимых для заключения договора эквайринга не зависит от юридического статуса предприятия.

Что потребуется представить:

  • Заявление.
  • ИНН, ОГРН организации или предпринимателя.
  • Информация о количестве, адресах точек продаж.
  • Паспорт лица, уполномоченного от имени предприятия заключить договор.
  • Документы, подтверждающие полномочия: протокол собрания участников, доверенность, приказ о назначении руководителя.
  • Реквизиты расчетного счета, если он открыт в другом банке.

В отдельных банках требуется представить договора аренды точек продаж. Если оборудование приобретается не через банк, потребуются документы, подтверждающие факт его оплаты – счет-фактура, договор купли-продажи.

Для подключения интернет-эквайринга потребуется указать адрес интернет-магазина.

Если у клиента расчетный счет в банке не открыт, потребуются документы, необходимые для его открытия:

  • Учредительные и правоустанавливающие документы юридического лица.
  • Свидетельство о регистрации ИП.
  • Выписка ЕГРЮЛ (ИП).
  • Лицензии на право осуществления деятельности.

Порядок расторжения договора

Стандартно договор заключается без ограничения срока или сроком на 1 год с автоматической пролонгацией, если ни одна из сторон не заявила о расторжении.

Банк и клиент могут расторгнуть договор эквайринга, письменно предупредив об этом другую сторону в установленный срок. Обычно менее чем за месяц до предполагаемой даты расторжения.

Если оборудование по торговому эквайрингу находится в аренде, в случае прекращения действия договора, клиент должен вернуть его банку вместе с неиспользованными расходными материалами в установленный срок либо выкупить его вместе с расходниками у банка.

Когда банк вправе расторгнуть договор досрочно в одностороннем порядке:

  • Обнаружение незаконных операций.
  • Регулярное невыполнение клиентом своих обязанностей по договору.
  • Неправильная эксплуатация терминалов.
  • По требованию платежной системы.

Иногда ИП может обойтись и без договора эквайринга, но при этом продолжая принимать платежи клиентов картами. Мы собрали все варианты расчётов в подробный обзор способов приёма платежей, чтобы вы смогли выбрать подходящее решение для своего бизнеса.

Часто задаваемые вопросы

С каким банком лучше заключить договор эквайринга?

Выбирайте кредитную организацию по величине комиссии с операции, наличию/отсутствию требований по поддержанию оборотов по расчетному счету. Проверьте сроки зачисления денег, условия пользования или покупки оборудования.

Обязательно ли открытие расчетного счета для заключения договора эквайринга?

Перед заключением договора эквайринга необходимо открыть расчетный счет, на который будет зачисляться выручка от продажи. Он может быть в банке, с которым клиент заключает договор экваринга или в другой кредитной организации. Без открытия расчетного счета заключить договор могут граждане, официально зарегистрированные в качестве самозанятых. У них выручка может быть зачислена на личный картсчет или электронный кошелек.