Традиционно ЕГЭ по русскому языку собирает вокруг себя много вопросов. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому 2024, какую структуру при написании следует соблюдать, где взять примеры и клише, как производится оценка, можно ли подать на апелляцию – мы постарались охватить все возможные вопросы, касающиеся сочинения, и помочь читателю разобраться в экзамене в формате ЕГЭ по русскому языку в 2024 году.
В ЕГЭ по русскому языку в 2024 году было введено несколько несущественных изменений:
Сочинение идет 27 заданием, в 2024 году за него можно заработать 21 балл.
Сочинение ЕГЭ по русскому 2024, что требует ФИПИ:
Недавно в интернете появилась дискуссия, где обсуждалась уместность аргументов, взятых из аниме и комиксов. Недавно был получен официальный комментарий, согласно которому ученик свободен в выборе источника и может использовать примеры из манги, аниме и т.п. Это не будет иметь негативного влияния при оценивании работы.
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2024 следующая:
Давайте подробнее разберем каждый раздел.
Задача введения подвести читателя к проблеме. Можно написать об эпохе, биографии автора текста, кратко описать актуальность поставленной проблемы. Размер данной части должен составлять не более ь 2-3 предложений.
Необходимо четко и точно сформулировать проблему, к которой вы сможете в подобрать аргументы в дальнейшем. При этом она должна соответствовать тексту, а не быть придуманной.
Как правильно формулировать проблему:
Найти проблему быстро удается не всегда. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы облегчить задачу:
На формулировку проблемы отведите 2-4 предложения.
Раскрыть проблематику сочинения помогут следующие клише:
В 2024 году за комментарий можно получить до 3-х баллов.
Он должен подтвердить, что обозначенная проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный и логичный анализ текста с обязательным указанием на примеры или на то, что думает сам автор о проблеме.
Комментарий также должен обладать четкой структурой:
Что используют в качестве комментария:
Клише для комментария:
За что можно получить 0 баллов:
Примеры оформления пояснений:
Здесь необходимо убедительно показать отношение автора к выделено проблеме с опорой на текст. Это необходимо уместить в 1-2 предложения.
Примеры:
Далее приводится собственная позиция. Несмотря на то, что с мнением автора можно как согласиться, так и не согласиться, эксперты заявляют, что вступать в дискуссию все же не стоит. В конце концов, это сложнее, в связи с чем вероятность наделать ошибок куда больше.
Какие клише можно использовать:
Далее необходимо изложить собственный аргумент.
Обобщение всего написанного должно быть кратким и емким, отражать проблему, позицию автора и собственное мнение. Однако простой пересказ текста не подойдет. Должна быть проведена логическая связь между всеми частями и сделан общий вывод.
Какие клише сочинения можно использовать в заключении:
Работа оценивается не только по грамотному и логичному изложению текста без ошибок, но и по способности выпускника обозначить проблему, высказать собственное мнение, уметь приводить правильную и максимально точную аргументацию. Чтобы быть уверенным в качестве своей работы, нужно разбираться в критериях оценивания.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно | 1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемыйне сформулировал или сформулировал неверно (в тойили иной форме в любой из частей сочинения) однуиз проблем исходного текста, то такая работапо критериям К1–К4 оценивается 0 баллов. | 0 | |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями | 3 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована или проанализирована неверно. | 2 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации | 1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. ИЛИ
| 0 | |
К3 | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста | 1 | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно.
| 0 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста | 1 | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано. Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.
| 0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательностьизложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют. | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки | 0 | |
К6 | Богатство речи | |
Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи | 1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущены одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три или более ошибки | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущены две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре или более ошибки | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более | 0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности | |
Фактические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | |
Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 | 21 |
Подробнее ознакомиться со всеми требованиями к ЕГЭ по русскому в 2024 году можно на официальном сайте ФИПИ.
Подать апелляцию по результатам ЕГЭ 2024 можно в двух случаях:
Потребуется написать заявление, указать в нем свои аргументы. Комиссия рассмотрит заявление и примет решение. Балы изменят в том случае, если будет доказано, что были технические ошибки и оценивание работы произведено неправильно. Баллы могут как поднять, так и понизить, поэтому перед подачей заявления проконсультируйтесь со своим преподавателем. Он сможет дать профессиональный комментарий касательно того, есть ли шансы получить баллы выше.
Для написания сочинения на максимальный балл специалисты советуют следующее:
И самое главное – много-много практиковаться! Если сочинение – это ваше слабое место, пишите сочинения несколько раз в неделю и просите проверить их ваших школьных учителей или репетиторов. Именно практика поможет вам запомнить структуру и критерии оценивания данного задания.