logo
Ещё

Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2024: структура, план

Традиционно ЕГЭ по русскому языку собирает вокруг себя много вопросов. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому 2024, какую структуру при написании следует соблюдать, где взять примеры и клише, как производится оценка, можно ли подать на апелляцию – мы постарались охватить все возможные вопросы, касающиеся сочинения, и помочь читателю разобраться в экзамене в формате ЕГЭ по русскому языку в 2024 году.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

В ЕГЭ по русскому языку в 2024 году было введено несколько несущественных изменений:

  • Формулировка задания была изменена в номерах 13, 14, 27.
  • Изменилась система оценивания в номерах 8, 26, 27.
  • В сочинении обязательно должен быть отражен жизненный, историко-культурный и читательский опыт автора. 
  • Максимальный первичный балл снизился с 54 до 50. 

Сочинение идет 27 заданием, в 2024 году за него можно заработать 21 балл.

Что ФИПИ хочет увидеть в сочинении

Сочинение ЕГЭ по русскому 2024, что требует ФИПИ:

  • Прочитать приведенный в КИМе текст, найти и поставить правильную проблему.
  • Составить два комментария-иллюстрации: примеры с пояснением и смысловой связью между ними.
  • Написать позицию автора данного текста.
  • Донести свое отношение к словам автора и аргументировать его.
  • Отразить личный жизненный, историко-культурный и читательский опыт. 
  • Не должно быть много цитат.
  • Не допускаются полный пересказ или переписка текста.
  • Объем должен быть не менее 150 слов.
  • Текст должен быть написан строго по КИМу.

Недавно в интернете появилась дискуссия, где обсуждалась уместность аргументов, взятых из аниме и комиксов. Недавно был получен официальный комментарий, согласно которому ученик свободен в выборе источника и может использовать примеры из манги, аниме и т.п. Это не будет иметь негативного влияния при оценивании работы.

Структура сочинения ЕГЭ по русскому 2024 с клише

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2024 следующая:

  • Введение.
  • Проблема.
  • Комментарий к проблеме.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция.
  • Заключение.

Давайте подробнее разберем каждый раздел.

Введение

Задача введения подвести читателя к проблеме. Можно написать об эпохе, биографии автора текста, кратко описать актуальность поставленной проблемы. Размер данной части должен составлять не более ь 2-3 предложений. 

Проблема

Необходимо четко и точно сформулировать проблему, к которой вы сможете в подобрать аргументы в дальнейшем. При этом она должна соответствовать тексту, а не быть придуманной. 

Как правильно формулировать проблему:

  • Вопросительными предложениями. Пример: Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Автор подробно раскрывает эту проблему в тексте.
  • Конструкцией «Формулировка проблемы + существительное в родительном падеже». Примеры: автор поднимает проблему отцов и детей; автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой отцов и детей.

Найти проблему быстро удается не всегда. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы облегчить задачу:

  • Проблема наиболее часто обозначается либо в начале, либо в конце текста. Автор может сначала аргументировать проблему, затем сформулировать ее или наоборот, сначала обозначает проблематику, затем приводит аргументы.
  • Используйте ключевую лексику. Она есть в любом тексте – это слова, которые несут в себе основную мысль текста. Они пригодятся и на следующем этапе, при составлении комментария к исходной проблеме.

На формулировку проблемы отведите 2-4 предложения. 

Раскрыть проблематику сочинения помогут следующие клише:

  • На эту проблему обращает внимание автор.
  • Эту проблему ставит автор в тексте.
  • На этот вопрос отвечает автор.
  • Автор обращается к проблеме …
  • Автор размышляет о проблеме …
  • В центре внимания автора находится проблема …

Комментарий

В 2024 году за комментарий можно получить до 3-х баллов.

Он должен подтвердить, что обозначенная проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный и логичный анализ текста с обязательным указанием на примеры или на то, что думает сам автор о проблеме.

Комментарий также должен обладать четкой структурой:

  • Первый пример из текста с пояснением.
  • Второй пример из текста с пояснением.
  • Иллюстрация смысловой связи между примерами. 

Что используют в качестве комментария:

  • Примеры, которые приводят авторы в своих текстах.
  • Размышления автора, связанные с проблемой.
  • Цитаты.
  • Истории.
  • Средства выразительности.

Клише для комментария:

  • Автор считает, что …
  • Автор отмечает важность …
  • Анализируя слова автора о …
  • Автор убеждает читателя в важности …
  • Автор размышляет …

За что можно получить 0 баллов:

  • Отсутствие опоры, подтверждени комментария. 
  • Отсутствие важных примеров, подтверждающий позицию автора. 
  • Излишнее цитирование.
  • Полное переписывание исходного текста. 

Примеры оформления пояснений:

  • Этот пример убедительно доказывает, что ...
  • Эти факты (события) помогают понять, что …
  • На этом примере видно, что …
  • Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что …

Отношение автора

Здесь необходимо убедительно показать отношение автора к выделено проблеме с опорой на текст. Это необходимо уместить в 1-2 предложения. 

Примеры:

  • Писатель приходит к выводу, что …
  • Автор считает, что ...
  • Мнение автора заключается …
  • Автор хотел показать важность …

Ваша позиция

Далее приводится собственная позиция. Несмотря на то, что с мнением автора можно как согласиться, так и не согласиться, эксперты заявляют, что вступать в дискуссию все же не стоит. В конце концов, это сложнее, в связи с чем вероятность наделать ошибок куда больше.

Какие клише можно использовать:

  • Я согласен с точкой зрения автора, так как …
  • Я разделяю мнение автора и считаю, что …
  • В качестве подтверждения …
  • Для обоснования своей позиции я бы хотел привести пример из …

Далее необходимо изложить собственный аргумент.

Заключение

Обобщение всего написанного должно быть кратким и емким, отражать проблему, позицию автора и собственное мнение. Однако простой пересказ текста не подойдет. Должна быть проведена логическая связь между всеми частями и сделан общий вывод.

Какие клише сочинения можно использовать в заключении:

  • Таким образом, можно сделать вывод, что ...
  • В заключение можно сказать, что ...
  • В заключение хотелось бы отметить, что …
  • Проведя анализ текста, можно сказать, что …

Критерии оценивания

Работа оценивается не только по грамотному и логичному изложению текста без ошибок, но и по способности выпускника обозначить проблему, высказать собственное мнение, уметь приводить правильную и максимально точную аргументацию. Чтобы быть уверенным в качестве своей работы, нужно разбираться в критериях оценивания.

Критерии оценивания ответа на задание 27

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

 

Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно

Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.

Указание к оцениванию. Если экзаменуемыйне сформулировал или сформулировал неверно (в тойили иной форме в любой из частей сочинения) однуиз проблем исходного текста, то такая работапо критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.

К2

Комментарий к проблеме исходного текста

 

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. 

Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. 

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована или проанализирована неверно.

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации

Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.

ИЛИ

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста.

ИЛИ

Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.

ИЛИ

Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

ИЛИ
Проблема исходного текста не прокомментирована.


Указания к оцениванию

  • Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается.
  • Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами- иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.
  • Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.
  • Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12)

К3

Отражение позиции автора по проблеме исходного текста

 

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста
сформулирована верно

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно.
ИЛИ
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована.


Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается
0 баллов

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

 

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста
сформулировано и обосновано

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано.
ИЛИ

Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.
ИЛИ
Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»).


Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательностьизложения

 

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки

К6

Богатство речи

 

Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи

Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет

Допущены одна-две ошибки

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять или более ошибок

К8

Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет

Допущены одна-две ошибки

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять или более ошибок

К9

Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет

Допущены одна-две ошибки

Допущено три или более ошибки

К10

Соблюдение речевых норм

 

Допущено не более одной ошибки

Допущены две-три ошибки

Допущено четыре или более ошибки

К11

Соблюдение этических норм

 

Этические ошибки в работе отсутствуют

Допущена одна этическая ошибка или более

К12

Соблюдение фактологической точности

 

Фактические ошибки в работе отсутствуют

Допущена одна фактическая ошибка или более

Максимальное количество баллов за выполнения задания 27
(К1–К12) 

21

Подробнее ознакомиться со всеми требованиями к ЕГЭ по русскому в 2024 году можно на официальном сайте ФИПИ

Апелляция

Подать апелляцию по результатам ЕГЭ 2024 можно в двух случаях:

  • Если нарушена процедура проведения экзамена.
  • Если вы не согласны с полученными баллами.

Потребуется написать заявление, указать в нем свои аргументы. Комиссия рассмотрит заявление и примет решение. Балы изменят в том случае, если будет доказано, что были технические ошибки и оценивание работы произведено неправильно. Баллы могут как поднять, так и понизить, поэтому перед подачей заявления проконсультируйтесь со своим преподавателем. Он сможет дать профессиональный комментарий касательно того, есть ли шансы получить баллы выше. 

Советы педагогов

Для написания сочинения на максимальный балл специалисты советуют следующее:

  • Начинать готовиться заранее, минимум за несколько месяцев до экзамена. В школах подготовка начинает проходить практически с начала учебного года. 
  • Изучить критерии оценивания сочинения по методическим рекомендациям ФИПИ ЕГЭ 2024 по русскому языку.
  • Запомнить максимум возможных клише к сочинениям.
  • Запомнить план сочинения. 
  • Больше читать. Тогда у вас не будет проблем с выражением собственных мыслей и аргументами.

И самое главное – много-много практиковаться! Если сочинение – это ваше слабое место, пишите сочинения несколько раз в неделю и просите проверить их ваших школьных учителей или репетиторов. Именно практика поможет вам запомнить структуру и критерии оценивания данного задания.