Типология речи – это важнейший аспект в обучении. Глубина его понимания определяет способности ученика к точному, логичному выражению собственных мыслей, выстраиванию композиционно правильной речи и, в конечном итоге, эффективной коммуникации. Поэтому очень важно научиться различать и использовать по назначению типы речи в русском языке.
Типы речи, или функционально-смысловые типы речи, – это способы изложения информации в зависимости от их основной коммуникативной цели.
В русском языке выделяют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. Они различаются по множеству признаков, включая отношение к теме, характеру взаимодействия участников коммуникации и пр. В целом различие между ними основано на целях, выражаемых в вопросах «что произошло?», «какой?», «почему?», задаваемых к повествованию, описанию, рассуждению соответственно.
Повествование – это изложение событий, которые произошли. Иными словами, оно преследует цель отображения последовательности событий (явлений) или перехода состояний.
Выстраивая повествование, автор текста ставит вопросы такого характера: «что произошло?», «какова последовательность событий?», «что произошло в первую, вторую очередь и в конце?» и т.п. Характерной чертой повествовательного типа речи является наличие множества глаголов и наречий, которые позволяют раскрыть суть озвученных вопросов и решить поставленные задачи.
Элементами композиционной схемы повествования являются:
Описание – это словесное изображение явлений, состояний, предметов, а также человека или животных посредством перечисления и раскрытия их признаков. Здесь основной задачей является формирование у собеседника (или читателя) всестороннего представления о предмете описания.
При построении текста автор отвечает на вопросы: «каков объект (субъект)?», «как он выглядит?», «каковы его характеристики, свойства, качества?» и т.п. Описательный тип речи характеризуется множественностью прилагательных и отглаголенных существительных.
Элементами композиционной схемы описания являются:
Рассуждение – это последовательность логичных суждений на заданную тему, анализ определённой проблемы или вопроса. Его основными целями являются обоснование тезиса, установление и разъяснение причинно-следственных связей, а также выражение и аргументация личной позиции.
При рассуждении автор отвечает на вопросы: «почему?», «какова причина события (явления, состояния)?», «каковы последствия?», «что это означает?» и т.п. Как правило, такой тип речи изобилует вводными словами, словами-связками, позволяющими точно передавать сведения, устанавливать взаимосвязи между приводимыми фактами и выводами, выражать оценку и пр.
Элементами композиционной схемы рассуждения являются:
Тип речи |
Главный вопрос |
Цель |
Примеры |
Повествование |
Что произошло? |
Последовательное изложение событий (явлений) |
Я и мой младший брат гуляли по парку. Неожиданно мы услышали тихий шорох в кустах. Я раздвинул ветви и увидел, что в глубине листвы копошатся три маленьких котёнка. Они казались очень худыми и голодными, поэтому мы принесли их домой и накормили. |
Описание |
Какой? |
Всестороннее описание предмета речи: признаков, свойств, качеств |
Котята, которых мы нашли в парке, совсем недавно родились. Они были крошечными, ещё с трудом открывали глаза. Котята оказались симпатичными: у одного проглядывалась белоснежная шёрстка, у остальных – сероватая с белыми полосками по телу. Не сомневаюсь, скоро они станут настоящими красавцами. |
Рассуждение |
Почему? |
Поиск причинно-следственных связей, постановка и аргументация тезисов |
Накормив котят молоком, мы задумались о том, как поступить. Очевидно, что наша мама будет категорически против того, чтобы содержать сразу 3 животных! Мы и сами понимали, что это бессмысленно. Поэтому решили: напишем объявление о раздаче котят в хорошие руки и расклеим на ближайших домах. Завтра с раннего утра этим и займёмся. |
Прочитайте план будущего текста и определите, какой тип речи ему подходит:
Напишите 3 коротких эссе о любимой книге: в каждом случае используйте конкретный тип речи.
Чтобы определить функционально-смысловой тип речи, нужно идентифицировать цель, которую преследовал автор. Если в целом текст отвечает на вопрос «что случилось?» – это повествование, «какой?» – это описание, «почему?» – это рассуждение.
Освоение функционально-смысловых типов речи является основной задачей основой задачей школьника при изучении русского языка и приобретении навыков речевой деятельности. На их основе строится логичная, гармоничная и красивая речь.