logo
Ещё

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор слова – проведение анализа, которое позволяет узнать: является ли слово производным или непроизводным, с помощью чего и от какого слова с тем же корнем оно образовалось. Этот разбор похож на морфемный, в его ходе выделяются приставка, корень, основа и суффикс. О том, что такое словообразовательный разбор слова, чем он отличается от разбора по составу и как сделать разбор правильно – расскажем в статье.

Словообразовательный разбор слова – что это такое

С помощью проведения словообразовательного разбора выявляется, от чего и с помощью чего было произведено образование слова. Он позволяет установить последовательность присоединения морфем в процессе образования новых слов. Однако нужно помнить, что формообразующие суффиксы не принимают участия в словообразования:

  • -ть, -ти, нулевой суффикс у инфинитивов: печь, писа-ть, пас-ти. Иногда, чтобы было удобно, в процессе формообразования отсекаются и -сти.
  • -л-, нулевой суффикс– у глаголов прошедшего времени: писа-л, пёк.
  • -и-, нулевой суффикс – у глаголов повелительного наклонения: пиш-и, режь.
  • -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -ом-, -нн-, -енн-, -т – у причастий: реши-вш-ий, реш-ённ-ый, сши-т-ый, нёс-ш-ий, вед-ом-ый.
  • -а, -я, -в, -вши, -ши, -учи, -ючи – у деепричастий: держ-а, сказа-в, сказа-вши, принёс-ши, улыба-я-сь, буд-учи, игра-ючи.
  • -е, -ее, -ше – у прилагательных сравнительной степени, а также наречий и слов категорий состояния: больш-е, сильн-ее, даль-ше.
  • -йш-, -айш – в превосходных степенях: сильне-йш-ий, тиш-айш-ий.

Производящая основа слова

Словообразовательный разбор слова проводится с целью определить слово-предок, от которого образовались остальные однокоренные слова. Рассмотрим словообразовательный разбор на примере слова грабитель. Грабитель – «тот, кто грабит». У слов грабитель и грабить одинаковые морфемы лежат в основе, однако в первом случае еще добавляется и суффикс «-тель». Значит можно сделать вывод, что слово грабитель было образовано от ближайшего «родственника» грабить.

Основа слова «грабить» называется производящей (ПЩ), так как от нее пошло образование нового слова, а основа слова грабитель – производная (ПН), так как она появилась в ходе словообразования. Слова с производной основой – производные, а с производящей – производящие. Вместе они формируют словообразовательную пару.

Стоит отметить, что сама по себе производящая основа может быть производной для другой словообразовательной пары. Рассмотрим слово рыбачить, которое является производным от слова рыбачий. В свою очередь рыбачий – производное от слова рыбак, которое является производным от слова рыба.

Чтобы найти производящее слово необходимо найти в современном языке самое близкое для производного в формальном и смысловом отношении слово.

Производные и непроизводные слова

Помимо производных слов – образованных от других, существуют и непроизводные – те, которые не образовались путем добавления к основе суффикса или приставки. Если вернуться к примеру со словом «рыбак», то оно произошло от основы другого однокоренного слова – «рыба». Для этого к «рыбе» добавили суффикс «-ак». Поэтому слово «рыбак» является производным, а слова «рыба» для него является производящим. А вот к слову «рыба» уже нельзя подобрать производящее слово, следовательно – оно является непроизводным.

Способы образования слов

Для правильного проведения словообразовательного разбора, необходимо правильно определять какой способ использовался для получения производного слова от производящего. Всего существует 8 различных способов образования слов в русском языке, которые отличаются по своим принципам. Рассмотрим каждый из них поподробнее.

Приставочный

Приставочный способ подразумевает добавление приставки к производящей основе. Добавим, например, к слову «работать» (ПЩ) приставку «под-». В итоге получится слова подработать.

Суффиксальный

В этом случае к производящей основе добавляется суффикс. Примером может быть словообразовательная пара «учить» и «учитель».

Приставочно-суффиксальный

Такой способ подразумевает одновременное добавление суффикса и приставки к производящей основе. Так, если к слову земля добавить приставку «при-» и суффикс «-енн-», то получится слово «приземленный».

Нулевая суффиксация

Подразумевает добавление к производящей основе нулевого суффикса. Например, слово «обгон» было получено путем нулевой суффиксации слова «обогнать».

Сложение

Сложение двух производящих основ с помощью соединительной гласной или без нее:

  • гладкий + о + кожа = гладкокожий;
  • грусть + тоска = грусть-тоска.

Сложение с суффиксацией

Происходит по тому же принципу, что и выше, но дополнительно добавляется суффикс:

  • мимо + ходить = мимоходом;
  • клад + о + искать = кладоискатель.

Аббревиация

Происходит путем сложения производящих основ и их усечением. Она может проводиться путем составления аббревиатуры или создания укороченной версии слова:

  • Российская Федерация – РФ;
  • Заместитель министра – замминистра.

Переход из одной части речи в другую

Такой способ образования имеет 3 варианта:

  1. Переход прилагательного в существительное: рабочие дни – рабочие на стройке.
  2. Переход причастия в существительное: убегающий преступник – убегающий скрылся.
  3. Переход существительного в наречие: любоваться даром природы – и даром не нужно.

Различия между словообразовательным разбором и разбором слова по составу

При словообразовательном и при морфемном разборе слова нас интересуют морфемы. Однако, при словообразовательном в расчет не берется окончание. Кроме того, целью словообразовательного разбора является поиск словообразовательной пары, указание способа словообразования. При разборе слова по составу результатом работы станет выделение всех морфем в слове, а не определение его истоков.

Как сделать словообразовательный разбор правильно

Для того чтобы сделать словообразовательный разбор правильно, необходимо просто следовать принятому алгоритму. Он отличается своей простотой и позволяет упростить и гарантировать правильность проведение разбора.

План разбора

План словообразовательного разбора включает в себя 5 простых действий:

  1. Постановка слова в начальную форму, например, именительный падеж, единственное число.
  2. Подбор ближайшего родственного слова для создания словообразовательной пары.
  3. Выделение основ у получившейся пары.
  4. Выделение словообразовательных морфем.
  5. Определение способа словообразования и запись его в скобках рядом с парой.

Проверка разбора

Чтобы проверить разбор, можно воспользоваться словарями или онлайн-сервисами. Однако, зачастую, нужно просто убедиться, что нет других вариантов образования производного слова от другого производящего. Например, слово «приземлённый», образованное приставочно-суффиксальным способом, не может быть образованно только приставочным способом, так как нет слова «землённый», ровно так же, как не существует слова «приземля», от которого оно могло бы образоваться суффиксальным способом.

Разберем примеры – задачи и решение

Разберем несколько примеров словообразовательного разбора для закрепления материалов:

Пример 1: книжный

Книж-н-ый – книга (суффиксальный способ).

Пример 2: поднебесный

Под-небес-н-ый – небеса (приставочно-суффиксальный способ).

Пример 3: Сталинград

Сталин + град (сложение).

Пример 4: ЕГЭ

ЕГЭ – Единый государственный экзамен (аббревиация).

FAQ

Для чего нужен словообразовательный разбор?

Словообразовательный разбор позволяет повысить грамотность письма, а также понять, с помощью какого инструмента было выполнено образование слова, расширить словарный запас.

Словообразовательный и морфемный разбор – это одно и то же?

Нет. В словообразовательном разборе, конечно, нужен морфемный разбор, однако не все морфемы потребуется выделить, а лишь те, которые участвовали в образовании нового слова. При этом нет необходимости обращать внимание на окончание (только для постановки слова в начальную форму).

Заключение

Словообразовательный разбор позволяет нам понимать: от какого слово было образовано то или иное, расширить свой словарный запас и повысить грамотность при письме. В школе ему уделяется не так много времени, однако он тесно связан с морфемным разбором. Чтобы научиться делать его правильно, необходимо просто запомнить алгоритм. Не стоит забывать и о необходимости перепроверять полученный результат.