Словообразовательный разбор слова – проведение анализа, которое позволяет узнать: является ли слово производным или непроизводным, с помощью чего и от какого слова с тем же корнем оно образовалось. Этот разбор похож на морфемный, в его ходе выделяются приставка, корень, основа и суффикс. О том, что такое словообразовательный разбор слова, чем он отличается от разбора по составу и как сделать разбор правильно – расскажем в статье.
С помощью проведения словообразовательного разбора выявляется, от чего и с помощью чего было произведено образование слова. Он позволяет установить последовательность присоединения морфем в процессе образования новых слов. Однако нужно помнить, что формообразующие суффиксы не принимают участия в словообразования:
Словообразовательный разбор слова проводится с целью определить слово-предок, от которого образовались остальные однокоренные слова. Рассмотрим словообразовательный разбор на примере слова грабитель. Грабитель – «тот, кто грабит». У слов грабитель и грабить одинаковые морфемы лежат в основе, однако в первом случае еще добавляется и суффикс «-тель». Значит можно сделать вывод, что слово грабитель было образовано от ближайшего «родственника» грабить.
Основа слова «грабить» называется производящей (ПЩ), так как от нее пошло образование нового слова, а основа слова грабитель – производная (ПН), так как она появилась в ходе словообразования. Слова с производной основой – производные, а с производящей – производящие. Вместе они формируют словообразовательную пару.
Стоит отметить, что сама по себе производящая основа может быть производной для другой словообразовательной пары. Рассмотрим слово рыбачить, которое является производным от слова рыбачий. В свою очередь рыбачий – производное от слова рыбак, которое является производным от слова рыба.
Чтобы найти производящее слово необходимо найти в современном языке самое близкое для производного в формальном и смысловом отношении слово.
Помимо производных слов – образованных от других, существуют и непроизводные – те, которые не образовались путем добавления к основе суффикса или приставки. Если вернуться к примеру со словом «рыбак», то оно произошло от основы другого однокоренного слова – «рыба». Для этого к «рыбе» добавили суффикс «-ак». Поэтому слово «рыбак» является производным, а слова «рыба» для него является производящим. А вот к слову «рыба» уже нельзя подобрать производящее слово, следовательно – оно является непроизводным.
Для правильного проведения словообразовательного разбора, необходимо правильно определять какой способ использовался для получения производного слова от производящего. Всего существует 8 различных способов образования слов в русском языке, которые отличаются по своим принципам. Рассмотрим каждый из них поподробнее.
Приставочный способ подразумевает добавление приставки к производящей основе. Добавим, например, к слову «работать» (ПЩ) приставку «под-». В итоге получится слова подработать.
В этом случае к производящей основе добавляется суффикс. Примером может быть словообразовательная пара «учить» и «учитель».
Такой способ подразумевает одновременное добавление суффикса и приставки к производящей основе. Так, если к слову земля добавить приставку «при-» и суффикс «-енн-», то получится слово «приземленный».
Подразумевает добавление к производящей основе нулевого суффикса. Например, слово «обгон» было получено путем нулевой суффиксации слова «обогнать».
Сложение двух производящих основ с помощью соединительной гласной или без нее:
Происходит по тому же принципу, что и выше, но дополнительно добавляется суффикс:
Происходит путем сложения производящих основ и их усечением. Она может проводиться путем составления аббревиатуры или создания укороченной версии слова:
Такой способ образования имеет 3 варианта:
При словообразовательном и при морфемном разборе слова нас интересуют морфемы. Однако, при словообразовательном в расчет не берется окончание. Кроме того, целью словообразовательного разбора является поиск словообразовательной пары, указание способа словообразования. При разборе слова по составу результатом работы станет выделение всех морфем в слове, а не определение его истоков.
Для того чтобы сделать словообразовательный разбор правильно, необходимо просто следовать принятому алгоритму. Он отличается своей простотой и позволяет упростить и гарантировать правильность проведение разбора.
План словообразовательного разбора включает в себя 5 простых действий:
Чтобы проверить разбор, можно воспользоваться словарями или онлайн-сервисами. Однако, зачастую, нужно просто убедиться, что нет других вариантов образования производного слова от другого производящего. Например, слово «приземлённый», образованное приставочно-суффиксальным способом, не может быть образованно только приставочным способом, так как нет слова «землённый», ровно так же, как не существует слова «приземля», от которого оно могло бы образоваться суффиксальным способом.
Разберем несколько примеров словообразовательного разбора для закрепления материалов:
Пример 1: книжный
Книж-н-ый – книга (суффиксальный способ).
Пример 2: поднебесный
Под-небес-н-ый – небеса (приставочно-суффиксальный способ).
Пример 3: Сталинград
Сталин + град (сложение).
Пример 4: ЕГЭ
ЕГЭ – Единый государственный экзамен (аббревиация).
Словообразовательный разбор позволяет повысить грамотность письма, а также понять, с помощью какого инструмента было выполнено образование слова, расширить словарный запас.
Нет. В словообразовательном разборе, конечно, нужен морфемный разбор, однако не все морфемы потребуется выделить, а лишь те, которые участвовали в образовании нового слова. При этом нет необходимости обращать внимание на окончание (только для постановки слова в начальную форму).
Словообразовательный разбор позволяет нам понимать: от какого слово было образовано то или иное, расширить свой словарный запас и повысить грамотность при письме. В школе ему уделяется не так много времени, однако он тесно связан с морфемным разбором. Чтобы научиться делать его правильно, необходимо просто запомнить алгоритм. Не стоит забывать и о необходимости перепроверять полученный результат.