Девятиклассники к началу лета готовятся сдавать ОГЭ по русскому языку. Этот экзамен не самый сложный, однако многие школьники получают за него низкие баллы, хотя ожидали более высоких. Давайте разбираться почему так происходит. Узнаем, как правильно подготовиться к ОГЭ по русскому языку что нужно, чтобы успешно сдать его.
ОГЭ по русскому языку теперь состоит из 13 заданий вместо 9. Экзамен поделен на две части: устную и письменную. Письменная часть экзамена состоит из трех частей:
В качестве дополнения ученикам нужно пройти итоговое собеседование. Это и есть устная часть экзамена. Хотя сама она не входит в ОГЭ. Поэтому речь пойдет только о трех частях из письменной формы сдачи ОГЭ.
Изменения в ОГЭ состоят из обновления в следующих задачах:
Теперь давайте рассмотрим каждое изменение подробно и узнаем, какие задачи будет решать школьник по русскому языку.
От ученика все также ждут краткого изложения текста, который будет прослушан им дважды. Цель данного задания заключается в проверке понимания устной речи школьником. Максимальная длина текста — 150 слов.
Задача ученика состоит в том, чтобы в краткой форме донести до экзаменатора ключевую мысль текста. При этом ученик не должен ее искажать или интерпретировать по своему.
Изложение не претерпело серьезных изменений. Однако школьники могут получить за него вместо 7 только 6 баллов. Так за критерий ИК2 в оценке этой части задания ставят 2 балла вместо 3 баллов, как было в прошлом году.
Считается, что первое задание, связанное с изложением, простое. С ним справляются 95 % учеников.
Главное, правильно подготовиться к выполнению изложения. Для этого нужно выписать слова, без которых трудно будет понять о чем рассказывается в тексте. Не старайтесь полностью переписывать текст. Вы только потеряете время.
Используйте сжатие, обобщение или уточнение для сжатия текста. Не забудьте выписать ключевые слова в том порядке, в котором они расставлены по тексту. Без этого у вас не получится грамотно составить изложение.
Создайте микротемы и пропишите их на бумаге во время перерыва между прослушиваниями. Затем проверьте правильно ли вы выписывали микротемы во время второго прослушивания текста.
В анализе слов, предложения, текста сложным для девятиклассника может быть синтаксис. Так как для правильного определения школьнику нужно хорошо разбираться в способах выражения подлежащего. Девятиклассник должен хорошо изучить виды сказуемого: простого, составного глагольного, составного именного.
Школьникам дадут тексты, которые нужно внимательно прочесть. Так как задачей, которую необходимо решить, будет нахождение вариантов ответов, где даны верные характеристики предложений текста.
Девятикласснику предстоит понять действительно ли во второй части первого предложения, употребляется составное сказуемое. Будет еще такой вопрос: действительно ли 2 часть сложного предложения под номером 2 осложнена обособленным согласованным приложением?
Сами по себе вопросы легкие, если уметь разбираться в синтаксисе предложений. Только для этого нужно прочесть текст, не отвлекаясь на посторонние задачи, которые могут быть еще не решены школьником.
Во вторую часть задания добавлена новая задача. Она проверяет у школьников нормы русского языка. Дано предложение, в котором необходимо правильно записать слово «тренер»: Наши тренер — живые легенды российского фигурного катания. В этой задаче большинство учеников делает ошибку — неверное написание окончания в слове «Тренер».
В ОГЭ 2024 года по русскому языку добавили еще одно задание на пунктуацию. Девятикласснику в тесте будет даны три пунктуационных правила. К ним даны примеры предложений в большом количестве. Школьнику предстоит указать, какие предложения соответствуют правилам, которые даны в тексте.
На этом задании девятиклассники в большинстве случаев отвечают неверно. Чтобы этого не произошло с вами, потренируйтесь дома или с репетитором в решении подобных задач. Уделите этому пункту больше времени.
Также в проверке на знания орфографии добавилось еще одно задание. Девятиклассникам необходимо будет правильно вставить буквы «н» и «нн» в слова, которые даны в тесте. Либо он может получить такое задание: «Вставьте на месте пропущенных букв «И», где это требуется.
Это задание кажется только с виду не сложным, как другие. На самом деле вам могут задать слова исключения, где вместо одно «н» пишется две, или будут даны слова с написанием буквы «е», хотя вам будет казаться, что «И». Поэтому к решению этого задания тоже нужно будет подойти со вниманием к каждому слову и к каждой строчке.
Есть еще лексический анализ. Это тоже сложная тема для изучения девятиклассниками. В нем существует много тонкостей, в которых совершают ошибки школьники. Ученики часто путают слова-омонимы с многозначными словами. Поэтому нужно уметь находить их и отличать друг от друга.
Девятиклассники порой не знают, как писать сочинение-рассуждение. Хотя этот пункт в заданиях для ОГЭ девятиклассников оставили практически нетронутым. Единственное, что изменилось — это количество баллов, которое может получить ученик за правильное решение третьей задачи. Теперь за правильно выполненное сочинение-рассуждение ученику дается 7 баллов вместо 9.
Ученику будет дана возможность выбрать одно из трех сочинений, которое он может написать:
Чтобы подготовиться к этому заданию, следуйте правилам:
Несмотря на все сложности, которые предстоит пройти девятикласснику, необходимо помнить, что сдача ОГЭ уже имеет свои алгоритмы. Несмотря на регулярные изменения, случающиеся практически каждый год в ОГЭ, тестирование проходит по заранее согласованному стандарту. К нему можно подготовиться в течение 2, 3 месяцев до начала экзамена.
Если вы видите, что ваш сын или дочь не успевают по русскому языку и не смогут сдать экзамен хотя бы на 4, то зовите репетитора. Это подготовленные специалисты, которые научат школьника грамотно подходить к решению задач на ОГЭ.
Всего школьнику предстоит выполнить три больших задания, которые включают в себя подзадачи, требуемые правильного решения.
Многие школьники не умеют выражать главную мысль текста. Поэтому важно потренироваться дома с родителями перед ОГЭ. Девятиклассники порой неправильно выделяют абзацы или нарушают логику повествования в сочинении. Чтобы не допускать таких ошибок, рекомендуется найти тексты из открытых банков задач ФИПИ. Прочитайте каждый из этих текстов и вычлените основную мысль. Тренируйтесь самостоятельно сжимать тексты. Пишите сочинения не только по заданиям в школе, но и дома на открытые темы. Наймите репетитора, который поможет вам подтянуть те темы, которые для вас кажутся недосягаемыми.
Жанры текстов, которые могут предложить к прослушиванию на ОГЭ были расширены. Теперь в них входят:
Девятиклассники не любят рутинную работу, когда необходимо поработать со словарем, чтобы изучить тему. Они не знают законов построения предложения. Некоторые школьники не умеют анализировать предложения и тексты. Экзаменаторы получают простой пересказ текста. Малый процент девятиклассников не умеет правильно заполнять бланки ОГЭ. Тему заполнения бланков тоже необходимо освещать в школах. Нужно посвящать этой работе хотя бы 1 час из школьных занятий по русскому языку.
Репетиторы — это образованные учителя, которые должны иметь собственный план обучения и подготовки школьников к ОГЭ. Однако следующие рекомендации могут пригодиться родителям при проверке подготовки школьника к ОГЭ: проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование, комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков, использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы.
Теперь вы знаете, какие произошли изменения в ОГЭ 9 класса по русскому языку. Тщательно изучайте темы, которые дают учителя во время учебного года. Тогда вам не придется за короткий месяц снова повторять школьную программу. Вы вспомните программу русского языка и сможете ответить на все вопросы по ОГЭ.