logo
Ещё

Переходные и непереходные глаголы

Глагольная переходность важна при построении и передаче смысла предложений. Она чётко разграничивает роли субъекта и объекта, указывает на степень активности совершаемого действия. Понимание разницы между переходными и непереходными глаголами позволяет точно и ёмко выражать мысли.

Переходность глаголов

Переходность – это грамматическая категория глаголов, указывающая на их транзитивность – способность присоединять и управлять прямыми дополнениями. Иными словами, это их способность сочетаться с именами существительными (в винительном падеже без предлога), обозначающими объект воздействия.

В русском языке переходность не имеет морфологических маркеров, но выражается в синтаксисе.

Переходный тип глаголов – особенности

Переходными называют глаголы, действие которых полностью переходит на объект и всецело охватывает его. В качестве примера можно привести следующие простые фразы:

я глажу кота;

утром я полила цветы;

что вы сказали?

Как правило, переходные глаголы обозначают:

  • процесс создания, изменения или уничтожения объекта: построить сарай, сжечь ветки;
  • воздействие на объект, не приводящее к его изменению: благодарить учителя, гладить кота;
  • чувственное восприятие: испытывать радость, созерцать пейзаж;
  • личное отношение к объекту: радоваться успеху, предпочитать пешие прогулки.

В отношении всех переходных глаголов соблюдается правило, которое гласит, что объект, на который переносится действие, выражается именем существительным или местоимением в таких падежах:

  • винительном (без предлога), например: вручить грамоту, высмеять недостатки;
  • родительном с указанием на часть объекта, например: купить молока, съесть мороженого;
  • родительном в рамках отрицательного оборота, например: не купить книг, не видеть снов.

Также следует помнить, что переходные глаголы способны образовывать причастия страдательного залога в прошедшем времени, обозначающие признак объекта. При этом на указанный признак направлено действие со стороны другого объекта, например:

скосить траву → скошенная мной трава;

выбросить вещи → выброшенные соседями вещи;

покинуть село → покинутое людьми село.

Непереходный тип глаголов – особенности

Непереходными называют глаголы, действие которых не направлено на какой-либо объект. В качестве примера можно привести следующие фразы:

смеяться [над чем?] над шуткой;

кривляться [перед чем?] перед зеркалом;

размышлять [о чём?] о жизни.

Как правило, непереходные глаголы обозначают:

  • существование, передвижение: быть, кувыркаться;
  • состояние, положение в пространстве: наслаждаться, бродить;
  • практические занятия: лениться, плотничать;
  • проявление различных качеств: учиться, уменьшаться.

Непереходные глаголы сочетаются с существительными или местоимениями (с предлогами и без них) в нескольких падежах:

  • родительном, например: пройти мимо здания, отказаться от предложения;
  • дательном, например: скучать по родителям, подготовиться к экзамену;
  • винительном (только с предлогом), например: прийти в офис, взойти на вершину.
  • творительном, например: повеяло холодом, взять измором;
  • предложном, например: рассказать о планах, погулять в парке.

Важно запомнить, что в русском языке непереходными являются все возвратные глаголы, морфологическим маркером которых является постфикс -ся. В качестве примера можно привести слова: выбираться, распрямляться, высыпаться, выпариваться и пр.

Как определить переходность глагола

Чтобы определить, является глагол переходным или непереходным, следуйте инструкции:

  1. Найдите в тексте глагол. Чтобы определить эту часть речи, посмотрите, обозначает ли она действие. Просто задайте вопросы: «что делает?», «что сделает?», «что будет делать?» и пр.
  2. Определите, является ли глагол возвратным. Посмотрите, выражает ли он действие (или состояние), которое совершается кем-то по отношению к себе; на свойство возвратности указывает постфикс -ся. Если глагол возвратный, то он является непереходным; в ином случае переходите к шагу 3.
  3. Найдите зависимое слово, определите его падеж. Если оно находится в любом косвенном падеже (кроме винительного и в особых случаях родительного), то относится к категории непереходных глаголов; в ином случае переходите к шагу 4.
  4. Посмотрите, используется ли предлог в составе дополнения. Если он присутствует, то глагол является непереходным, а если отсутствует – переходным.

Чтобы быстро определить тип глагола, воспользуйтесь готовой схемой:


Упражнения для самопроверки

Упражнение 1. Определение переходности глаголов

Прочитайте текст и определите, какие глаголы являются переходными. Отметьте падежную форму каждого.

Ежедневно я просыпаюсь в 7 часов утра, умываюсь и готовлю завтрак для всей семьи. В это время муж выгуливает собаку, а сыновья собираются в школу. К 8 часам все завершают свои дела, и тогда мы садимся завтракать. Затем мальчишки быстро одеваются и идут в школу, а я и муж – отправляемся на работу. И только нашей собаке везёт! Она остаётся дома.

Упражнение 2. Применение переходных и непереходных глаголов

В приведённых словосочетаниях поставьте глаголы, указанные в скобках, в правильную форму и определите, являются ли они переходными или непереходными.

  1. Брат (гулять) в парке;
  2. Кошка (поймать) восемь мышей;
  3. Учитель (объяснять) сложные математические задания;
  4. Я (прочитать) книги;
  5. Собака (бегать) вокруг сарая.

FAQ

Может ли один и тот же глагол быть переходным и непереходным?

Некоторые глаголы могут иметь разные модели управления, в зависимости от выбора которой приобретают или утрачивают переходность. Например, в выражении «я играл на фортепиано» присутствует непереходный глагол, а в выражении «я играл главную роль» – переходный.

Почему все возвратные глаголы непереходные?

Возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое инициатором по отношению к себе. Это означает, что отсутствует объект, на который действие переходило бы. Поэтому все возвратные глаголы непереходные.

Вывод

Переходные и непереходные глаголы основаны на разных моделях управления. Первые выражают направленность совершаемого действия на объект, напротив, вторые акцентируют внимание на субъекте, совершающем действие. Понимание этого аспекта позволяет более точно и ёмко выражать мысли.