Падеж в русском языке – это важнейшая грамматическая категория, выражающая отношения между существительными и иными частями речи. С их помощью можно построить красивую, гармоничную речь.
Падеж представляет собой грамматическую словоизменительную категорию, которая выражает синтаксические отношения существительного и прочих элементов предложения. Этим термином принято обозначать и каждый элемент этой категории, например, именительный падеж, творительный падеж и пр.
Выражаемые отношения, как правило, имеют семантическое и коммуникативное содержание. Но в некоторых случаях он лишь указывает на факт синтаксической связи.
В грамматике падеж существительных (а также местоимений, количественных числительных) рассматривается, как базовый объект описания. В отличие от иных грамматических категорий, например, наклонения или лица, он является многочленным: имеет 6 основных форм.
Таблица 1. Падежи русского языка (с вопросами)
ПАДЕЖ | ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО | ВОПРОСЫ |
Именительный | есть | Кто? Что? |
Родительный | нет | Кого? Чего? |
Дательный | рад | Кому? Чему? |
Винительный | вижу | Кого? Что? |
Творительный | горжусь | Кем? Чем? |
Предложный | думаю | О ком? О чём? |
В русском языке именительный падеж является единственным прямым падежом, противопоставляемым остальным по значению и синтаксической роли. В предложениях он выражает самостоятельное (независимое) положение существительного или местоимения. Слова в именительном падеже единственном числе представлены в начальной форме и в таком виде указываются во всех словарях.
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: «кто?» и «что?».
Они употребляются без предлогов. В предложениях выполняют синтаксические функции подлежащего или элемента составного сказуемого, например:
Такси [что?] подъехало к пункту назначения.
Михаил [кто?] был хороший водитель такси.
Как правило, глагол-связка составного сказуемого опускается, если он употребляется в настоящем времени:
Михаил [кто?] хороший водитель такси.
Таблица 2. Окончания имён существительных в именительном падеже
Склонение | Единственное число | Множественное число | ||
Окончания | Примеры | Окончания | Примеры | |
1 склонение | -а, -я | Машина, семья | -ы, -и | Машины, семьи |
2 склонение | -о, -е, нулевое | Яблоко, решение, грач□ | -ы, -и, -а, -я | Яблоки, решения, грачи |
3 склонение | нулевое | Ночь□, доблесть□ | -и | Ночи, доблести |
Разносклоняемые | -я | Время, стремя | -а | Времена, стремена |
Родительный падеж является косвенным, он выражает отношения принадлежности (улица села), определяет исходную точку (уберечься от опасности) или обозначает часть целого (кусок пирога). Таким образом, он выполняет притяжательную, отложительную и распределительную функции.
Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы: «кого?» и «чего?».
Нередко они употребляются с предлогами (например, с, в, у, около, после, вокруг и пр.). В предложениях являются второстепенными членами, например:
Мы неожиданно столкнулись у [чего?] ворот.
Мы остались у [кого?] друзей.
Таблица 3. Окончания имён существительных в родительном падеже
Склонение | Единственное число | Множественное число | ||
Окончания | Примеры | Окончания | Примеры | |
1 склонение | -и, -ы | Машины, семьи | нулевое | Машин, семей |
2 склонение | -а, -я | Яблока, решения, грача | -ей, -ов, -ий, нулевое | Яблок□, решений, грачей |
3 склонение | -и | Ночи, доблести | -ей | Ночей, доблестей |
Разносклоняемые | -и | Времени, стремени | -ей, нулевое | Времён, стремян |
Среди косвенных падежей дательный занимает особое положение: он противопоставляется синтаксическим падежам (именительному, родительному, винительному), которые лишь указывают на зависимость имени существительного от управляющего слова. Он обладает собственной семантикой. Прежде всего, он выражает значения получателя (подарить сыну телефон) и адресата (рассказать сыну сказку); в целом его содержанием считается семантическая функция, выполняемая участником описываемой ситуации.
Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: «кому?» и «чему?».
Они употребляются с предлогами (например, к, ко, по) и без них. В предложениях традиционно выступают в роли второстепенных членов, например:
Мы вернулись к [чему?] обсуждению вопроса.
Летом мы поедем в село к [кому?] дедушке и бабушке.
Таблица 4. Окончания имён существительных в дательном падеже
Склонение | Единственное число | Множественное число | ||
Окончания | Примеры | Окончания | Примеры | |
1 склонение | -е, -и | Машине, семье | -ам, -ям | Машинам, семьям |
2 склонение | -у, -ю | Яблоку, решению, грачу | Яблокам, решениям, грачам | |
3 склонение | -и | Ночи, доблести | Ночам, доблестям | |
Разносклоняемые | Времени, стремени | Времёнам, стременам |
Винительный падеж, входящий в группу косвенных падежей, использующийся для маркировки второго актанта (значимого участника) при глаголе. Его основная грамматическая функция состоит в обозначении прямого объекта; также он может указывать на цель, направление.
Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы: «кого?» и «что?».
Они употребляются с предлогами (например, по, за, спустя, сквозь и пр.) и без них. В предложениях традиционно выступают в роли второстепенных членов, например:
Начальник командировал [кого?] меня в Москву на 3 недели.
Кот стремительно спрятался за [что?] шкаф.
Существительные, употребляемые в винительном падеже, имеют уникальные формы, отличающиеся по признакам одушевлённости и неодушевлённости объекта.
Таблица 5. Окончания имён существительных в винительном падеже
Склонение | Мужской род | Женский род | Средний род | ||||
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | ||
1 склонение | Одушевлённое | дедушку, дядю | дедушек□, дядь□ | девушку, тётю | девушек□, тёть□ | ||
Неодушевлённое | печку, землю | печек□, земель□ | |||||
2 склонение | Одушевлённое | сына, столяра | сыновей, столяров | существо□, животное□ | существ□, животных | ||
Неодушевлённое | стол□, ясень□ | столы, ясени | поле, облако□ | поля, облака | |||
3 склонение | Одушевлённое | мышь□, мать□ | мышей, матерей | ||||
Неодушевлённое | печь□, новость□ | печи, новости | |||||
Разносклоняемые | Одушевлённое | дитя | детей | ||||
Неодушевлённое | стремя, путь□ | стремена, пути |
Косвенный творительный падеж играет множество ролей в предложениях. Чаще он обладает инструментальным значением (рубить топором, копать лопатой); также может выражать образ действия, время, способ передвижения, разницу, действующее лицо при существительных и страдательных глаголах.
Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы: «кем?» и «чем?».
В предложении они могут употребляться с предлогами (например, с, за, перед, между и пр.) и без них. В предложениях выступают в роли второстепенных членов, например:
Ворон взмахнул [чем?] крыльями и грациозно воспарил в небо.
Я работаю [кем?] слесарем.
Таблица 6. Окончания имён существительных в творительном падеже
Склонение | Единственное число | Множественное число | ||
Окончания | Примеры | Окончания | Примеры | |
1 склонение | -ой, -ей, -ею | Машиной, семьёй | -ами, -ями, -ми | Машинами, семьями |
2 склонение | -ом, -ем | Яблоком, решением, грачом | Яблоками, решениями, грачами | |
3 склонение | -ю | Ночью, доблестью | Ночами, доблестями | |
Разносклоняемые | -ей, -ею, -ем | Временем, стеременем | Временами, стременами |
Предложный падеж относится к разряду косвенных, но в отличие от остальных падежей в предложениях употребляется только с предлогами (о, об, обо, в, во, по, при, на). Чаще всего он выполняет изъяснительную (выражает значение речи) и местную (выражает пространственное значение местонахождения) функции.
Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: «о ком?» и «о чём?».
Имена существительные, употребляемые в предложном падеже, традиционно являются второстепенными членами предложений, например:
Мы беседовали [о чём?] о правилах поведения в школе.
Родители много интересного рассказали [о ком?] о бабушке.
Таблица 7. Окончания имён существительных в предложном падеже
Склонение | Единственное число | Множественное число | ||
Окончания | Примеры | Окончания | Примеры | |
1 склонение | -е, -и | О машине, о семье | -ах, -ях | О машинах, о семьях |
2 склонение | О яблоке, о решении, о граче | О яблоках, о решениях, о грачах | ||
3 склонение | -и | О ночи, о доблести | О ночах, о доблестях | |
Разносклоняемые | О времени, о стремени | О временах, о стременах |
В русском языке существует 6 (шесть) основных падежей, включая именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Но иногда встречается мнение, что их больше. Так в пример приводятся старорусский падежи: звательный, ждательный, превратительный и пр. На практике некоторые слова всё ещё используют эти формы, например, жду письма (ждательный падеж) или взять в жёны (превратительный падеж). Поскольку их употребление ограничено, они относятся к категории периферийных падежей.
Многие школьники поначалу испытывают сложности с запоминанием падежей русского языка. Чтобы решить эту проблему. рекомендуется использовать акростихи – рифмованные строки, первые буквы которых являются начальными в названиях падежей. Например:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.
Ира Родила Дочку Верочку, Такую Припевочку.
Илья Рубил Дрова, Варя Топила Печку.
Каждый из 6 падежей русского языка наделён своей уникальной функцией, понимая которую, можно гармонично связать слова, придавая им различные смыслы. Безусловно, это делает речь грамотной, красивой и приятной, позволяя ученику точно выражать свои мысли.