logo
Ещё

Олицетворение

Автор художественных произведений нередко пользуются различными фигурами речи для того, чтобы обогатить язык и сделать свою работу более интересной и наглядной. В статье рассказали о том, что из себя представляет олицетворение и привели несколько ярких примеров данного приема из художественной литературы.

Определение олицетворения

Олицетворение - это литературный и риторический прием, при котором абстрактные понятия, предметы, явления или силы наделяются человеческими качествами, свойствами или действиями. Он используется для придания изобразительности тексту, усиления его выразительности и создания более яркого образа.

Например, в фразе "Весна пришла с цветами и пением птиц" словосочетание "весна пришла" является олицетворением, так как абстрактное понятие времени года (весны) описывается как будто бы обладающее человеческими качествами, так как весна не может буквально приходить.

Олицетворение часто используется в поэзии, прозе, рекламе и риторике для создания образов, которые легче воспринимаются и запоминаются читателем или слушателем.

Примеры олицетворения в литературе

В качестве примера рассмотрим стихотворение М. Ю. Лермонтова “Листок”, которое богато на олицетворения. Данный прием мы выделили жирным курсивом:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».


«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, -
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».