logo
Ещё

Морфологический разбор глагола

Под морфологическим разбором понимается определение признаков глагола - как постоянных, так и непостоянных – с точки зрения полноценной части речи. Успешное решение задачи необходимо для получения хорошей или отличной оценки по русскому языку. Дополнительной целью разбора становится лучшее понимание глагола как одной из главных частей речи.

Термины и определения

Глагол является полноценной частью речи, обозначающей действие или состояние предмета в виде процесса. Он отвечает на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?», практически всегда входит в предложение в роли сказуемого.

Морфологическим разбором принято называть определение признаков глагола как части речи и предложения. Признаки бывают двух типов – постоянные и непостоянные.

К числу первых относятся:

  1. Вид. Бывает совершенным (в этом случае к глаголу можно поставить вопрос «Что сделать?» или несовершенным («Что делать?»).
  2. Переходность:
    1. переходный используется вместе с именем существительным, которое стоит в винительном падеже, причем без предлога;
    2. непереходный не удовлетворяет указанным выше признакам (обоим).
  3. Спряжение (определяет принципы изменения глагола по числам и лицам, влияет на написание безударных окончаний):
    1. первое (обозначается как I);
    2. второе (II).
  4. Возвратность:
    1. возвратный глагол показывает действие, которое характеризует объект, обозначаемый в предложении подлежащим (наиболее простой признак – окончание на «-сь» или «-ся»);
    2. невозвратный демонстрирует действие, относящиеся к другим объектам или предметам.

К непостоянным признакам относятся:

  1. Наклонение. Бывает трех типов, включая изъявительное, повелительное и условное. Первое дает ответ на вопросы «Что делал/делает/будет делать?», второе – на «Что делай?», третье – на «Что делал/сделал бы?».
  2. Число. Классический признак самых разных частей речи. Бывает единственным и множественным.
  3. Время. Определяется только глаголов в изъявительном наклонении. Традиционно делится на три основных типа: прошедшее, настоящее и будущее.
  4. Лицо. Еще один распространенный признак. Бывает трех видов: первое, второе и третье. Определяется для повелительного или изъявительного наклонения (в последнем случае – для будущего или настоящего времени).
  5. Род. Бывает мужским, женским или средним. Определяется для условного или изъявительного наклонения (в последнем случае – в прошедшем времени).

Еще одной задачей разбора становится установление начальной (другое название – неопределенной) формы глагола или инфинитива. Кроме того, нужно определить роль слова в предложении. Она может быть главной (сказуемое) или второстепенной (другие части предложения). Указывается в виде подчеркивания. Например, для сказуемого используется двойная линия.

Порядок (план) разбора

Общая схема морфологического разбора глагола не отличается от аналогичных для других частей речи. Она выглядит следующим образом:

  1. Определение слова как части речи. Выделение инфинитива.
  2. Установление морфологических признаков (кратко перечислены и описаны выше с разделением на постоянные и непостоянные).
  3. Установление синтаксической роли глагола в предложении.

Выполнение разбора глагола выступает одним из распространенных практических упражнений на уроках русского языка. Успешность решения задачи напрямую влияет на итоговую оценку школьника по предмету. Поэтому изучению темы следует уделить самое пристальное внимание.

Разберем примеры

Для закрепления изложенного выше теоретического материала целесообразно привести несколько примеров из практики. Их изучение позволит лучше понять основные принципы проведения разбора глагола с морфологической точки зрения.

Она его не любит.

  1. Слово «любит» является глаголом, так как обозначает действие и отвечает на вопрос «Что делает?». Инфинитив – любить.
  2. В качестве постоянных признаков глагола выступают такие: вид – несовершенный, невозвратный, переходный, спряжение - второе.
    Непостоянные: наклонение – изъявительное, время – настоящее, число – единственное, лицо – третье.
  3. Синтаксическая роль слова в предложение – сказуемое.

Я мечтаю стать летчиком.

  1. Слово «мечтаю» является глаголом, так как обозначает действие и отвечает на вопрос «Что делаю?». Инфинитив – мечтать.
  2. В качестве постоянных признаков глагола выступают такие: вид – несовершенный, невозвратный, непереходный, невозвратный, спряжение - первое.
    Непостоянные: наклонение – изъявительное, время – настоящее, число – единственное, лицо – первое.
  3. Синтаксическая роль слова в предложении – сказуемое.

Сергей легко опустошил холодильник, так как был голодным.

  1. Слово «опустошил» является глаголом, так как обозначает действие и отвечает на вопрос «Что сделал бы?» Инфинитив – опустошить.
  2. В качестве постоянных признаков глагола выступают такие: вид – совершенный, невозвратный, переходный, спряжение - второе.
    Непостоянные: наклонение – условное или сослагательное, число – единственное, род – мужской.
  3. Синтаксическая роль слова в предложении – сказуемое.

Игорь, пожалуйста, не старей!

  1. Слово «не старей» является глаголом, так как обозначает действие и отвечает на вопрос «Что делай?» Инфинитив – стареть.
  2. В качестве постоянных признаков глагола выступают такие: вид – несовершенный, невозвратный, непереходный, спряжение – первое.
    Непостоянные: наклонение – повелительное, число – единственное.
  3. Синтаксическая роль слова в предложении – сказуемое.

FAQ

Что такое глагол?

Это полноценная часть речи, показывающая действие или состояние объекта/предмета в виде процесса. Она отвечает на стандартные вопросы «Что делать/сделать?»

Что такое его морфологический разбор?

Термин обозначает определение основных признаков слова с точки зрения морфологии. Применительно к глаголу они делятся на постоянные и непостоянные. Также устанавливается начальная форма и синтаксическая роль слова в предложении.

Для чего он выполняется?

Основные цели разбора указаны в ответе на предыдущий вопрос. Здесь же имеет смысл отметить, что разбор является очень распространенным упражнением на уроках русского языка, поэтому его успешное выполнение позволяет получить хорошую или отличную оценку по предмету.

Вывод

  1. Глагол – основная часть речи, которая активно используется практически в каждом предложении. Она демонстрирует действие или состояние предмета/объекта в качестве процесса и отвечает на вопрос «Что делать/сделать?»
  2. Морфологический разбор предназначен для установления начальной формы глагола, его постоянных/непостоянных морфологических признаков и синтаксической роли в предложении.
  3. Выполнением морфологического разбора занимаются школьники 5 и более старших классов. Успешное решение задачи позволяет получить высокую оценку по важному учебному предмету.