Фонетика составляет основу все видов речевой деятельности. Освоив этот раздел, ученик начинает глубоко понимать основные категории языкознания, лучше усваивает материал. В этом помогает регулярный фонетический разбор слов.
Фонетика, изучающая звуковую систему языка, считается одним из сложнейших разделов лингвистики. Часто произношение и написание определённых словоформ значительно отличается, что затрудняет освоение школьниками навыков устной речи и грамматических норм. Развитию фонематического слуха и грамотности способствуют регулярные упражнения на фонетический разбор.
Фонетический, или звуко-буквенный разбор, – это анализ слогового и звукового состава слова.
Как известно, в русском языке существуют 33 буквы, из которых составляются слова. Когда мы их произносим, то слышим определённые звуки, которые должны чётко идентифицировать. Буквы могут обозначать 1 или 2 звука, а «ь» (мягкий знак) и «ъ» (твёрдый знак) не имеют собственных звуков.
Звуко-буквенный разбор осуществляется по строго заданному алгоритму. Чтобы провести его, следуйте пошаговой инструкции:
Устный звуко-буквенный разбор слов немного отличается от письменного. Здесь не требуется проводить транскрибирование, но важно правильно назвать и охарактеризовать звуки, соответствующие буквам. При выполнении анализ следуйте алгоритму:
Вдохновение [вдахнав’`эн’ий’э] – вдо-хно-ве́-ни-е. Слово из 5 фонетических слогов, третий слог – ударный.
в |
– [в] |
– согл., зв. парн., тв. парн. |
д |
– [д] |
– согл., зв. парн., тв. парн. |
о |
– [а] |
– гл., безударн. |
х |
– [х] |
– согл., глух. непарн., тв. парн. |
н |
– [н] |
– согл., зв. непарн., тв. парн. |
о |
– [о] |
– гл., безударн. |
в |
– [в’] |
– согл., зв. парн., мягк. парн. |
е |
– [`э] |
– гл., ударн. |
н |
– [н’] |
– согл., зв. непарн., мягк. непарн. |
и |
– [и] |
– гл., безударн. |
е |
– [й’] |
– согл., зв. непарн., мягк. непарн. |
– [э] |
– гл., безударн. |
-----------------------------------------------------------
В слове 11 букв, 12 звуков.
Кричать [кр’ич’ат’] – кри-ча́ть. Слово из 2 фонетических слогов, второй слог – ударный.
к |
– [к] |
– согл., глух. парн., тв. парн. |
р |
– [р’] |
– согл., зв. непарн., мягк. парн. |
и |
– [и] |
– гл., безударн. |
ч |
– [ч’] |
– согл., глух. непарн., мягк. непарн. |
а |
– [а] |
– гл., ударн. |
т |
– [т’] |
– согл., глух. парн., мягк. парн. |
ь |
– |
– не образует звука |
-----------------------------------------------------------
В слове 7 букв, 6 звуков.
Массовый [мас:авый’] – ма́-ссо-вый. Слово из 3 фонетических слогов, первый слог – ударный.
м |
– [м] |
– согл., зв. непарн., тв. парн. |
а |
– [а] |
– гл., ударный |
с |
– [с:] |
– согл., глух. парн., тв. парн. |
с |
– |
– не образует звука |
о |
– [а] |
– гл., безударн. |
в |
– [в] |
– согл., зв. парн., тв. парн. |
ы |
– [ы] |
– гл., безударн. |
й |
– [й’] |
– согл., зв. непарн., мягк. непарн. |
-----------------------------------------------------------
В слове 8 букв, 7 звуков.
В слове «вдохновение» 5 фонетических слогов, третий слог – ударный: вдо-хно-ве́-ни-е.
Здесь есть гласные звуки:
первый – это безударный [а] обозначен буквой «о»;
второй – безударный [а] обозначен буквой «о»;
третий – ударный [`э] обозначен буквой «е»;
четвёртый – безударный [э] обозначен буквой «е».
Согласные звуки:
[в] – звонкий парный, твёрдый парный, обозначен буквой «в»;
[д] – звонкий парный, твёрдый парный, обозначен буквой «д»;
[х] – глухой непарный, твёрдый парный, обозначен буквой «х»;
[н] – звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой «н»;
[в’] – звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой «в»;
[н’] – звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквой «н»;
[й’] – звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквой «е»;.
В слове «вдохновение» 11 букв, 12 звуков.
В слове «кричать» 2 фонетических слога, второй слог – ударный: кри-ча́ть.
Здесь есть гласные звуки:
первый – это безударный [и] обозначен буквой «и»;
второй – ударный [а] обозначен буквой «а».
Согласные звуки:
[к] – глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой «к»;
[р’] – звонкий непарный, мягкий парный, обозначен буквой «р»;
[ч’] – глухой непарный, мягкий непарный, обозначен буквой «ч»;
[т’] – глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой «т».
Буква «ь» не образует звука.
В слове «кричать» 7 букв, 6 звуков.
В слове «массовый» 3 фонетических слога, первый слог – ударный: ма́-ссо-вый.
Здесь есть гласные звуки:
первый – это безударный [а] обозначен буквой «а»;
второй – ударный [а] обозначен буквой «о»;
третий – безударный [ы], обозначен буквой «ы».
Согласные звуки:
[м] – звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой «м»;
[с:] – глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой «с». Вторая буква «с» не образует звука;
[в] – звонкий парный, твёрдый парный, обозначен буквой «в»;
[й’] – звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквой «й».
В слове «массовый» 8 букв, 7 звуков.
Проведите письменный фонетический анализ слов: ель, ёлка, еловый.
Проведите устный фонетический анализ слов: вьюга, мотылёк, крошка, странный, кооперация.
Если при фонетическом разборе слов школьник не может самостоятельно понять, какие звуки соответствуют определённым буквам, он может воспользоваться помощью бесплатных онлайн-сервисов.
Наиболее популярными являются такие инструменты:
Здесь можно разобрать любое слово.
Существует строго определённый алгоритм звуко-буквенного разбора. При выполнении задания в письменном виде нужно транскрибировать слово, выделить слоги, звуки и охарактеризовать их. Если же проводится устный опрос, то следует выделить слоги, чётко назвать каждый звук и охарактеризовать его. В обоих случаях подводится итог: подсчитывается общее количество букв и звуков в слове.
Регулярный фонетический разбор позволяет сформировать фонематический слух, который отвечает за чёткое различение речевых фонем. Если он хорошо развит, то ученик лучше осваивает навыки письма и чтения.
Звуко-буквенный разбор слова – это основное упражнение, с помощью которого ученик развивает фонематический слух. Чтобы его выполнять правильно, получая положительный результат, нужно руководствовать строго определёнными алгоритмами.