logo
Ещё

Фонетический разбор

Фонетика составляет основу все видов речевой деятельности. Освоив этот раздел, ученик начинает глубоко понимать основные категории языкознания, лучше усваивает материал. В этом помогает регулярный фонетический разбор слов.

Фонетический разбор – что это

Фонетика, изучающая звуковую систему языка, считается одним из сложнейших разделов лингвистики. Часто произношение и написание определённых словоформ значительно отличается, что затрудняет освоение школьниками навыков устной речи и грамматических норм. Развитию фонематического слуха и грамотности способствуют регулярные упражнения на фонетический разбор.

Фонетический, или звуко-буквенный разбор, – это анализ слогового и звукового состава слова.

Как известно, в русском языке существуют 33 буквы, из которых составляются слова. Когда мы их произносим, то слышим определённые звуки, которые должны чётко идентифицировать. Буквы могут обозначать 1 или 2 звука, а «ь» (мягкий знак) и «ъ» (твёрдый знак) не имеют собственных звуков.

Как сделать фонетический разбор слова

Звуко-буквенный разбор осуществляется по строго заданному алгоритму. Чтобы провести его, следуйте пошаговой инструкции:

  1. Транскрибируйте слово. Определите его звуковую оболочку: запишите, как оно звучит, используя специальные символы обозначения соответствующих фонем.
  2. Выделите фонетические слоги и отметьте ударный гласный звук.
  3. Запишите буквы и соответствующие им звуки отдельно.
  4. Охарактеризуйте звуки. Напротив гласных укажите, являются ли они ударными или безударными; напротив согласных – являются ли они звонкими или глухими, мягкими или твёрдыми, а также парными или непарными в каждом из описанных случаев.
  5. Подсчитайте общее число букв и звуков.

Устный звуко-буквенный разбор слов немного отличается от письменного. Здесь не требуется проводить транскрибирование, но важно правильно назвать и охарактеризовать звуки, соответствующие буквам. При выполнении анализ следуйте алгоритму:

  1. Выделите фонетические слоги (укажите их количество) и отметьте ударный гласный звук.
  2. Перечислите все гласные в той последовательности, в которой они расположены в слове. Охарактеризуйте их: отметьте ударный и безударные звуки, назовите соответствующие им буквы.
  3. Перечислите все согласные, соблюдая порядок их расположения в слове. Приведите характеристики: отметьте, являются ли они звонкими или глухими, мягкими или твёрдыми, а также парными или непарными в каждом из описанных случаев; назовите соответствующие им буквы.
  4. Подсчитайте и назовите общее число букв и звуков.

Образцы письменного фонетического разбора слова

Образец 1. Письменный фонетический разбор существительного «вдохновение»

Вдохновение [вдахнав’`эн’ий’э] – вдо-хно-ве́-ни-е. Слово из 5 фонетических слогов, третий слог – ударный.

в

– [в]

– согл., зв. парн., тв. парн.

д

– [д]

– согл., зв. парн., тв. парн.

о

– [а]

– гл., безударн.

х

– [х]

– согл., глух. непарн., тв. парн.

н

– [н]

– согл., зв. непарн., тв. парн.

о

– [о]

– гл., безударн.

в

– [в’]

– согл., зв. парн., мягк. парн.

е

– [`э]

– гл., ударн.

н

– [н’]

– согл., зв. непарн., мягк. непарн.

и

– [и]

– гл., безударн.

е

– [й’]

– согл., зв. непарн., мягк. непарн.

 

– [э]

– гл., безударн.

-----------------------------------------------------------

В слове 11 букв, 12 звуков.

Образец 2. Письменный фонетический разбор глагола «кричать»

Кричать [кр’ич’ат’] – кри-ча́ть. Слово из 2 фонетических слогов, второй слог – ударный.

к

– [к]

– согл., глух. парн., тв. парн.

р

– [р’]

– согл., зв. непарн., мягк. парн.

и

– [и]

– гл., безударн.

ч

– [ч’]

– согл., глух. непарн., мягк. непарн.

а

– [а]

– гл., ударн.

т

– [т’]

– согл., глух. парн., мягк. парн.

ь

– не образует звука

-----------------------------------------------------------

В слове 7 букв, 6 звуков.

Образец 3. Письменный фонетический разбор прилагательного «массовый»

Массовый [мас:авый’] – ма́-ссо-вый. Слово из 3 фонетических слогов, первый слог – ударный.

м

– [м]

– согл., зв. непарн., тв. парн.

а

– [а]

– гл., ударный

с

– [с:]

– согл., глух. парн., тв. парн.

с

– не образует звука

о

– [а]

– гл., безударн.

в

– [в]

– согл., зв. парн., тв. парн.

ы

– [ы]

– гл., безударн.

й

– [й’]

– согл., зв. непарн., мягк. непарн.

-----------------------------------------------------------

В слове 8 букв, 7 звуков.

Образцы устного фонетического разбора слова

Образец 1. Устный фонетический разбор существительного «вдохновение»

В слове «вдохновение» 5 фонетических слогов, третий слог – ударный: вдо-хно-ве́-ни-е.

Здесь есть гласные звуки:

первый – это безударный [а] обозначен буквой «о»;

второй – безударный [а] обозначен буквой «о»;

третий – ударный [`э] обозначен буквой «е»;

четвёртый – безударный [э] обозначен буквой «е».

Согласные звуки:

[в] – звонкий парный, твёрдый парный, обозначен буквой «в»;

[д] – звонкий парный, твёрдый парный, обозначен буквой «д»;

[х] – глухой непарный, твёрдый парный, обозначен буквой «х»;

[н] – звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой «н»;

[в’] – звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой «в»;

[н’] – звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквой «н»;

[й’] – звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквой «е»;.

В слове «вдохновение» 11 букв, 12 звуков.

Образец 2. Устный фонетический разбор глагола «кричать»

В слове «кричать» 2 фонетических слога, второй слог – ударный: кри-ча́ть.

Здесь есть гласные звуки:

первый – это безударный [и] обозначен буквой «и»;

второй – ударный [а] обозначен буквой «а».

Согласные звуки:

[к] – глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой «к»;

[р’] – звонкий непарный, мягкий парный, обозначен буквой «р»;

[ч’] – глухой непарный, мягкий непарный, обозначен буквой «ч»;

[т’] – глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой «т».

Буква «ь» не образует звука.

В слове «кричать» 7 букв, 6 звуков.

Образец 3. Устный фонетический разбор прилагательного «массовый»

В слове «массовый» 3 фонетических слога, первый слог – ударный: ма́-ссо-вый.

Здесь есть гласные звуки:

первый – это безударный [а] обозначен буквой «а»;

второй – ударный [а] обозначен буквой «о»;

третий – безударный [ы], обозначен буквой «ы».

Согласные звуки:

[м] – звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой «м»;

[с:] – глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой «с». Вторая буква «с» не образует звука;

[в] – звонкий парный, твёрдый парный, обозначен буквой «в»;

[й’] – звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквой «й».

В слове «массовый» 8 букв, 7 звуков.

Упражнения для самопроверки

Упражнение 1. Письменный фонетический разбор

Проведите письменный фонетический анализ слов: ель, ёлка, еловый.

Упражнение 2. Устный фонетический разбор

Проведите устный фонетический анализ слов: вьюга, мотылёк, крошка, странный, кооперация.

Онлайн-сервисы для фонетического разбора слова

Если при фонетическом разборе слов школьник не может самостоятельно понять, какие звуки соответствуют определённым буквам, он может воспользоваться помощью бесплатных онлайн-сервисов.

Наиболее популярными являются такие инструменты:

Здесь можно разобрать любое слово.

FAQ

Как сделать фонетический разбор правильно?

Существует строго определённый алгоритм звуко-буквенного разбора. При выполнении задания в письменном виде нужно транскрибировать слово, выделить слоги, звуки и охарактеризовать их. Если же проводится устный опрос, то следует выделить слоги, чётко назвать каждый звук и охарактеризовать его. В обоих случаях подводится итог: подсчитывается общее количество букв и звуков в слове.

Почему фонетический разбор важен?

Регулярный фонетический разбор позволяет сформировать фонематический слух, который отвечает за чёткое различение речевых фонем. Если он хорошо развит, то ученик лучше осваивает навыки письма и чтения.

Вывод

Звуко-буквенный разбор слова – это основное упражнение, с помощью которого ученик развивает фонематический слух. Чтобы его выполнять правильно, получая положительный результат, нужно руководствовать строго определёнными алгоритмами.