Правила правописания безударных гласных в корне слова нередко оказываются сложными для понимания, т.к. школьникам предлагается не готовый графический образец, а способ проверки написания. Поэтому тема требует тщательной проработки и закрепления навыков. В статье подробно рассказано, как проверять безударные корневые гласные, и какие правила их написания существуют.
На рубеже XVII-XVIII вв. русская речь приобрела новую произносительную особенность: перестали различаться на слух безударные корневые гласные «А» и «О», «Е» и «И», а также «А», стоящая после мягких согласных. Но в орфографии закрепились традиционные подходы к их правописанию, которые предполагают широкую вариативность написания тех или иных букв.,
Безударными называют гласные звуки, которые являются неударяемыми и находятся в слабой фонетической позиции. При произнесении слов они плохо различимы на слух, и их легко перепутать с парнозвучащей формой. Так, школьники часто заменяют безударную гласную «а» на «о», «е» на «и».
Есть несколько типов безударных корневых гласных, в т.ч. проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Проверяемыми называют безударные гласные звуки, написание которых можно проверить путём изменения грамматической формы или подбора таких однокоренных слов, в которых они встанут в сильную фонетическую позицию (т.е. встанут под ударение).
В русском языке проверить можно корневые гласные «а», «о», «и», «е», «я».
Выбор новой формы слова предполагает его изменение по категориям числа, падежа, времени и рода. В таком случае сохраняется основа, но трансформируется окончание. Например:
гроза́ [ед.ч.] → гро́зы [мн.ч.];
зима́ [И. п.] → зи́му [В.п.];
показа́л [прош. вр.] → пока́жет [буд. вр.]:
взяла́ [ж. р.] → взя́л [м. р.].
Проверка осуществляется и путём подбора однокоренных слов; в таком случае изменяется часть речи, к которой принадлежит слово. Например:
лесно́й [прил.] → ле́с [сущ.];
взлета́ть [гл.] → взлёт [сущ.];
маневри́ровать [гл.] → манёвренный [прил.];
коза́ [сущ.] → ко́зочка [сущ. уменьшительно-ласкательное].
Непроверяемыми называют безударные гласные звуки, которые нельзя поставить в сильную фонетическую позицию (т.е. поставить под ударение). Их написание следует сверять со словарём.
В качестве примера слов с непроверяемыми безударными гласными можно привести:
кабине́т – кабине́ты – кабине́тный;
винегре́т – винегре́ты – винегре́тный;
топо́р – топоро́в – топо́рный – топо́рик.
Нередко слова с непроверяемой безударной гласной являются заимствованными.
В русском языке есть целый класс слов, которые содержат корни с чередующимися гласными. Их правописание подчинено особым правилам.
Корни |
Примеры |
Правила |
Чередование «а» и «о» |
||
лаг-/лож- |
полагаться – положиться |
Пишем «а», если в корне «г»; пишем «о», если в корне «ж» |
гар-/гор |
нагар – нагорать |
Пишем «а» под ударением, «о» – без ударения |
зар-/зор- |
заря – зорька |
Пишем «о» под ударением, «а» – без ударения |
кас-/кос- |
прикасаться – прикоснуться |
Пишем «а», если за корнем стоит суффикс «а»; пишем «о» во всех иных случаях |
скак-/скоч- |
проскакать – проскочить |
Пишем «а», если в корне буква «к»; пишем «о», если в корне буква «ч» (исключения: скачу, скачок) |
твар-/твор- |
тварь – творец |
Пишем «а» под ударением, «о» – без ударения (исключения: утварь) |
плав-/плов- |
плавать – плавучий |
Пишем «а» как под ударением, так и без ударения (исключения: пловец, пловчиха) |
мак-/мок- |
помакать – помочить |
Пишем «а», если нужно «помакать» [во что-то]; пишем «о», если нужно «помочить» [что-то] |
Чередование «е» и «и» |
||
бер-/бир- |
заберу – забираю |
Пишем «и», если за корнем стоит суффикс «а»; пишем «е» во всех иных случаях |
дер-/дир- |
задеру – задираю |
|
мер-/мир- |
замереть – замираю |
|
пер-/пир- |
запереть – запираю |
|
тер-/тир- |
втереть – втираю |
|
чет-/чит- |
почет – почитать |
|
счет-/счит- |
счет – считать |
|
блест-/блист- |
блестеть - блистаю |
|
Чередование «а»/«я» и «им»/»ин» |
||
мя-/мин- |
памятно – поминать |
Пишем «и», если после корня стоит суффикс «а»; пишем «а» во всех иных случаях («я» – после шипящих) |
ня-/ним- |
понятно – понимать |
|
ча-/чин- |
начать – начинать |
|
жа-/жим- |
сжать – сжимать |
|
жа-/жин- |
пожать – пожинать |
В каждом словосочетании, приведённом в списке ниже, найдите слово с безударной гласной в корне. Измените его форму так, чтобы гласная заняла сильную фонетическую позицию. Обратите внимание, что смысл словосочетания должен быть сохранён.
Образец выполнения: лесна́я чаща →чаща ле́са.
Список словосочетаний:
голубь сел на подоконник, сегодня дождливое утро, нельзя сидеть на стуле, наступила грибная пора, кипящая вода быстро испарилась, скоро зима, городской вокзал
В каждое слово из приведённого списка вставьте пропущенную букву. Запишите для него слово с чередующейся гласной в корне.
Список слов:
пол…гаться, переб…раться, пож…мать, перет…рание, расп…рание, зам…рать, пл…вец, пон…мать, пож…нать, разн…мать, упом…нать, проск…чить.
Если сложно понять, какая безударная гласная слышится в корне слова, то предпримите такие шаги:
Чтобы освоить правописание безударных гласных в корне слова, важно научиться их проверять, ставя в сильную позицию. Если же гласные непроверяемые или чередующиеся, следует обращаться за помощью к орфографическому словарю и справочным материалам.