С основными свойствами дроби ученики знакомятся в 5 классе, однако работать с ними предстоит вплоть до самого окончания школьной программы. Кроме того, они могут пригодиться и в дальнейшем, в высшем или среднем профессиональном учебном заведении. Сократить дробь – значит разделить числитель и знаменатель на общий делитель – натуральное число (>0). Разберемся, для чего может потребоваться сократить дробь, почему важно это делать.
В математике очень важна точность и краткость, так как выполнять дальнейшие действия намного проще с небольшими числами, а не громоздкими. Поэтому важно сокращать все, что можно сократить. В процессе сокращения используется основное свойство дроби: при делении или умножении на одно и то же число (кроме нуля) числителя и знаменателя получится дробь, равная исходной. В виде буквенных выражений это свойство будет выглядеть следующим образом:
При этом a, b, n – натуральные числа.
Графически сокращение дробей выглядит следующим образом:
Для проведения операции сокращения числитель и знаменатель зачеркиваются, а справа над ними записывается результат их деления на общий делитель. У чисел 8 и 36 – это 4. Это число не записывается никак.
Сокращение дробей проводится для того, чтобы и числитель и знаменатель состояли из наименьших возможных чисел. Например, если взять дробь: то при сокращении она примет вид так как наибольший общий делитель у этих чисел – 12. Намного проще представить и, как следствие, найти треть яблока, чем разделить его на 36 частей и выделить из них 12.
Если же в результате сокращения был выбран не наибольший общий делитель, например 6, то примет вид Эту дробь можно еще раз сократить и привести ее к виду . При сокращении необходимо стремится к получению дробей несократимого вида.
Для этого используется НОД (наибольший общий делитель):
– несократимая дробь, так как свойства НОД говорят о том, что:
а : НОД(a, b) и b : НОД(a, b) являются взаимно простыми числами.
При этом два целых числа a и b могут быть взаимно простыми если их наибольший общий делитель равен единице. Примерами несократимых дробей могут быть: и так далее.
Для того, чтобы было просто сокращать обыкновенную дробь, необходимо запомнить простой алгоритм:
В 5-6 классах каждая вторая задача имеет в своих условиях или решении дроби, поэтому от умения сокращать их будет зависеть скорость и правильность решения. Самым сложным в сокращении дробей является поиск НОД. Чтобы его выполнить, необходимо уметь раскладывать числа на простые множители и хорошо помнить таблицу умножения.
Например, если дана дробь то для поиска ее НОД нужно будет разложить числитель и знаменатель на простые множители.
18 = 2 * 3 * 3
42 = 2 * 3 * 7
Из этого можно увидеть, некоторое число простых множителей совпадает. Если их перемножить, то можно получить НОД = 2 * 3. Если поделить числитель и знаменатель на 6 мы получим несократимую дробь:
Другой способ – просто сократить одинаковые простые множители. В итоге в числителе останется 3, а в знаменателе 7. Это позволит избежать выполнения дополнительных действий.
Чтобы лучше понять материал, стоит рассмотреть несколько примеров:
Пример 1. Сократите дробь
Для этого сначала раскладываем числа на простые множители:
120 = 2 * 2 * 2 * 3 * 5
144 = 2 * 2 * 2 * 2 * 3 * 3
Из примера видно, что общими множителями являются 2 * 2 * 2 * 3. Если их убрать, то получается, что в числителе остается только 5, а в знаменателе – 2 * 3 = 6.
Поэтому
Проверим это путем поиска НОД и деления числителя и знаменателя на него:
2 * 2 * 2 * 3 = 24.
120:24 = 5
144:24 = 6
Это действие необязательно и выполнено для наглядности.
Пример 2. Сократите дробь:
Если в числителе и знаменателе стоят большие числа, и вы не уверены, что правильно подобрали НОД, то можно последовательно сокращать числитель и знаменатель на общий делитель.
450 = 2 * 3 * 3 * 5 * 5
675 = 3 * 3 * 3 * 5 * 5
Здесь можно зачеркнуть все одинаковые простые делители и в ответе получится Но, так как числа большие и существует риск ошибиться в подборе делителей, можно поэтапно проверить результат.
Общими простыми делителями являются: 3 * 3 * 5 * 5. Поэтапно сократим дробь на них:
Пример 3. Сократите дробь
Найдем НОД путем разложения числителя и знаменателя на простые множители:
3150 = 2 * 3 * 3 * 5 * 5 * 7
6900 = 2 * 2 * 3 * 5 * 5 * 23
При перемножении всех общих множителей между собой (2 * 3 * 5 * 5) получится, что НОД чисел 3150 и 6900 равен 150.
Разделим числитель и знаменатель на их наибольший общий делитель:
3150:150=21
6900:150=46
В сети существует большое количество калькуляторов, которые могут пригодиться при решении задач на сокращение дробей. Однако лучше их использовать не для того, чтобы выполнять домашние задания быстрее, а для того, чтобы лучше понять, как сокращать дроби.
Приведем примеры самых удобных, а главное – подробных калькуляторов для сокращения дробей, доступных в интернете:
Сократить дробь – значит разделить числитель и знаменатель на общий делитель – натуральное число.
Несократимая обыкновенная дробь – это когда числитель и знаменатель имеют единственный общий делитель – натуральное число, которое равно единицы. Другими словами, числитель и знаменатель – взаимно простые числа, например,
Чтобы проверить, что задача решена верно, просто нужно умножить результат на НОД, на который вы делили. Должна получиться исходная дробь. Если этого не случилось, значит в расчётах была ошибка.
Умение сокращать дроби – важный навык, который пригодиться школьнику в течение всего обучения начиная с 5 класса и заканчивая написанием экзаменов. Конечно, условно сокращать дроби не обязательно, но с помощью этой операции упрощается решение задач, не требуется работать с большими числами. К тому же, некоторые задания, особенно выполненные в электронном виде рассчитаны на получение самого простого ответа, подразумевающего проведение сокращения.