Решение квадратных уравнений – типовая задача для учеников 8 и более старших классов общеобразовательной школы. Причем она не относится к числу чисто теоретических, так как очень часто встречается на практике. Например, при расчете скорости движения, площадей и множества других параметров. Одним из распространенных способов решения квадратного уравнения выступает дискриминант. Рассмотрим более внимательно, что означает этот термин, а также как именно можно решать квадратные уравнения с помощью дискриминанта.
Уравнением называют равенство, в котором содержится переменная. Его решение в общем случае означает вычисление значения этой переменной, которое называется корнем уравнения.
Квадратными считаются уравнения, имеющие следующий вид: ax2 +bx + c = 0, где:
Левая часть уравнения называется квадратным трехчленом. Название термина легко понять простым визуальным изучением приведенной выше записи.
Решением квадратного уравнения становится поиск всех его корней или доказательство их отсутствия. Математика предоставляет в распоряжение школьников сразу несколько способов выполнения этой задачи. Включая:
Выбор оптимального способа зависит от уровня знаний ученика. Самыми распространенными считаются указанные в списке во втором и третьем пункте. Но они не являются темой данной статьи, поэтому далее рассматривается первый вариант решения квадратного уравнения.
Дискриминант представляет собой многочлен, который составляется из коэффициентов квадратного трехчлена. С его помощью определяется количество корней уравнения и значение каждого из них. Дискриминант обозначается буквой D. Его значение для типового квадратного уравнения определяется по следующей формуле: D = b2 – 4ac.
Последовательность действия для решения квадратных уравнений выглядит следующим образом:
Приведенное в предыдущем разделе статьи описание решения квадратного уравнения с помощью дискриминанта выглядит достаточно простым и понятным. Но в любом случае целесообразно закрепить изложенные знания на практике. Для чего имеет смысл привести несколько задач с примерами решений. Для краткости в тексте задачи приводится только само квадратное уравнение, корни которого требуется найти.
Задача №1. x2 – 2x – 48 = 0.
Решение предусматривает последовательное выполнение действий в соответствии с описанной выше пошаговой инструкцией:
Задача №2. 12х2 + 8х + 10 = 0.
Решение выполняется в том же порядке и выглядит следующим образом:
Задача №3. 3х2 + 12х + 12 = 0.
Решение задачи будет таким:
Сегодня школьникам и студентам при проведении различных математических расчетов помогают многочисленные онлайн-сервисы. Включая удобные и точные калькуляторы дискриминанта, позволяющие быстро и точно решить любое квадратное уравнение. В качестве примера можно привести следующие интернет-ресурсы:
Некоторые из них дают на выходе полное решение, часть – более простых – способны рассчитать дискриминант и определить количество корней. Выбор подходящей программы зависит от задач, стоящих перед учащимся, и имеющихся у него предпочтений.
Это широко распространенное уравнение вида: ax2 +bx + c = 0.
Расчетный показатель, вычисление которого предусматривает использование коэффициентов из квадратного уравнения.
Значение дискриминанта показывает количество корней уравнения (один, если D=0, или два, если D> 0) или доказывает их отсутствие (если D<0). Значение корней вычисляется по достаточно сложным формулам, приведенным в статье.