logo
Ещё

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому языку

В ЕГЭ по русскому языку сочинение является 27 заданием. В 2024 году произошло изменение КИМ по русскому языку, но они практически не коснулись сочинения. Мы расскажем про действующие критерии оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку, поясним их значение, укажем на официальные источники их размещения.

Вводная часть

Оценка сочинения производится на основе сочетания двух рейтинговых шкал в специально разработанной системе, которая измеряет различные стороны коммуникативной подготовки учащихся. В нее включено словесное описание критериев оценивания развернутого ответа (сочинения) и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию.

Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальные баллы за сочинение по русскому языку ЕГЭ в 2024 году – 21. Минимальный объем работы 150 слов.

Текст должен быть написан строго по КИМу, если сочинение написано без опоры на представленное задание, оно не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказ текста или переписанный исходный текст, работа оценивается в 0 баллов.

Формулировка задания 27

Задание 27 имеет следующую формулировку:

Напишите сочинение по прочитанному тексту. 

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями. 

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). 

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. 

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво. 

Критерии оценивания сочинения ЕГЭ 2024 в формате таблицы

Критериями оценивания итогового сочинения являются не только грамотное и логичное изложение текста без ошибок, но и по способность выпускника обозначить проблему, высказать собственное мнение, умение приводить правильную и максимально точную аргументацию. Чтобы быть уверенным в качестве своей работы, нужно знать, как оценивается сочинение ЕГЭ.

Проверка сочинения происходит по специально разработанному стандарту членами комиссии вручную.

Критерии проверки сочинения ЕГЭ:

Критерии оценивания ответа на задание 27

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

 

Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно

Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.

Указание к оцениванию. Если экзаменуемыйне сформулировал или сформулировал неверно (в тойили иной форме в любой из частей сочинения) однуиз проблем исходного текста, то такая работапо критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.

К2

Комментарий к проблеме исходного текста

 

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. 

Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. 

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована или проанализирована неверно.

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации

Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.

ИЛИ

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста.

ИЛИ

Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.

ИЛИ

Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

ИЛИ
Проблема исходного текста не прокомментирована.


Указания к оцениванию

  • Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается.
  • Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами- иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.
  • Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.
  • Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12)

К3

Отражение позиции автора по проблеме исходного текста

 

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста
сформулирована верно

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно.
ИЛИ
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована.


Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается
0 баллов

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

 

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста
сформулировано и обосновано

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано.
ИЛИ

Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.
ИЛИ
Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»).


Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательностьизложения

 

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки

К6

Богатство речи

 

Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи

Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет

Допущены одна-две ошибки

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять или более ошибок

К8

Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет

Допущены одна-две ошибки

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять или более ошибок

К9

Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет

Допущены одна-две ошибки

Допущено три или более ошибки

К10

Соблюдение речевых норм

 

Допущено не более одной ошибки

Допущены две-три ошибки

Допущено четыре или более ошибки

К11

Соблюдение этических норм

 

Этические ошибки в работе отсутствуют

Допущена одна этическая ошибка или более

К12

Соблюдение фактологической точности

 

Фактические ошибки в работе отсутствуют

Допущена одна фактическая ошибка или более

Максимальное количество баллов за выполнения задания 27
(К1–К12) 

21

Пояснения к таблице

При оценке сочинения на грамотность (К7-К10), дополнительно учитывается его объем. Нормы в таблице приведены для работы объемом 150-300 слов.

Если сочинение содержит менее 69 слов и менее, работа не засчитывается, задание будет считаться не выполненным, за него выставляется 0 баллов.

В сочинении на 70-149 слов высший балл по критериям К7-К12 не ставится.

Количество допустимых ошибок по видам К7-К10 уменьшено:

  • К7, орфографических ошибок нет (или допущено не более двух ошибок) – 1 балл;
  • К8, допущено не более двух ошибок – 1 балл. 
  • К9, грамматических ошибок нет – 1 балл.
  • К10, допущено не более одной речевой ошибки – 1 баллу.

Дополнительные требования:

  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.
  • Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.