Если вы знаете критерии оценивания ОГЭ по русскому языку, вы будете уверены, что сдадите экзамен максимально хорошо. Вы будете знать за что начисляют баллы, как их можно заработать больше, на что обратить внимание. Мы собрали для вас полную информацию по критериям оценивания работы в 2022 году и представили в простой и удобной форме, чтобы было проще разобраться.
Критерии проверки ОГЭ по русскому расписаны в Методических материалах ФИПИ на 2022 год. Их можно на сайте на сайте института. Информация открыта не только для предметных комиссий, но и для пользователей любых других категорий (учителей, учеников, родителей.). Изменений КИМ в структуре и содержании экзамена ОГЭ в 2022 году нет (в отличие от ЕГЭ 2022).
На сдачу ОГЭ по русскому языку отведено 3 часа 55 минут.
Критерии оценки ОГЭ по русскому языку, сводная таблица:
№ задания | Критерии | Максимальный балл |
2 | Изложение | 7 |
2-8 | 7 заданий с выбором ответов из предложенных вариантов и с формулировкой собственного ответа | 7 |
9 | Сочинение-рассуждение | 9 |
Грамотность | Количество ошибок в изложении и сочинении | 10 |
Максимально возможный балл 33.
Сжатое изложение – это второй номер задания, максимально за него можно набрать 7 баллов. Изложение должно быть объемом в районе 150 слов. Если изложение содержит меньше 50 слов, задание будет считаться не выполненным.
Как посчитать слова:
Как оценивается изложение:
№ | Критерии | Баллы |
ИК1 | Содержание |
|
| Ученик точно передал основное содержание текста, отразил все важные для его восприятия микротемы. | 2 |
| Ученик точно передал основное содержание текста, но:
|
1 0 |
ИК2 | Сжатие исходного текста |
|
| Применено 1 или несколько приемов сжатия текста, использованы они на протяжении всего текста | 3 |
| Применено 1 или несколько приемов сжатия текста, но:
|
2 1 0 |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
|
|
| Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: Нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
| Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но:
|
1
0 |
Тестовая часть состоит из 7 заданий, целью которых является проверка навыков грамматического анализа текста. Максимальный балл 7, по одному баллу дается за каждое правильное выполненное задание.
О критериях оценивая тестовой части:
Вопросы | Критерии | Балл |
Вопрос 2. Синтаксический анализ текста | Дан небольшой отрывок текста, его необходимо проанализировать с точки зрения синтаксиса. Это может быть определение грамматической основы предложения, видов придаточной части сложноподчиненного предложения, второстепенных членов предложения или осложняющих конструкций. | 1 |
Вопрос 3. Пунктуационный анализ текста | Необходимо повести пунктуационный анализ заданного текста: определить, где и какой знак препинания (запятая, тире, двоеточие) нужно поставить, а где нет. | 1 |
Вопрос 4. Синтаксический анализ словосочетания | На проверку навыков анализа словосочетаний с точки зрения синтаксиса:
| 1 |
Вопрос 5. Орфографический анализ | Проверка знаний правил орфографии, которые изучались на протяжении всего периода обучения. | 1 |
Вопрос 6. Анализ содержания текста | Дается текст, который нужно изучить и понять его смысл. Затем из указанных утверждений необходимо выбрать те, которые соответствуют смыслу текста. | 1 |
Вопрос 7. Анализ средств выразительности | На определение предложений, в которых использовано указанное в задании средство выразительности речи. | 1 |
Вопрос 9. Лексический анализ текста | В заданном в тексте нужно найти указанное в описание задания слово. Это может быть, как троп, так и синоним, антоним. Также в задании может указано значение слова, которое нужно найти в определенных предложениях. | 1 |
Сочинение – это задание 9. Оно носит творческий характер и проверяет умения экзаменуемого формулировать свои мысли, приводить аргументы, логически рассуждать. Даются три темы, можно выбрать любую. Критерии оценки практически одинаковые по структуре, но есть небольшие различия. Максимально за сочинение можно набрать 9 баллов.
Какие требования:
Критерии | Требования |
Тезис | Нужно четко выполнить требования и рекомендации, указанные в задании:
|
Аргументы | Каждый тезис должен быть подтвержден. При доказательстве мыслей в первом абзаце обязательно нужно приводить примеры, важно ссылаться на текст. |
Логичность | Написанный текст должен быть ясен и не должен включать в себя логических неточностей. Абзацы должны быть отмечены правильно. |
Композиция | В сочинении должны присутствовать все основные компоненты текста типа рассуждения. |
Таблица системы оценивания:
№ | Критерии | Баллы |
С3К1 | Толкование значения слова |
|
| Ученик дал определение и прокомментировал его | 2 |
| Ученик дал определение, но:
|
1 0 |
С3К2 | Наличие примеров-аргументов |
|
| Приведены два примера-аргумента: один пример-аргумент приведен из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта или приведены два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 |
|
| 2 1 0 |
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
| Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
| 2 |
| Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но:
|
1
0 |
С3К4 | Композиционная стройность |
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет | 2 |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но:
|
1 0 |
Когда сочинение полностью переписано или пересказано, работа оценивается в 0 баллов.
Грамотность оценивается отдельно, на основании проверки изложения и сочинения. Максимально можно заработать 10 баллов.
Таблица грамотности ОГЭ по русскому языку:
№ | Критерии | Баллы |
ГК1 | Орфографические нормы |
|
| Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 |
|
| 1 0 |
ГК2 | Пунктуационные нормы |
|
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
|
| 1 0 |
ГК3 | Грамматические нормы |
|
| Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка | 2 |
|
| 1 0 |
ГК4 | Речевые нормы |
|
| Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
|
| 1 0 |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи |
|
| Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 |
|
| 1
0 |
По критериям ГК1–ГК4 учитывается дополнительно объем изложения объем изложения и сочинения. Если он составляет 70-139 слов, максимально будет поставлен 1 балл, если соблюдены следующие требования:
Как перевести первичные баллы в пяти-бальную систему, смотрите в таблице:
Первичный балл | Оценка |
29–33, из них 6 и более баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по ГК1–ГК4 набрано менее 6 баллов, ставится оценка «4». | 5 |
23–28, из них 4 и более баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по ГК1–ГК4 набрано менее 4 баллов, ставится оценка «3». | 4 |
15–22 | 3 |
0–14 | 2 |
Для поступления в профильные классы нужно набрать по русскому языку не менее 26 первичных баллов на ОГЭ 2022.
Чтобы достичь максимальных баллов на ОГЭ по русскому языку, используйте маршрутные листы. Они помогут осуществлять контроль за процессом обучения, своевременно определять слабые места, чтобы уделить их проработке больше внимания. Вы научитесь разбираться в критериях оценивания. Дополнительным преимуществом использования маршрутных листов является то, что вы научитесь анализировать сводную информацию, делать выводы из приведенных данных. Это вам поможет при сдаче не только русского языка, но и других предметов.
Заполнять маршрутный лист нужно, как минимум 1 раз в месяц, чтобы можно было отследить прогресс.
Примеры маршрутных листов можно скачать с сайтов различных образовательных платформ в интернете или сделать его самостоятельно. Мы приведем заполненный пример такого листа и разберем, какую информацию можно из него получить.
Пример:
Содержание | Дата | Дата | Дата | Дата | Дата |
| 15.09 | 15.10 | 15.11 | … | … |
Изложение | 2 балла | 4 балла | 4 балла | 6 баллов | 7 баллов |
Сочинение | 4 балла | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов | 9 баллов |
Синтаксический анализ текста | - | - | + | + | + |
Пунктуационный анализ текста | - | - | - | - | - |
Орфографический анализ | - | - | - | + | - |
Синтаксический анализ словосочетания | - | + | - | + | + |
Анализ содержания текста | - | - | - | + | + |
Анализ средств выразительности | - | - | + | + | + |
Лексический анализ текста | - | + | + | + | + |
Из нашего примера виден хороший прогресс. За время подготовки ученик научился анализировать содержание текста, выделять из него главную мысль, применять средства выразительности. Наблюдается положительная динамика в количестве баллов за сочинение и изложение. Ученику следует больше времени работать над критериями грамотности, сделать упор на разбор орфографических и пунктуационных ошибок.