logo
Ещё

Как сдать ОГЭ по русскому языку

Русский язык относится к обязательным предметам, по которому школьники должны сдать ОГЭ. Если вам кажется, что набор баллов на ОГЭ по окончании средней школы ничего не значит, помните, что ОГЭ – это генеральная репетиция перед ЕГЭ. Поэтому к этим экзаменам нужно серьезно подготовиться. Тогда вам будет проще сдавать ЕГЭ.

Структура ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей:

  • изложение — задание с развернутым ответом;
  • анализ слова, предложения, текста — задания с кратким ответом;
  • сочинение-рассуждение — задание с развернутым ответом.

Общее количество баллов, которое получит ученик на «Отлично» сдавший экзамен – 33 балла.

Сжатое изложение

Ученик прослушивает текст дважды. По нему нужно будет написать изложение. По мере изложения ученик должен сжать услышанное до 100 слов. Минимальное количество, в которое он должен уложиться – 70 слов.

Лайфхак: как забрать твердые 7 баллов за изложение по русскому языку

В первую очередь я расскажу о секретах, которыми можно воспользоваться, (когда?) проходят экзамены по русскому языку. Для идеального написания изложения по русскому языку в первой части экзамена воспользуйтесь следующими советами:

  • выписывайте подлежащие и сказуемые при первом прослушивании;
  • не повторяйте все предложения дословно и не пытайтесь их выписать также. Это увеличит шансы на провал;
  • применяйте один или несколько способов сжатия: исключение, уточнение;
  • пропишите все ключевые слова в том порядке, в котором они произносились в тексте;
  • не забудьте определить микротемы по выписанным словам. Перечитайте их снова, убедитесь, что не забыли ни одну во время второго прочтения.

Запись теста включается дважды с интервалом 5 минут.

Тест

Вторая часть экзамена состоит из 11 тестовых заданий. Ученик должен будет ответить на вопросы по морфологии, орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, нормам грамматики русского языка.

Лайфхак: как правильно написать тестовое задание

При выполнении тестового задания будьте внимательны. Так как задание будет таково: расставить правильно знаки препинания. Они будут помечены цифрами. Эти цифры нужно записать в ответ.

Кроме знаков препинания, понадобятся знания фонетики. Так как среди вопросов будет такой: сделать фонетический разбор слов, определить, где происходит озвончение, оглушение. Необходимо понимать, как чередуются гласные и согласные звуки.

Нужно будет определить зависимые слова в словосочетании, вид связи. Например, слова «порыв» и «ветер» в словосочетании «порыв ветра». От ученика потребуют заменить это словосочетание. Основное слово «ветер», оно не будет изменено. А вот «порыв» можно заменить на «порывистый». В этом случае «порыв» станет зависимым словом. Вы получите словосочетание «порывистый ветер». Вид связи – «согласование».

Сочинение рассуждение

Последним в ОГЭ за 9 класс идет сочинение-рассуждение. Ученик сам выбирает тему, которая ему по душе. Всего в сочинении должно быть не менее 70 слов. Все работы должны быть написаны с опорой на текст.

Вот некоторые темы, которые может выбрать ученик:

  • лингвистическая;
  • анализ фрагмента текста;
  • анализ текста.

Допустим ученик выбрал анализ текста. В сочинении-рассуждении обычно приводится цитата учителем. Ученику предлагается правильно объяснить ее. Вставить собственные два, три примера для объяснения. При этом должна быть сохранена структура сочинения-рассуждения.

Здесь также оценивается грамматика.

Критерии оценивания

За качественно написанное изложение ученик получит 7 баллов. Это максимальная оценка. Этот балл ученик получает, если полностью передает 3 микротемы, поместив каждую в отдельный абзац. В каждом абзаце он должен применить определенный способ сжатия текста.

Учитель будет оценивать изложение по следующим критериям:

  • 2 балла дается за полную передачу основного смысла текста. Ученик должен будет отразить все важные для восприятия микротемы. В изложении должно быть как можно меньше воды, однако текст не должен выглядеть сухо;
  • 1 балл дается за полное раскрытие основного смысла текста. Балл от общей оценки снимается в том случае, если ученик добавил тему от себя или не раскрыл одну из тематик;
  • 0 баллов получает ученик, который вообще не раскрыл ни одну или добавил от себя более 2 тематик. При этом он может пересказать весь текст в кратком содержании.

Кроме раскрытия тем и пересказа основного текста, учитель смотрит на применение способов сжатия. Если ученик применяет один или несколько приемов сжатия, используя их на протяжении всего изложения, то учитель ставит ему 3 балла.

Если же учеником допущено несколько способов сжатия сразу в одной или двух микротемах, то он получает оценку меньше 3 баллов.

Еще 2 балла ученик приобретает за передачу текста в целостности, речевой связанности, отсутствии логических ошибок. Если же были допущены ошибки, проявилась несвязность в одном абзаце или в нескольких, а может и во всем тексте, то ученик получает оценку гораздо меньшую.

Примеры оценивания тестирования по русскому языку: часть вторая задания

На тестовом задании правильные ответы оцениваются в 1 балл. Балл за неверный ответ будет равен 0. Частично верные ответы тоже будут расценены как неверные. Их оценка будет равна 0. Поэтому важно внимательно отнестись к тестовому заданию.

Примеры оценивания сочинения на лингвистическую тему

При написании сочинения практическая грамотность оценивается отдельно. Смысловое изложение, наличие примеров аргументов, понимание тезиса оценивается в 1 балл. Ученик получает 0 баллов, если:

  • дан теоретический ответ;
  • тезис не был доказан;
  • было рассуждение вне контекста темы;
  • тезис доказан на бытовом уровне.

Экзаменуемый получает 3 балла, если привел 2 примера-аргумента из текста и указал их роль. Если сдающий экзамен только приводит аргументы, но указывает роль только одного аргумента, то он получает 2 балла. Если же были приведены аргументы, но не указаны их роли, то ученик получает 1 балл. 0 баллов ученик получает в том случае, если вообще не приводит аргументы или берет их из другого текста, из жизни.

Кроме этого, экзаменатором оценивается связность повествования. Ученик получает 2 балла, если есть последовательность в повествовании, нет логических ошибок. При наличии ошибки балл снижается на единицу. Если присутствует несвязность в повествовании, большое количество логических ошибок, экзаменуемый не получает баллов.

Также должна присутствовать композиционная стройность и завершенность в построении текста. За наличие этих параметров дается 1 балл. За отсутствие – 0 баллов.

Примеры оценивания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Если ученик просто пересказывает фрагмент текста, допускает менее 70 слов в написанном, он автоматически получает 0 баллов. При наличии верного понимания и объяснения фрагмента текста, ученику ставится 1 балл. Если ученик не может объяснить содержание текста и уходит в сторону, то экзаменатор ставит 0 баллов.

При приведении учеником 2 примеров иллюстраций рассказанного из текста, экзаменатор ставит 3 балла. Если приведен только 1 пример в сочинении-рассуждении по фрагменту текста, то экзаменуемому ставится 2 балла. При приведении примеров не из текста, ученик получает 1 балл. При отсутствии любых примеров – 0 баллов.

В этом сочинении-рассуждении также проверяется связность и цельность построения предложений и всего сочинения. За отсутствие логических ошибок, наличие связности экзаменатор ставит ученику 2 балла. При наличии 1 логической ошибки выставляется первичный бал равный единице. Если сочинение несвязно, есть логические ошибки в большом количестве, ученику выставляют 0 баллов.

Также оценивается композиционная стройность. Если сочинение не завершено, если отсутствует стройность композиции текста, то ученик получает 0 баллов. При отсутствии ошибок в построении текста экзаменатор выставляет 1 балл.

Грамотность сочинения рассуждения по фрагменту текста также оценивается отдельно. Если ученик не допускает ни единой ошибки в грамматике, то он получает дополнительные 10 баллов к тем оценкам, которые уже были выставлены.

Примеры оценивания сочинения-рассуждения по анализу текста

При анализе текста экзаменатор оценивает ответы ученика по следующим критериям:

  • ученику нужно дать толкование значения слова. При верном его толковании экзаменуемый получает 1 балл. Если отсутствует толкование слова, либо дано неверное определение, то ученик получает 0 баллов;
  • наличие примеров аргументов даст 3 балла ученику, если он привел один пример из текста, другой взял из жизни. Если же приведены примеры только из текста, то он получает 2 балла. При приведении примеров-аргументов только из жизни, ученик получает 1 балл;
  • отсутствие примеров аргументов оценивается в 0 баллов.

В этом сочинении также оценивается логическая связность предложений и всего текста. При отсутствии таковой и наличии логических ошибок, ученик получает 0 баллов. Экзаменатор оценивает композиционную стройность всего текста. При ее наличии он выставляет 1 балл. Если стройность была нарушена, то оценка снижается до нуля баллов.

Грамматика оценивается следующим образом:

  • 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;
  • 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;
  • 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
  • 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

На балл по грамматике влияет количество слов тексте. Если в изложении и сочинении ученик написал более 140 слов, то при отсутствии ошибок по грамматике выставляется оценка в 10 баллов. Если же написано 100 – 139 слов, то такая работу будет оценена 0 баллов.

Баллы за ОГЭ по русскому языку

Оценочная таблица за ОГЭ по русскому языку в 9-ом классе.

Балл

Оценка

Описание

0-14

2

15-22

3

23-28

4

4 или более баллов должно быть поставлено за грамотность. Если же баллов будет меньше, то ученику ставят 3.

28-33

5

Ученик должен набрать 6 баллов по грамотности. Если же будет набрано меньше, то ставят оценку 4.

Проходным баллом считается 15.

Что почитать и посмотреть для дополнительной подготовки

Подготовка к ОГЭ должна занимать большую часть времени ученика 9 класса. Лучше всего самостоятельные уроки сочетать с репетитором. Учитель объяснит те места, где ученик может споткнуться в изучении. Если школьник будет самостоятельно проходить эти места, то он может просто забросить их, как неподдающиеся его пониманию или попытаться вызубрить ответы. Ни то, ни другое не поможет ему на ОГЭ.

Учителя рекомендуют почитать книги с типовыми заданиями по ОГЭ или ЕГЭ. К таким учебникам относят книги составителей экзамена:

  • «ЕГЭ-2023. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты» под ред. И. П. Цыбулько, Р. А. Дощинского;
  • «ОГЭ-2023. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты», ред. И. П. Цыбулько, Р. А. Дощинского.

Преимущества этих книг в том, что:

  • они подходят для простого нарешивания экзаменационных вариантов;
  • по этим учебникам ученик сможет понять сложность предстоящего экзамена;
  • в них есть ответы для самопроверки. Также можно будет увидеть экзаменационные критерии, которыми пользуются ученики.

Из минусов отмечают отсутствие теории.

Рекомендуется ознакомиться с еще одним учебником от издательства «Легион». Однако при изучении этой книги необходимо учесть, что задания могут усложнены. Некоторые из них будут сложными настолько, что экзаменационные вопросы покажутся слишком простыми.

В новом 2024 году могут понадобиться более новые книги. Поэтому мы рекомендуем почитать учебники из следующего списка:

  • Галина Егораева: «ОГЭ-2024. Русский язык. 36 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий»;
  • Н.А. Сенина, С.В. Гармаш: «ОГЭ-2024. Русский язык. 9 класс. Тематический тренинг»;
  • В. Драбкина: «ОГЭ-2024 Русский язык»;
  • И.П. Цыбулько «Типовые экзаменационные варианты» (и итоговое собеседование);
  • И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева «Русский язык. ОГЭ 2024 на отлично».

Перед покупкой рекомендуется проверять учебники. Например, нужно брать в качестве учебников только от заслуженных и порядочных авторов. На первом месте находится Цыбулько. Некоторые авторы продают книги старых лет под новыми обложками. Помните, что критерии ОГЭ ежегодно изменяются. Поэтому не нужно покупать позапрошлогодние издания, в которых задания уже будут неактуальны на нынешний год.

Прошлогодними сборниками можно пользоваться для тренировки. Если же вы хотите узнать, что ждет вашего ребенка на экзамене этого года, то лучше приобрести книгу за нынешний год.

А также можно обратиться к специалистам, которые обучат ребенка за несколько недель.

Подготовка к ОГЭ с помощью специалистов

Если вы хотите, чтобы школьник готовился к сдаче экзаменов вместе с репетиторами, то пройдите по этой ссылке. Вы получите доступ к лучшим курсам для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Со школьником будут проводить онлайн-уроки опытные учителя, которые обучают ребят в школах уже более 10 лет. На курсах ученик заново повторит все правила русского языка, ему расскажут, где ставить запятые, чем отличается сложено-подчиненное предложение от сложносочиненного.

FAQ

Сколько баллов по ОГЭ по русскому можно получить?

Общее количество баллов равно 33.

Насколько сложен ОГЭ по русскому языку для девятиклассников?

Это несложный экзамен. Достаточно проводить один, два занятия в неделю с репетиторами в течение полугода и можно скорректировать все проблемы, чтобы сдать экзамен на отлично.

Какие темы и задания являются самыми сложными в ОГЭ по русскому языку?

Затруднение вызывают изложение и сочинение. Например, в экзамене нужно написать сжатое изложение, не всем девятиклассникам это удается. Поэтому к подобным заданиям лучше готовиться отдельно.

За какие задания на ОГЭ по русскому языку ставится наибольшее количество баллов?

Если ученик не допустил ни единой ошибки по грамматике, то ему ставят дополнительные 10 баллов. Поэтому важно школьника научить кратко излагать услышанный текст или писать сочинение. Необходимо подтянуть его грамматику. Без нее как бы он хорошо не ответил на все вопросы, он получит максимальную отметку равную 3.

Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку

Чтобы подготовиться к ОГЭ, рекомендуется подтянуть свою успеваемость в школе. Нужно тренироваться кратко излагать свои мысли родственникам, друзьям. Лучше всего будет завести блог в ВК или в другой социальной сети и выкладывать свои мысли в нем: кратко и емко. Таким образом школьник научиться излагать свои мысли.

Для получения хорошей оценки за второе задание, в котором ученику придется отвечать на вопросы, необходимо хорошо изучить правила русского языка. Рекомендуется повторить следующие темы:

  • «Сложное предложение»;
  • «Понятие о сложносочинённом предложении»;
  • «Особенности сложноподчинённого предложения»;
  • «Виды односоставных предложений».

Помните, что:

  • не любое существительное – это подлежащее; 
  • сказуемое может отвечать на вопрос «каков?» и быть кратким прилагательным («Сашкаумен в ответах»);
  • также сказуемое бывает составным глагольным («буду верить», «хочу надеяться», «стараюсь не расплакаться»).

Нужно повторить правила пунктуации, синтаксиса, орфографии. Для определения художественной выразительности рекомендуется запомнить следующие понятия:

  • сравнение начинается со слов: «как», «будто», «словно», «точно», «похожее»;
  • метафора – это скрытое сравнение. Его сложно угадать. Однако попробуйте перестроить слова в предложении;
  • в эпитете будет использованы прилагательные в переносном значении. Например, «горькие глаза»;
  • в олицетворении вещи будут вести себя, как люди, например, «небо хмурится», «солнце ярко улыбается»;
  • фразеологизмы имеют в себе неделимые словосочетании. Например, «повесить нос», «сам не свой», «ни с того ни с сего», «кот наплакал».

Для правильного написания сочинения-рассуждения, пользуйся следующими советами:

  • используй трехчастную структуру текста: введение, основная тема, заключение;
  • не лей воду и не философствуй;
  • используй плавные переходы абзаца к абзацу, чтобы не терялась общая нить повествования;
  • не нужно писать подобные фразы: «автор поднимает вопрос», «ей все равно на него».

Если будете следовать описанным выше правилам и не отклоняться от них, то вы сдадите ОГЭ на твердую пятерку. Главное, не зубрите правила и будьте спокойны на экзамене. Так как страх или волнение разрушат любую подготовку.