ЕГЭ по английскому языку не является обязательно, но желая поступить в профильный вуз, ученику приходится его выбирать. Подготовка к экзамену требует серьёзного подхода: важно не только приобрести и закрепить знания по предмету, но и хорошо отработать речевые навыки. Чтобы разработать план, который поможет сдать ЕГЭ по английскому языку на высокий балл, стоит обратиться за помощью к экспертам.
Структура ЕГЭ по английскому языку проработана таким образом, чтобы проверить не столько знания ученика, сколько его речевые навыки и коммуникативные компетенции.
Экзаменационная работа включает 2 части: письменную и устную. В первую из них входит 4 раздела, в т.ч. «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика», «Письменная речь».
Восприятие аутентичной речи на слух – это один из важнейших аспектов обучения иностранному языку. Аудирование – способность идентифицировать и понимать смысл звучащего текста – подразумевает наличие навыков различения акцента говорящего человека, слов и грамматических структур. На экзамене ученику требуется продемонстрировать все перечисленные уменья.
Раздел «Аудирование» включает 9 (№1-9) заданий разной сложности (базовой, повышенной, высокой), требующих краткой записи ответа. При этом в 2 из их числа нужно установить соответствия между высказываниями и утверждениями, в 7 – выбрать правильные ответы после прослушивания интервью.
Чтение является не только целью обучения, но и средством освоения разных видов речевой деятельности. В частности, овладение устной речью, аудированием, лексикой и происходит с опорой на текст. По этой причине чтение рассматривается как фундаментальное умение при изучении английского языка, и критериями его успешного освоения является способность понимать содержание, идентифицировать структурно-смысловые связи прочитанного. Эти навыки и оцениваются во время экзамена.
В разделе «Чтение» содержится 9 (№10, №11, №12-18) заданий разного уровня сложности, требующих краткого ответа. В первом из них необходимо установить соответствия между заголовками и фрагментами текста, во втором – определить недостающие слова в предложениях, в остальных – сформулировать или закончить утверждения. При этом школьнику нужно лишь выбрать верный ответ из предложенных вариантов.
Объектом контроля заданий этого раздела являются навыки управления лексическими и грамматическими единицами языка, качество которых определяет успешность освоения письма.
В раздел «Грамматика и лексика» включено 18 заданий, объединённых в 3 группы. В вопросах №19-24 нужно подобрать слова с верным окончанием, №25-29 – подобрать однокоренные слова, №30-36 – заполнить пропуски в предложениях.
В экзаменационной работе по английскому языку, как и прочим гуманитарным предметам, всегда присутствуют задания, в рамках которых предполагается свободное конструирование ответов. Они имеют особое значение, поскольку позволяют оценить, насколько полно и качественно сформирован комплекс интеллектуально-коммуникативных умений ученика. В частности, такие задания поверяют способность излагать структурированные, связные высказывания в письменной форме и формулировать выводы, подкрепляя их примерами и вескими аргументами.
В разделе «Письменная речь» содержится 2 задания (№37, №38) со свободно конструируемым ответом. В первом из них экзаменуемому предлагается подготовить электронное письмо, во втором – составить подробное письменное высказывание, ведя рассуждения с опорой на сведения из таблицы (или диаграммы).
Устный экзамен поводится в отдельный день после сдачи письменной работы. Он проводится в компьютеризированной форме без участия экзаменатора.
Задачей устной части экзамена является проверка языковых навыков, набора коммуникативных умений и понимания учеником социально-культурных аспектов при освоении английского языка. Во время сдачи ЕГЭ предлагается выполнить 4 задания:
Критерии оценивания первой части ЕГЭ по английскому языку подробно описаны в методических материалах (к письменному экзамену) и официальной демоверсии, разработанной ФГБНУ «ФИПИ».
Номера заданий | Максимальное количество баллов | Критерии начисления баллов |
№3-9, №12-36 | 1 | 1 балл – запись ответа соответствует форме, указанной в инструкции по выполнению задания. 0 баллов – ответ записан с ошибкой, неверен или отсутствует. |
№1, №11 | 2 | 2 балла – запись ответа соответствует форме, указанной в инструкции по выполнению задания; каждый символ находится на своём месте. 1 балл – 1 элемент ответа записан с ошибкой, неверен или отсутствует. 0 баллов – 2 и более элемента ответа записаны с ошибкой, неверны или отсутствуют. |
№2, №10 | 3 | 3 балла – запись ответа соответствует форме, указанной в инструкции по выполнению задания; каждый символ находится на своём месте. 2 балла – 1 элемент ответа записан с ошибкой, неверен или отсутствует. 1 балл – 2 элемента ответа записаны с ошибкой, неверны или отсутствуют. 0 баллов – 3 и более элемента ответа записаны с ошибкой, неверны или отсутствуют. |
№37 | 6 | Задание оценивается по 3 критериям: 2 балла – коммуникативная задача решена: представленные полные логичные ответы, грамотно поставлены вопросы, стилистическое оформление речи соответствует цели электронного письма (допускается неточность по 1 аспекту). ПЛЮС 2 балла – текст построен грамотно: правильно разделён на абзацы, использованы логичные высказывания. ПЛЮС 2 балла – выбор языковых средств оформления речи соответствует базовому уровню сложности задания (учитывается словарный запас и грамматические навыки). Количество баллов по каждому критерию снижается пропорционально количеству ошибок в речи. |
№38 | 14 | Задание оценивается по 5 критериям: 3 балла – коммуникативная задача решена: письменное высказывание отражает все аспекты, обозначенные в задании, ПЛЮС 3 балла – текст построен грамотно: он имеет логичную структуру, правильно использованы средства логических связей ПЛЮС 3 балла – продемонстрирован широкий лексический запас (соответствует высокому уровню), есть не более 1 лексической ошибки. ПЛЮС 3 балла – грамматические навыки соответствуют высокому уровню сложности задачи; ПЛЮС 2 балла – в тексте обнаружено не более чем по 1 орфографической и пунктуационной ошибке. Количество баллов по каждому критерию снижается пропорционально количеству ошибок в речи. |
Критерии оценивания раздела «Говорение» также описаны в официальной демонстрационной версии и методических материалах (к устной части).
Номера заданий | Максимальное количество баллов | Критерии начисления баллов |
№1 | 1 | 1 балл – речь содержит не более 5 фонетических ошибок, в т.ч. не более 2 ошибок, которые искажают смысл озвученного текста. 0 баллов – в речи есть более 5 фонетических ошибок, ИЛИ есть более 3 ошибок, искажающих смысл содержимого текста, ИЛИ речь плохо воспринимается из-за множества запинок и пауз, неверной расстановки ударений. |
№2 | 4 | 1 балл – за каждый вопрос, поставленный с соблюдением правильной грамматической формы, понятный «слушателю». 0 баллов – за каждый вопрос, если он не задан или содержит неточности, искажающие его смысл. |
№3 | 5 | 1 балл – за каждый ответ, полно и точно раскрывающий запрашиваемую информацию: в речи присутствуют не менее 2 коммуникативно обусловленных фраз без лексических, грамматических и фонетических ошибок. 0 баллов – за каждый ответ, если он не сформулирован, ИЛИ содержит менее 2 фраз, ИЛИ в речи присутствуют лексические, грамматические или фонетические ошибки. |
№4 | 10 | Задание оценивается по 3 критериям: 4 балла – коммуникативная задача решена: подготовлено точное, полное голосовое сообщение, содержащее не менее 12 фраз. ПЛЮС 3 балла – монолог построен логично, есть вступительная и завершающая фразы. ПЛЮС 3 балла – выбор языковых средств оформления речи соответствует поставленной задаче: используется широкий словарный запас, выбраны верные грамматические структуры, нет фонетических ошибок. Количество баллов по каждому критерию снижается пропорционально количеству ошибок в речи. |
Изучить критерии оценивания более подробно можно, используя методические материалы, разработанные экспертами ФГБНУ «ФИПИ» и размещённые на официальном сайте организации.
Максимальное количество первичных баллов, которое может быть начислено по результатам экзамена (письменной и устной части), составляет 82.
Раздел | Максимальное количество первичных баллов | Доля в итоговом результате, % |
Аудирование | 12 | 14,6 |
Чтение вслух | 12 | 14,6 |
Лексика и грамматика | 18 | 22,0 |
Письменная речь | 20 | 24,4 |
Говорение | 20 | 24,4 |
Эксперты ФГБНУ «ФИПИ» опубликовали методические рекомендации, с помощью которых ученик может самостоятельно подготовиться к экзамену. Найти и скачать документ, а также справочные материалы, можно на официальном сайте организации в разделе «Навигатор подготовки».
Если необходимо более подробно разобрать определённую тему, на видеохостингах можно найти и посмотреть соответствующие видеоролики. Как правило, их записывают преподаватели и иные специалисты.
Также при возникновении вопросов, которые сложно решить, рекомендуется обращаться за помощью к школьному учителю. В его интересах помочь ученику качественно подготовиться к экзамену.
Если школьник хорошо овладел речевыми навыками, он может подготовиться к экзамену самостоятельно. Но зачастую школьникам нужна помощь специалистов.
Сегодня найти хорошего репетитора (или образовательную организацию) не сложно: существуют специализированные онлайн-сервисы подбора кандидатов. Например, это можно сделать на сайте sravni.ru в подразделе «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ» раздела «Образование». Здесь представлено несколько сотен репетиторов (или организаций) из разных городов России.
Осуществить поиск преподавателя по английскому языку можно на странице.
На странице поиска можно управлять параметрами, например, выбрать город проживания репетитора (местонахождения образовательной организации), максимальную стоимость уроков и варианты оплаты, формат занятий, общий срок обучения и пр.
Основными причинами, по которым школьники выбирают ЕГЭ по английскому языку, являются:
Продолжительность письменной части экзамена составляет 190 минут, устной – 17 минут. Таким образом, на сдачу ЕГЭ по английскому языку отводится 207 минут.
На выполнение задач разделов «Аудирование» и «Чтение» рекомендуется выделить по 30 минут, «Грамматика и лексика» – 40 минут, «Письменная речь» – 90 минут.
Если при прохождении ОГЭ нужно владеть английским языком на уровне Pre-Intermediate (ниже среднего), то при подготовке к ЕГЭ его необходимо повысить до Upper-Intermediate (выше среднего), что соответствует ступени B1 общепризнанного стандарта CEFR.
Ожидается, что ученик может вести беседу с англоговорящими людьми на любую тему, подробно описывать события, развивать мысль и аргументировать собственное мнение.
На выполнение заданий из раздела «Аудирование» отводится 30 минут. Организатор включает аудиозапись, состоящую из 3 фрагментов, относящихся к вопросам №1, №2, №3-9 соответственно. Ученику нужно внимательно прослушивать каждый отрывок и во время паузы отвечать на экзаменационные вопросы, относящиеся к прослушанному тексту. Аудиозапись можно прослушать только 2 раза.
Подготовка к ЕГЭ по английскому языку – сложный и продолжительный процесс. Чтобы она прошла успешно, и ученик сдал экзамен на высокий балл, рекомендуется следовать плану:
Поскольку ученикам сложно осваивать иностранный язык самостоятельно, рекомендуется воспользоваться услугами квалифицированного репетитора.