Яндекс Маркет входит в число лидеров среди отечественных торговых платформ. Работа маркетплейса с продавцами базируется на стандартном наборе инструментов. К числу наиболее важных для эффективного бизнеса относятся штрихкоды для Яндекс Маркета. Рассмотрим более детально особенности этого варианта идентификации и учета товаров, основные разновидности и способы генерирования.
Штрихкод (другие варианты названия – баркод, Barcode, штриховой код) представляет собой графическое изображение, в котором содержится набор данных о товаре. Он отображается таким образом, чтобы быстро считываться специальными устройствами –сканерами. В результате заметно упрощается процедура идентификации товаров, их учета и контроля над перемещением. Причем во обоих ключевых направлениях – как от продавца на маркетплейс, так и от маркетплейса непосредственно потребителю.
Штрихкод может наноситься или на товар, или на упаковку. Операция выполняется – в зависимости от выбранной схемы сотрудничества – производителем, продавцом или самим маркетплейсом. Обязательным условием успешного продвижения товара через Яндекс Маркет становится точная передача данных о продукции. Что предполагает правильную генерацию и размещение штрихкодов.
Как было отмечено выше штрихкод на товар наносит или производитель, или продавец (для двух схема сотрудничества – FBS и DBS – в этом качестве может выступать маркетплейс, но лучше сделать это самостоятельно). В первом случае от поставщика требуется только проверить соответствие баркода требованиям Яндекс Маркета. При работе с серьезными компаниями-изготовителями обычно проблем не возникает.
Во втором случае требуется создать штрихкод самостоятельно. Решение задачи предусматривает задействование личного кабинета продавца на https://partner.market.yandex.ru или специализированных сервисов. После генерации баркод сохраняется в программе учета (например, «Мой Склад» или любой другой), а затем используется на практике посредством:
Яндекс Маркет допускает использование нескольких стандартов баркода. Самый распространенный – европейский, который обозначается как EAN. Он состоит из 13 цифр и изображения перемежающихся полос двух цветов – белого и черного.
Требования торговой платформы к штрихкоду не сильно отличаются от стандартных. Причем Яндекс Маркет выгодно отличается от большинства конкурентов более лояльным подходом к партнерам. Наиболее важными условиями беспроблемного продвижения товара с точки зрения правильности штрихкода выступают:
Важно помнить, что сотрудники маркетплейса проверяют не только наличие и правильность штрихкода.
Важным условием приема товара становится выполнение еще двух требований: по упаковке и маркировке. Применительно к первой определяющим являются характеристики и размеры товара. Вторая включает в себя несколько основных составляющих:
Маркировка производится с помощью этикетки, к которой предъявляется такой набор требования:
В настоящее время правилами Яндекс Маркета предусматривается использованием нескольких видов баркодов. Первым и обязательным для определенных категорий товаров является уже упомянутый выше GTIN. Он состоит из 12 (для США), 13 (для Европы), 8 или 13 (для Японии). Такой способ маркировки используется для следующих товарных групп:
Полный перечень товаров, маркировка которых осуществляется с помощью GTIN, можно получить в справочной службе Яндекс Маркета. Для остальной продукции допускается применять штрихкоды одного из следующих форматов:
Самостоятельно разбираться в нюансах каждого из перечисленных стандартов кодирования не требуется. Достаточно определить необходимость использования GTIN, а при ее отсутствии – выбрать подходящий вариант из числа предложенных в личном кабинете поставщика на Яндекс Маркете или в специализированном сервисе.
Продукция большей части серьезных и крупных производителей уже содержит заводской баркод. Если требуется продать товары, изготовленные малым бизнесом или являющиеся крафтовыми, потребуется создать собственный штрихкод. Самый простой способ сделать это и одновременно выполнить требования маркетплейса предусматривает использование ЛК на сайте Яндекс Маркета для партнеров. Задача решается последовательным выполнением следующих действий:
Альтернативный способ генерирования штрихкодов предлагают все ведущие программ учета, включая наиболее популярные в России среди малого и среднего бизнеса «1С» и «Мой склад». Выбор в пользу любой из них зависит от того, какой именно сервис используется на складе или в бухгалтерии.
Еще один возможный вариант создания баркода предполагает и задействование различных онлайн-сервисов. Их количество достаточно велико и постоянно растет, что объясняется увеличением спроса на предоставляемые услуги. В качестве примера достаточно привести такой или такой.
С некоторой долей условности подобные сервисы делятся на две большие категории: платные и бесплатные. Разница между ними в уровне обслуживания и наборе доступных функциональных возможностей. Большая часть платных ресурсов не только создают штрихкоды, но и позволяют зарегистрировать их в различных базах данных, включая международные. Что допускает использование не только на Яндекс Маркете, но практически повсеместно.
Бесплатные сервисы дают возможность сэкономить. Но их функционал ограничен только генерированием штрихкода. Важным минусом становится сложность создания большого количества баркодов, если это требуется продавцу. В подобной ситуации экономия оборачивается намного большими трудозатратами, которые необходимы для успешного решения задачи.
Пошаговая инструкция по печати созданного или полученного от производителя штрихкода не сильно отличается от описанной выше для его генерирования. Общая последовательность выполняемых действий выглядит так:
Отпечатанные стикеры аккуратно наклеиваются на упаковку товара. При этом важно соблюдать стандартные требования к маркировке продукции, реализуемой через Яндекс Маркет.
Выше уже отмечалось относительно лояльное отношение Яндекс Маркета к поставщикам, выгодно отличающего маркетплейс от большинства конкурентов. Что вовсе не означает полного отсутствия проблем с созданием штрихкодов и маркировкой товаров, особенно свойственных и частых для новичков. К числу наиболее частых ошибок начинающих продавцов относятся такие:
Самый простой способ избежать любой из перечисленных и подобных им ошибок – внимательное изучение правил работы с Яндекс Маркетом. Второй не менее важный совет от профессионалов – максимально бережное и аккуратное обращение с товарами и упаковкой не всех стадиях формирования и отправки заказа.
Штриховой код позволяет решить несколько важных задач, включая:
Правилами торговой платформы предусматривает использование нескольких общепринятых разновидностей штрихкода. Для рядя товаров допускается только GTIN, для всех остальных – любой из следующих на выбор: ЕАN-13 и EAN-8 (два европейских), UPC-A и UPC-E (два американских), а также универсальный Code 128.
Если продукция изготовлена крупным или известным производителем, она наверняка имеет заводской штрихкод. В противном случае его требуется создать одним из трех наиболее частых способов:
Для этого достаточно воспользоваться функционалом ЛК продавца на Яндекс Маркете. Задача решается посредством выбора нужного заказа и активацией функции печати. Если товар не имеет заводского штрихкода, нужно сначала сгенерировать его одним из описанных выше способов, после чего загрузить в личный кабинет.