logo
Ещё

Штрих-коды для маркетплейсов

Онлайн-торговля через маркетплейса стала сегодня одним из прибыльных и весьма перспективных видов бизнеса. Чтобы вести ее эффективно, требуется четко соблюдать требования к этикеткам в целом и штрих-кодам (на сегодня допускается несколько вариантов написания этого слова, включая штрихкод и штрих код) в частности, которые устанавливаются как на законодательном уровне, так и внутренними правилами конкретной платформы. Это становится тем более актуальным, если учесть постоянное и частое ужесточение нормативно-правовой базы в отношении маркировки товаров. Рассмотрим подробнее, нужен ли штрих-код и как его сделать при необходимости.

Штрих-коды для маркетплейсов – особенности технологии

Штрихкодирование представляет собой процедуру присвоения каждому артикулу товара уникальной комбинации графических изображений и цифр (контрольных знаков), которая предназначена для быстрой идентификации посредством считывания с помощью специальных устройств - сканеров. Существует несколько видов штрихкода, самым распространенным из которых выступает оформленный по стандарту EAN-13. Он включает в себя набор из цифр (их количество варьируется от 13 до 20) и чередующихся между собой черных и белых линий.

Вторым по популярности идет штрих-код в формате Data Matrix, представляющий собой квадрат, две стороны которого обозначаются черными линиями, а две противоположные – чередованием черных и белых квадратов. Внутри размещается комбинация из фигур разной формы белого и черного цвета. Штрихкод Data Matrix визуально напоминает быстро набирающий популярность QR-код и используется для обязательной маркировки товаров в соответствии с федеральным законодательством. Их схожесть наглядно демонстрирует следующий скриншот, на котором Data Matrix расположен слева, а QR-код справа.


Нанесение штрихкода на продукцию позволяет решить несколько важных задач, необходимых для эффективной работы маркетплейса:

  • быстро идентифицировать товар;
  • организовать его приемку на складе;
  • вести учет складских товарных запасов;
  • производить инвентаризацию;
  • комплектовать заказы;
  • принимать товар в пунктах выдачи;
  • вести учет выполненных заказов и т.д.

Что должно быть на штрих-коде?

Самый распространенный штрихкод по стандарту EAN-13 содержит в себе следующий набор данных об определенном товаре:

  1. Страна, где он произведен (первые три цифры кода).
  2. Предприятие-производитель (следующие шесть).
  3. Код данного товара (следующие три).
  4. Цифра для проверки (контрольная).

Штрихкод обычно размещается на этикетке и дополняет ее. К последней также предъявляются жесткие требования, которые включают размещение следующей информации:

  • название товара;
  • базовые характеристики, включая размер, цвет, артикул, состав и другие;
  • страна изготовления;
  • регистрационные данные производителя/поставщика;
  • дата изготовления;
  • стандарт, который использован для производства (например, Технический регламент).

Важным дополнением становится прямой запрет указывать на этикетке цену. Стоимость товара размещается отдельно на специальном ценнике. Это необходимо из-за частого проведения акций со снижением цены. Причем подобные мероприятия может осуществлять и сам продавец. Было бы нелогично и к тому же очень невыгодно печатать на время проведения рекламных акций новые этикетки.

Возможные проблемы с печатью, размещением и считыванием штрихкода

Главной проблемой для считывания информации со штрихкода выступает неправильное размещение этикетки. Не стоит клеить ее в углах или местах стыка, а также там, где высока вероятность повреждения в процессе погрузки-разгрузки. Важным требованием к качественной этикетке становится печать на подходящей бумаге с применением современного принтера. Этой теме отведен один из следующих разделов статьи.

Не стоит забывать о том, что существуют не только общепринятые требования к упаковке, установленные на федеральном уровне. Каждый маркетплейс дополняет их своими, которые необходимо тщательно изучить. Что становится особенно актуальным, если учесть частое внесение изменений и нововведений в данном вопросе. Невнимательность или отсутствие своевременного реагирования на корректировки в требованиях к штрихкоду и упаковке оборачиваются возвратом товара, что ведет к существенным убыткам.

Штрих-коды для WB

В течение 2022 года Wildberries установил новые требования к маркировке товаров. Главным изменением стала отмена использования самого распространенного ранее штрихкода по стандарту EAN-13. Такое решение было принято из-за частых проблем со считыванием информации, связанных с некачественной печатью и высоким риском повреждения упаковки. С января 2023 года продавцам, работающим по схеме FBS (поставка товаров со склада продавца), разрешается использовать для маркировки только QR-код. Для использующих модель сотрудничества FBO данная опция пока не стала обязательной, хотя вероятность принятия этого решения в будущем достаточно высока.

Чтобы получить QR-код для маркировки товара на Wildberries, необходимо:

  1. Авторизоваться в ЛК продавца.
  2. Активировать раздел «Маркетплейс».
  3. Выбрать комплектующийся заказ.
  4. Активировать функцию печати стикеров.

Аналогичный функционал доступен в нескольких специализированных сервисах. Они применяются для разных маркетплейсов, а потому рассматриваются в отдельном подразделе.

Штрих-коды для Озон

Правилами торговой площадки разрешается использованием штрихкодов как от производителя, так и создание своими силами. Сканеры маркетплейса поддерживают самые разные форматы кодировки, включая широко распространенные EAN-8, EAN-13, EAN-14 и другие. Два формата - Data Matrix и G21 DataBar ES – больше на Озоне не используются. Применение Code 39 возможно, но с некоторыми дополнительными ограничениями, например, необходимо шифровать информацию исключительно посредством символов.

Штрих-коды для Яндекс Маркета

Яндекс.Маркет проводит стандартную политику в области маркировки товаров. Если продавец задействует склады торговой площадки, наличие штрихкода является обязательным. При прямых поставках это требование снимается. Правилами маркетплейса допускается использование штрихкодов в четырех форматах: EAN-8, EAN-13, UPC-A и UPC-E.

Штрих-коды для других маркетплейсов

Описанные выше правила маркировки товаров для трех наиболее крупных маркетплейсов России – Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет – не сильно отличаются от аналогичных для других торговых площадок. Если поставщик пользуется складскими мощностями маркетплейса, избежать печати штрихкодов не получится. Тем более – если речь идет о товарах, подлежащих обязательной маркировке. В этом случае схема сотрудничества с торговой платформой роли не играет, так как штрихкодирование становится попросту необходимым.

На чем печатать штрих-коды – обзор принтеров

Основной проблемой штрихкода на этикетке выступает плохая считываемость информации. Именно поэтому ключевым требованием к принтеру становится высокое качество печати. Специалисты рекомендуют использовать для изготовления штрихкодов современные термотрансферные принтеры. В этом случае стоимость печати несколько возрастает, что полностью компенсируется не только отменным качеством, но и высокой скоростью в сочетании с долговечностью этикетки.

Применение обычного принтера очень затягивает процесс печати, хотя и позволяет сэкономить. О качестве говорить также не приходится. Промежуточный между двумя описанными выше вариантами – термопринтер – обладает средними характеристиками и при грамотном использовании также позволяется добиться приемлемого результата.

Генерация штрих-кодов для маркетплейсов

Существует два основных подхода к ответу на вопрос, как сделать штрих-код. Первый предусматривает задействование функционала личного кабинета продавца на сайте той торговой площадки, с которой он сотрудничает. Если поставщик работает с несколькими маркетплейсами одновременно, следует выбирать такой формат маркировки, который подходит всем.

Второй вариант изготовления штрихкода предполагает использование возможностей специализированных сервисов. Одним из самых популярных выступает SelSup. Ее функционал позволяет быстро и без проблем сгенерировать штрихкоды для любых торговых площадок, включая WB, Озон, СберМаркет, Яндекс.Маркет и другие. Важным бонусом подобных сервисов становится оперативная реакция на изменения в правилах работы маркетплейсов, в том числе – в части требований к маркировке товаров.

Возможные сложности и ошибки новичков

Процесс генерации, печати и наклеивания штрихкода нередко сопровождается различными трудностями. Наиболее частыми ошибками, характерными для начинающих продавцов на маркетплейсах в этом вопросе, выступают такие:

  1. Недостаток свободного места, расположенного вокруг QR- или штрихкода. Такая ошибка из-за распространенности даже получила свое название – нарушение свободной зоны. Ее следствием выступает сложность считывания информации сканером.
  2. Слишком сильное растягивание изображения из-за неверно выбранного формата штрихкода или этикетки в целом.
  3. Механическое повреждение в виде царапины, вмятины или какого-либо другого дефекта, включая намокание или неправильное приклеивание. Результат аналогичен описанному выше и заключается в проблемах со считыванием данных.
  4. Изготовление стикеров посредством печати на пленке, имеющей глянцевую поверхность. Она создает характерные блики и отражает свет, что исключает возможность использования большей части сканеров.
  5. Низкая плотность и качество бумаги или пленки, на которой производится печать штрихкода. К выбору материала необходимо подходить не менее серьезно, чем к выбору принтера.

Штрих-коды поставки

Штрихкодом поставки называют обычный лист, на котором отпечатана информация из файла в формате pdf. В ней содержится список заказов на этапе сборки, который будут доставлены на склад маркетплейса в рамках одной поставки. Каждая такая поставка получает собственный штрихкод, который является условием пропуска в складские помещения торговой платформы. Отсутствие маркировки означает невозможность принятия специалистами маркетплейса товаров продавца. Поэтому стоит позаботиться о генерации и печати штрихкода поставки заранее. Задача решается по стандартной процедуре с помощью функционала личного кабинета продавца.

FAQ

Для чего используется штрихкод?

Он применяется для быстрой и точной идентификации товара, что позволяет оперативно выполнять заказа, вести учет поставляемой и складированной продукции.

Каковы основные требования маркетплейсов к маркировке товаров?

Каждая торговая площадка устанавливает собственные требования к маркировке, но большая их часть примерно одинакова. Прежде всего речь идет о товарах, которые проходят через склад маркетплейса. В этом случае использование кодированной информации становится обязательным.

Как сгенерировать штрихкод?

Одним из двух способов: в личном кабинете продавца или с помощью специализированных сервисов.

Вывод

  1. Штрих-код представляет собой широко распространенный способ идентификации товаров посредством закодированной информации, которая считывается сканером.
  2. Каждый маркетплейс устанавливает собственные правила маркировки, которые дополняются требования российского законодательства.
  3. Генерация штрих-кодов выполняется или в ЛК продавца на сайте торговой платформы, или с помощью специальных программ.
  4. Печать и размещение этикетки со штрих-кодом на товаре/упаковке производятся таким образом, чтобы обеспечить беспроблемное считывание информации сканером.