Нельзя просто взять и начать торговать товарами, взятыми неизвестно откуда и неизвестно как сделанными – вы можете нанести вред людям (и репутации площадки, на которой торгуете). Для того, чтобы исключить такие случаи, государство разработало ряд механизмов, в том числе – процедуру обязательной сертификации. WB, как и другие маркетплейсы, пристально следит за тем, чтобы все товары имели бумагу (сертификат/декларацию), подтверждающую качество. А если такая бумага не нужна – нужна бумага о том, что бумага не нужна. А если бумага не нужна, но вам все равно хочется ее получить – есть целая система добровольных сертификатов. Ниже мы обо всем этом поговорим: что за сертификация, чем сертификат отличается от декларации, когда нужно отказное письмо, какие товары подлежат и не подлежат обязательной сертификации, где все это достать и сколько это стоит. В конце бонусом приведем ходовые товары, не требующие обязательной сертификации.
Законодательная база, на которой строится все сертифицирование – это закон «О защите прав потребителей». В нем указано, что есть категории товаров, для которых установлены стандарты качества, если товар этим стандартам не соответствует – его нельзя продавать. Для того, чтобы доказать соответствие стандартам, производителю или продавцу нужно пройти процедуру проверки товара, если проверка пройдена – юрлицо получает сертификат, подтверждающий качество.
Сертификаты соответствия – это требование законодательства России. Но страна также состоит в ЕАЭС, и у этого экономического союза есть свои требования с качеству товара – их должны соблюдать все участники ЕАЭС. Чтобы подтвердить качество по стандартам ЕАЭС, нужно получить декларацию соответствия – логика у документа та же, что и у сертификата, только получить проще, поскольку к товару предъявляют меньше требований. Итого у нас есть 2 вида документов:
Раньше список товаров с обязательной сертификацией регулировался постановлением №982, с 2021 года он регулируется постановлением №2425 – для удобства в это постановление включили и товары с обязательной сертификацией, и товары с обязательным декларированием. По ссылке вы можете скачать документ, в котором есть оба перечня.
Итак, предположим, что у вас есть товар, на который не нужно проходить процедуру оформления декларации или сертификата. Все в порядке, можно торговать? В теории – да, на практике лучше сначала оформить отказные письма. Отказное письмо – это буквально письмо, в котором говорится, что никаких обязательных процедур по сертификации или декларированию не требуется. С точки зрения законодательства отказное письмо на товар оформлять не обязательно, но на маркетплейсе Вайлдберриз работает другой принцип: если у вас не будет отказного письма, маркетплейс Wildberries может заблокировать вашу карточку на время разбирательств – то есть пока не убедится, что сертификат или декларация действительно не нужны. Поскольку блокировка карточки – это упущенные время и деньги, лучше заранее получить отказные письма на все товары.
Об обязательности мы рассказывали выше – процедура оформления декларации или сертификата обязательна, если ваш товар попадает в список. Какие проблемы вас ждут на маркетплейсе Wildberries, если у вас не будет документа? Зависит от того, кто первым найдет нарушение. Если товар, который подлежит обязательному сертифицированию, первыми найдут контролирующие органы, то на маркетплейс Wildberries повесят штраф, максимальная сумма – 300 000 рублей. Учитывая правила, действующие на маркетплейсе Вайлдберриз, этот штраф переадресуют вам. Вне зависимости от того, кто первым найдет нарушение – контролирующие органы или сотрудники площадки – ваши товары, на которые нужно было оформить декларацию или сертификат, заблокируют, если это было повторным нарушением – могут заблокировать весь магазин. Если вы уже отправили товар покупателю (но тот еще не получил его), и товар в это время попал под блокировку – он будет отозван, и магазину придется платить штраф за массовый отзыв плюс повышенные тарифы за хранение отозванного товара.
Отметим, что все эти санкции магазин накладывает не сразу – как только по любой причине площадка усомнилась в наличии у вас документов, она присылает вам уведомление, согласно которому у вас есть 3 дня на предоставление документов. Если документы у вас есть, просто вы забыли их предоставить – все будет в порядке, загрузите лицензию/декларацию/письмо, и от вас отстанут. А вот если документов нет, то вы никак не сможете избежать проблем: ни сертификат, ни декларацию за 72 часа оформить не получится.
К слову, даже если товар не подлежит сертификации – вы можете пройти добровольную сертификацию, в некоторых центрах сертификации ее даже можно пройти бесплатно. После ее прохождения вы попадете под программу «Честный знак» – на вашу карточку товара налепят специальный значок, указывающий на то, что товар сертифицирован.
На данный момент нет сведений о том, что площадка Wildberries дает больше трафика товарам с этим значком, хотя клиенты все же обращают на него внимание, поэтому оформить добровольный сертификат – не самая плохая идея, если рядом с вами есть сертификационный центр.
Из хороших новостей: без разницы, что вам нужно оформить – отказные письма, сертификаты или декларации, все это делается в одном и том же месте – центре сертификации (оформить добровольный сертификат немного сложнее, но об этом – позже). Во всех случаях вам понадобятся учредительные документы, для декларации и сертификата – нужны документы на товар и сам товар.
Процедура проверки подлежащих обязательной сертификации товаров в сумме занимает больше двух недель, процедура оформления документации на декларацию занимает 1-1.5 недели, отказное письмо могут сделать за пару дней. Оформляют отказное письмо за 3 000+ рублей, декларации стоят 7 000+ рублей, сертификаты – 15 000+ рублей на партию. В одной декларации можно указать до 10 товаров. Сертификат действует 3 года, декларация – 5 лет. Отказное письмо действует либо год, либо до отмены закона, по которому выписывалось.
Еще одна хорошая новость: зачастую сертификаты уже выписаны, вам осталось только взять их и предоставить маркетплейсу. Предоставить сертификат вам обязан поставщик – при условии, что он его сделал, естественно. Если сертификат существует в природе, поставщик не имеет права отказать вам в предоставлении сертификата по закону. Крупные поставщики часто сами занимаются регистрацией товаров, подлежащих сертификации, поэтому работать с ними выгоднее.
Даже если поставщик не ответил на ваш запрос о сертификате – не все потеряно. Есть специальный сайт, на котором можно проверить наличие сертификата у той или иной продукции. Вам нужно указать тип/перечень продукции, предполагаемый диапазон дат регистрации бумаги, дополнительные данные – и сайт выдаст все сертификаты по указанным параметрам, останется найти нужный. Через этот же сайт, к слову, можно проверять сертификат на подлинность – если поставщик клянется, что прошел процедуру оформления разрешительной документации, но номер сертификата не пробивается по базе – кто-то врет. Этот же сайт помогает найти зарегистрированные декларации.
Увы, на этом хорошие новости заканчиваются. Если сертификата/декларации нет в базе – вам нужно самостоятельно оформлять декларацию/сертификат. Если ввозите товар из другой страны – вероятнее всего, придется с нуля оформлять декларацию, или хотя бы отказное письмо. О том, как все это оформлять, и пойдет речь ниже.
Отказное письмо выглядит вот так:
Как вы можете заметить, отказное письмо распространяется на группу товаров, то есть делать отказное письмо на каждый товар не нужно. Что касается необходимости – некоторые юристы утверждают, что отказное письмо для маркетплейсов делать не нужно, и с точки зрения закона они правы. Но есть реальность, в которой Вайлдберриз устроит вам много проблем, если вы не предоставите вообще никакую разрешительную документацию – а отказное письмо таковой является.
Отказные письма делают аккредитованные центры сертификации, их список можно найти тут. Из документов вам понадобятся:
Поскольку при оформлении отказного письма, в отличие от процедуры сертификации, не нужно предоставлять товар на экспертизу, вы можете получить отказное письмо онлайн – для этого вам нужно иметь ЭЦП ИП/юрлица.
Декларация соответствия выглядит так:
Получить ее сложнее, чем отказное письмо:
Основная сложность здесь – с образцами: вам нужно либо заказать тестовую партию, либо на свой страх и риск заказать всю партию и надеяться, что она пройдет проверку.
В целом процедура получения сертификата похожа на процедуру получения декларации, только проходит дольше и стоит дороже.
Из документов:
Для некоторых товаров могут требоваться дополнительные документы – уточняйте в центре сертификации.
Процедура – такая же, как и для деклараций:
Часто процедура занимает больше 2-х недель.
И сертификаты, и декларации, и отказные письма могут выписывать только организации, имеющие лицензию на такую деятельность: центры аккредитации. Найти компанию для обязательной сертификации, обязательного декларирования и отказных писем можно здесь. С добровольной сертификацией все немного сложнее – есть реестр компаний, получивших такую лицензию, но искать по реестру компании из вашего города нужно ручками. Сам реестр находится вот здесь, как альтернатива – можете просто воспользоваться поисковой системой (только убедитесь, что найденная организация есть в реестре).
Если вы получили сертификат/декларацию/отказное письмо – они будут работать для любого маркетплейса. Что же касается правил оформления/предоставления разрешительных документов, то ситуация обстоит так:
Самые ходовые группы товаров, для которых не требуется сертификация или декларирование:
Да, причем иногда сертификат требуют не покупатели, а недобросовестные конкуренты, прикидывающиеся покупателями. Еще один аргумент в копилку обязательного оформления разрешительных документов перед началом продаж.
Нет, сертификаты доступны только для ООО и ИП. При этом без сертификата самозанятым торговать нельзя (для товаров с обязательной сертификацией) – получается, для самозанятых нет вообще никаких способов торговли сертифицируемыми товарами.
Тезисно: