logo
Ещё

Сертификация товаров на Вайлдберриз

Нельзя просто взять и начать торговать товарами, взятыми неизвестно откуда и неизвестно как сделанными – вы можете нанести вред людям (и репутации площадки, на которой торгуете). Для того, чтобы исключить такие случаи, государство разработало ряд механизмов, в том числе – процедуру обязательной сертификации. WB, как и другие маркетплейсы, пристально следит за тем, чтобы все товары имели бумагу (сертификат/декларацию), подтверждающую качество. А если такая бумага не нужна – нужна бумага о том, что бумага не нужна. А если бумага не нужна, но вам все равно хочется ее получить – есть целая система добровольных сертификатов. Ниже мы обо всем этом поговорим: что за сертификация, чем сертификат отличается от декларации, когда нужно отказное письмо, какие товары подлежат и не подлежат обязательной сертификации, где все это достать и сколько это стоит. В конце бонусом приведем ходовые товары, не требующие обязательной сертификации.

Сертификация товаров на Вайлдберриз – что такое и зачем нужна

Законодательная база, на которой строится все сертифицирование – это закон «О защите прав потребителей». В нем указано, что есть категории товаров, для которых установлены стандарты качества, если товар этим стандартам не соответствует – его нельзя продавать. Для того, чтобы доказать соответствие стандартам, производителю или продавцу нужно пройти процедуру проверки товара, если проверка пройдена – юрлицо получает сертификат, подтверждающий качество.

Сертификаты соответствия – это требование законодательства России. Но страна также состоит в ЕАЭС, и у этого экономического союза есть свои требования с качеству товара – их должны соблюдать все участники ЕАЭС. Чтобы подтвердить качество по стандартам ЕАЭС, нужно получить декларацию соответствия – логика у документа та же, что и у сертификата, только получить проще, поскольку к товару предъявляют меньше требований. Итого у нас есть 2 вида документов:

  1. Сертификат соответствия. Выдается согласно ГОСТам, закону «О защите прав потребителей», законам об онлайн-торговле и другим нормативным документам. Товар, который подлежит обязательному сертифицированию, можно продавать только при наличии сертификата – иначе у вас будет много проблем (опишем ниже).
  2. Декларация соответствия. Выдается согласно нормативным документам ЕАЭС. Оформить декларацию – проще, чем оформить товар, который подлежит сертификации. Если от вас затребовали декларацию, а ее нет – на маркетплейсе Wildberries вы торговать не сможете, как минимум – этим товаром.

Раньше список товаров с обязательной сертификацией регулировался постановлением №982, с 2021 года он регулируется постановлением №2425 – для удобства в это постановление включили и товары с обязательной сертификацией, и товары с обязательным декларированием. По ссылке вы можете скачать документ, в котором есть оба перечня.

Итак, предположим, что у вас есть товар, на который не нужно проходить процедуру оформления декларации или сертификата. Все в порядке, можно торговать? В теории – да, на практике лучше сначала оформить отказные письма. Отказное письмо – это буквально письмо, в котором говорится, что никаких обязательных процедур по сертификации или декларированию не требуется. С точки зрения законодательства отказное письмо на товар оформлять не обязательно, но на маркетплейсе Вайлдберриз работает другой принцип: если у вас не будет отказного письма, маркетплейс Wildberries может заблокировать вашу карточку на время разбирательств – то есть пока не убедится, что сертификат или декларация действительно не нужны. Поскольку блокировка карточки – это упущенные время и деньги, лучше заранее получить отказные письма на все товары.

Правила сертификации – и обязательна ли она

Об обязательности мы рассказывали выше – процедура оформления декларации или сертификата обязательна, если ваш товар попадает в список. Какие проблемы вас ждут на маркетплейсе Wildberries, если у вас не будет документа? Зависит от того, кто первым найдет нарушение. Если товар, который подлежит обязательному сертифицированию, первыми найдут контролирующие органы, то на маркетплейс Wildberries повесят штраф, максимальная сумма – 300 000 рублей. Учитывая правила, действующие на маркетплейсе Вайлдберриз, этот штраф переадресуют вам. Вне зависимости от того, кто первым найдет нарушение – контролирующие органы или сотрудники площадки – ваши товары, на которые нужно было оформить декларацию или сертификат, заблокируют, если это было повторным нарушением – могут заблокировать весь магазин. Если вы уже отправили товар покупателю (но тот еще не получил его), и товар в это время попал под блокировку – он будет отозван, и магазину придется платить штраф за массовый отзыв плюс повышенные тарифы за хранение отозванного товара.

Отметим, что все эти санкции магазин накладывает не сразу – как только по любой причине площадка усомнилась в наличии у вас документов, она присылает вам уведомление, согласно которому у вас есть 3 дня на предоставление документов. Если документы у вас есть, просто вы забыли их предоставить – все будет в порядке, загрузите лицензию/декларацию/письмо, и от вас отстанут. А вот если документов нет, то вы никак не сможете избежать проблем: ни сертификат, ни декларацию за 72 часа оформить не получится.

К слову, даже если товар не подлежит сертификации – вы можете пройти добровольную сертификацию, в некоторых центрах сертификации ее даже можно пройти бесплатно. После ее прохождения вы попадете под программу «Честный знак» – на вашу карточку товара налепят специальный значок, указывающий на то, что товар сертифицирован.


На данный момент нет сведений о том, что площадка Wildberries дает больше трафика товарам с этим значком, хотя клиенты все же обращают на него внимание, поэтому оформить добровольный сертификат – не самая плохая идея, если рядом с вами есть сертификационный центр.

Процедура получения документов

Из хороших новостей: без разницы, что вам нужно оформить – отказные письма, сертификаты или декларации, все это делается в одном и том же месте – центре сертификации (оформить добровольный сертификат немного сложнее, но об этом – позже). Во всех случаях вам понадобятся учредительные документы, для декларации и сертификата – нужны документы на товар и сам товар.

Процедура проверки подлежащих обязательной сертификации товаров в сумме занимает больше двух недель, процедура оформления документации на декларацию занимает 1-1.5 недели, отказное письмо могут сделать за пару дней. Оформляют отказное письмо за 3 000+ рублей, декларации стоят 7 000+ рублей, сертификаты – 15 000+ рублей на партию. В одной декларации можно указать до 10 товаров. Сертификат действует 3 года, декларация – 5 лет. Отказное письмо действует либо год, либо до отмены закона, по которому выписывалось.

Где можно взять сертификат

Еще одна хорошая новость: зачастую сертификаты уже выписаны, вам осталось только взять их и предоставить маркетплейсу. Предоставить сертификат вам обязан поставщик – при условии, что он его сделал, естественно. Если сертификат существует в природе, поставщик не имеет права отказать вам в предоставлении сертификата по закону. Крупные поставщики часто сами занимаются регистрацией товаров, подлежащих сертификации, поэтому работать с ними выгоднее.

Даже если поставщик не ответил на ваш запрос о сертификате – не все потеряно. Есть специальный сайт, на котором можно проверить наличие сертификата у той или иной продукции. Вам нужно указать тип/перечень продукции, предполагаемый диапазон дат регистрации бумаги, дополнительные данные – и сайт выдаст все сертификаты по указанным параметрам, останется найти нужный. Через этот же сайт, к слову, можно проверять сертификат на подлинность – если поставщик клянется, что прошел процедуру оформления разрешительной документации, но номер сертификата не пробивается по базе – кто-то врет. Этот же сайт помогает найти зарегистрированные декларации.

Увы, на этом хорошие новости заканчиваются. Если сертификата/декларации нет в базе – вам нужно самостоятельно оформлять декларацию/сертификат. Если ввозите товар из другой страны – вероятнее всего, придется с нуля оформлять декларацию, или хотя бы отказное письмо. О том, как все это оформлять, и пойдет речь ниже.

Отказные письма для маркетплейсов

Отказное письмо выглядит вот так:


Как вы можете заметить, отказное письмо распространяется на группу товаров, то есть делать отказное письмо на каждый товар не нужно. Что касается необходимости – некоторые юристы утверждают, что отказное письмо для маркетплейсов делать не нужно, и с точки зрения закона они правы. Но есть реальность, в которой Вайлдберриз устроит вам много проблем, если вы не предоставите вообще никакую разрешительную документацию – а отказное письмо таковой является.

Отказные письма делают аккредитованные центры сертификации, их список можно найти тут. Из документов вам понадобятся:

  • Заявка, образец получите в сертификационном центре.
  • Карточка с основными данными по ИП/ООО.
  • Наименование товарной группы и товара.
  • Тех. описание продукции.
  • Контракт/инвойс, если оформляете отказное письмо на продукцию, которую ввезли из другой страны (если продукция не подлежит обязательному декларированию).

Поскольку при оформлении отказного письма, в отличие от процедуры сертификации, не нужно предоставлять товар на экспертизу, вы можете получить отказное письмо онлайн – для этого вам нужно иметь ЭЦП ИП/юрлица.

Декларация соответствия для маркетплейсов

Декларация соответствия выглядит так:


Получить ее сложнее, чем отказное письмо:

  1. Подготовка образцов. В центр аккредитации нужно будет предоставить образцы, которые подвергнутся испытанию. Можно сразу заказать всю партию товара и после его поступления получать декларацию; можно сразу заказать несколько образцов, отправить их в центр, если удастся оформить разрешительные документы – заказывать уже полноценную партию. Второй вариант предпочтительнее – избавите себя от потенциальных проблем в будущем. На тестовые образцы, к слову, оформлять декларацию не нужно – вы заказываете их для испытаний, а не для продажи.
  2. Обращение в центр сертификации. Выбираете, обращаетесь с образцами. Для некоторых товаров есть упрощенная процедура получения декларации – в центре вам скажут, применима ли эта процедура к вам.
  3. Дождаться результатов, получить бумагу на руки. Длительность и стоимость зависят от категории товара – вам скажут, сколько ждать.
  4. Зарегистрировать бумагу в Росаккредитации. Вы должны зарегистрировать бумагу в базе, сделать это можно по ссылке. Если у вас нет ЭЦП и аккаунта юрлица на ГосУслугах – можете попросить центр аккредитации зарегистрировать вашу декларацию, за это могут брать дополнительные деньги.

Основная сложность здесь – с образцами: вам нужно либо заказать тестовую партию, либо на свой страх и риск заказать всю партию и надеяться, что она пройдет проверку.

Как пройти сертификацию

В целом процедура получения сертификата похожа на процедуру получения декларации, только проходит дольше и стоит дороже.

Что потребуется

Из документов:

  • Заявка на получение сертификата.
  • Учредительные и уставные документы, реквизиты производителя.
  • Тех. документация, по которой изготавливались товары.
  • Договор на поставку.

Для некоторых товаров могут требоваться дополнительные документы – уточняйте в центре сертификации.

Пошаговый алгоритм действий

Процедура – такая же, как и для деклараций:

  1. Дать несколько образцов на исследование (если пришла партия – сотрудники центра сами случайным образом отберут образцы).
  2. Дождаться результатов.
  3. Получить бумагу на руки.
  4. Зарегистрировать ее в реестре, самостоятельно или с помощью центра аккредитации.

Часто процедура занимает больше 2-х недель.

Сертификация при помощи сторонних компаний

И сертификаты, и декларации, и отказные письма могут выписывать только организации, имеющие лицензию на такую деятельность: центры аккредитации. Найти компанию для обязательной сертификации, обязательного декларирования и отказных писем можно здесь. С добровольной сертификацией все немного сложнее – есть реестр компаний, получивших такую лицензию, но искать по реестру компании из вашего города нужно ручками. Сам реестр находится вот здесь, как альтернатива – можете просто воспользоваться поисковой системой (только убедитесь, что найденная организация есть в реестре).

Сертификация для других маркетплейсов

Если вы получили сертификат/декларацию/отказное письмо – они будут работать для любого маркетплейса. Что же касается правил оформления/предоставления разрешительных документов, то ситуация обстоит так:

  • Wildberries. Для начала работы предоставлять разрешительные документы не обязательно, но нужно предоставить их в течение 3 дней по запросу администрации.
  • Ozon. Предоставлять документы тоже нужно по запросу администрации, но документы должны появиться у вас раньше, чем вы начали торговать, если окажется, что дата начала торговли – раньше, чем дата получения документа, у вас будут проблемы.
  • Яндекс Маркет. Сам маркетплейс документы не требует, но если окажется, что у вас их нет – будете сами разбираться с исполнительными органами.
  • СберМегаМаркет. Как и с Яндексом – не спрашивают, но есть окажется, что документов нет, то с проблемами вы будете разбираться сами.

Топ товаров, для которых не нужна сертификация

Самые ходовые группы товаров, для которых не требуется сертификация или декларирование:

  1. Ювелирные изделия, а также их части из драгметаллов.
  2. Рыболовные товары, в том числе удочки и снасти.
  3. Инструменты для маникюра.
  4. Садовый инвентарь.
  5. Предметы интерьера, в том числе фоторамки, зеркала и статуэтки.
  6. Кухонные и столовые деревянные принадлежности.
  7. Двери, входные и межкомнатные.
  8. Крепежные изделия (гвозди, болты) и слесарные инструменты (отвертки, молотки, плоскогубцы).
  9. Часы, любые.
  10. Товары для животных (за исключением корма).

FAQ

Может ли покупатель затребовать сертификат?

Да, причем иногда сертификат требуют не покупатели, а недобросовестные конкуренты, прикидывающиеся покупателями. Еще один аргумент в копилку обязательного оформления разрешительных документов перед началом продаж.

Может ли самозанятый получить сертификат?

Нет, сертификаты доступны только для ООО и ИП. При этом без сертификата самозанятым торговать нельзя (для товаров с обязательной сертификацией) – получается, для самозанятых нет вообще никаких способов торговли сертифицируемыми товарами.

Вывод

Тезисно:

  • Для того, чтобы торговать на Вайлдберриз, вам нужно иметь сертификат, декларацию или отказное письмо на товар.
  • Товары, на которые нужны сертификаты или декларации, перечислены в специальном постановлении №2425.
  • Если не нужен сертификат или декларация – стоит оформить отказное письмо, в котором указано, что другие разрешительные документы не требуются.
  • Даже если сертификат не нужен – при желании вы можете пройти добровольную сертификацию.
  • Зачастую сертификат можно получить прямо у поставщика – спросите его о такой возможности.
  • Для получения отказного письма товар на экспертизу предоставлять не нужно, а вот для получения сертификата или декларации – нужно. Поэтому есть смысл сначала заказать тестовую партию и получить документы на товар, после чего уже заказывать партию для продажи.