В первые годы активной работы маркетплейсов подавляющее большинство реализуемых товаров были малогабаритными. Постепенно ситуация изменилась, в том числе и в немалой степени из-за пандемии. Одним из популярных и быстрорастущих сегментов бизнеса стала торговля мебелью на маркетплейсов. Но добиться успеха и, в конечном счете, прибыли далеко не просто. Попробуем рассмотреть более внимательно, как продавать мебель на маркетплейсах, а также специфику и нюансы подобного бизнеса.
Первым делом необходимо понять, что продажа мебели, как и онлайн-торговля в целом, относятся к высококонкурентным видам бизнеса. Поэтому перед началом сотрудничества с маркетплейсом следует тщательно изучить и сравнить правила работы различных торговых платформ. Оптимальным вариантом считается старт на одной из площадок, хотя в последствии – по мере роста бизнеса - вполне реально одновременно сотрудничать сразу с несколькими.
В общем случае имеет смысл учесть несколько основных и наиболее значимых моментов торговли мебелью на маркетплейсах:
Вайлдберриз заслуженно считается самым крупным маркетплейсом России, хотя традиционно ориентируется на одежду и обувь. Несмотря на это, в настоящее время на платформе реализуется около 150 тыс. уникальных товарных позиций в категории мебель, что существенно меньше, чем у основных конкурентов. Но это вовсе не означает, что сотрудничество с WB является менее перспективным. Напротив, несколько более низкий уровень конкуренции лучше подходит для старта, тем более – выход на WB позволяет получить максимально возможный охват аудитории, пусть и не всегда целевой.
Традиционно электронная торговая площадка предлагает две схемы сотрудничества. Первая предусматривает продажу мебели со склада Вайлдберриз, вторая – с собственного. Комиссия составляет примерно 12-15% и 10-12%, соответственно. Затраты на логистику в первом случае также оказываются дороже. Важно понимать, что товарная категория «мебель» делится на несколько подкатегорий. Именно поэтому комиссия является плавающей, что необходимо учитывать и при выборе ассортимента, и при проведении экономических расчетов.
Еще одним немаловажным нюансом сотрудничества с WB становятся жесткие требования платформы к продавцам, если сравнивать их с аналогичными на других маркетплейсах. Что в равной степени касается как оформления необходимых документов, так и следования правилам упаковки посылок.
Озон на сегодняшний день является второй по масштабам торговли интернет-платформой в России. Причем отрыв от Вайлдберриз только сокращается. Количество товарных позиций в категории «Мебель» здесь заметно выше и приближается к полумиллиону. Поэтому можно сделать вывод, что пользователи Озона намного больше интересуются данным товаром.
Маркетплейс предлагает на выбор три схемы продажи мебели:
Комиссия в большинстве случаев составляет 8%. К ней добавляются сопутствующие расходы – на складирование, формирование заказа и логистику – в зависимости от выбранной схемы сотрудничества с торговой площадкой.
В последние несколько лет Яндекс Маркет показывает крайне высокие темпы роста по всем основным показателям: объему продаж, количеству покупателей и продавцов, числу товарных позиций. Применительно к последнему в категории «Мебель» представлено более 70 тысяч уникальных товаров.
Отличительной особенностью торговой площадки выступает гибкость. Продавцам предлагается 4 возможных схемы сотрудничества, включая:
Для торговли мебелью лучше всего подходят вторая и четвертая схемы. По вполне понятным причинам – так удается избежать ограничений по массе и габаритам груза, а также несколько снизить расходы на логистику.
Тариф на размещение мебели на маркетплейсе составляет аналогичные Озону 8%. В комиссию также входят расходы на проведение платежей, складирование и доставку. Конкретные суммы сильно зависят от размеров и веса товара. Причем за крупногабаритные грузы придется дополнительно заплатить от 500 до 700 рублей по каждой позиции.
Экономическая сторона торговли мебелью на маркетплейсе очень сильно зависит от специфики бизнеса конкретного продавца и характеристик товара. Каждый поставщик прекрасно знает себестоимость своего товара. Сотрудничество с торговыми платформами сопровождается неизбежным дополнительными расходами, которые требуется учесть при расчете продажной цены. В их число входят:
Суммирование перечисленных позиций дает на выходе итоговый результат в виде 32-39%. Именно во столько обойдется сотрудничества с маркетплейсом и такую сумму следует добавить к себестоимости товара. Далее остается включить желательную прибыль, что позволит получить продажную стоимость. Норма прибыли зависит от уровня конкуренции по конкретной товарной позиции и может варьироваться в очень широком диапазоне – от 3-5% до 15-25%. Более высокие ставки рентабельности встречаются на таком конкурентном рынке как мебельный крайне редко.
Сотрудничество с маркетплейсом сопровождается для изготовителя или поставщика как плюсами, так и минуса. К числу наиболее значимых достоинств такого варианта продвижения товара следует отнести:
Основными недостатками сотрудничества с маркетплейсами в продаже мебели выступают:
Важно понимать, что перечисленные выше плюсы и минусы продажи мебели на маркетплейсах носят несколько условный характер. Все дело в том, что очень многое зависит от вида реализуемого товара, масштабов бизнеса продавца, а также от того, изготавливает ли он мебель самостоятельно или занимается перепродажей. Последний вариант также возможен и нередко оказывается вполне перспективным.
Да, товар входит в число разрешенных. Более того – на некоторых площадках, например, Озоне, он считается одним из самых востребованных.
В большинстве случаев оптимальным вариантов работы с торговой платформой выступает любой из тех, что предусматривает хранение товаров на складе самого поставщика. Это уменьшает требования к габаритам и массе мебели, а также сокращает сопутствующие расходы.
Комиссия за торговлю мебелью варьируется в районе 8-15% с добавлением расходов на логистику, формирование заказов, складирование и проведение финансовых операций. Общая доля затрат составляет примерно 32-39% от продажной цены.