Маркетплейс Wildberries установил жесткие требования к маркировке товаров. Они связаны как с выполнением требований российского законодательства, так и с необходимостью упростить контроль и идентификацию реализуемой продукции. Дополнительным и очень важным плюсом становится удобство комплектации заказов. Поэтому вопросу создания, печати и наклеивания штрих-кодов и стикеров на товары для продажи на Вайлдберриз следует уделять самое пристально внимание. В статье рассматриваются основные требования торговой платформы к этикеткам и все сопутствующие этой теме вопросы.
Штрих-код (другое название – баркод) для Wildberries представляет собой уникальную комбинацию цифр и графики в виде линий, которая позволяет опознать товар. Правилами маркетплейса допускается использование штрих-кодов установленного международного стандарта (при наличии соответствующей регистрации продавцом) или создание своего вариант с помощью функционала личного кабинета поставщика.
Во втором случае предусматривается применение встроенных шаблонов для маркировки на WB. Они имеют вид последовательности белых и черных полос, под которыми размещается уникальный номер из нескольких цифр. Именно его правильнее называть баркодом, хотя термин нередко используется для обозначения всего штрих-кода.
С помощью линейного штрих-кода (или более современного QR-кода) Wildberries и специального считывающего устройства – сканера - удается добиться нескольких важных целей. Первая и главная – выполнение требований отечественного законодательства об обязательной маркировке широкого спектра различных товаров, который регулярно – практически каждый год – пополняется новыми товарными позициями.
Не менее важной функцией штрих-кода, оформленного в соответствии с правилами торговой площадки, выступает решение следующих задач, непосредственно связанных с более эффективным функционированием маркетплейса:
Как было отмечено ранее, ответственность за выполнение требований площадки в части маркировки товаров возлагается на поставщика. Он использует или готовые и зарегистрированные в международной системе стандартов штрих-коды, или, что бывает заметно чаще, создает собственные. Специально для этого в функционал личного кабинета партнера Wildberries встроен генератор. Хотя допускается использование сторонних сервисов с аналогичными функциональными возможностями. Часто для создания и печати используется функционал систем учета 1С, так он позволяет настроить интеграцию с ведущими маркетплейсами страны, включая Wildberries. Порядок создания штрих-кода детально рассматривается в одном из следующих разделов.
Основное назначение штрих-кода – размещение информации о товаре. Она шифруется в чередовании черных линий с белыми и наборе цифр (от 13 до 20). Результатом их сочетания становится уникальная комбинация графической и числовой составляющей. Самым популярным считается европейский формат штрих-кода по стандарту EAN-13. Он предусматривает размещение следующих данных о товаре:
Отдельно упоминания заслуживает возможность использования для маркировки товаров так называемого кода Data Matrix. Он широко применяется для некоторых категорий продукции в рамках выполнения требований законодательства, включая лекарственные препараты, парфюмерию, одежду, табачные изделия и многое другое.
В коде формата Data Matrix зашифрована следующая информация о продукте:
Data Matrix отличается от обычного баркода большим уровнем защиты, в том числе от подделки. Важным дополнительным достоинством становится возможность успешного считывания информации даже по части изображения. Важным нюансом становится внешняя схожесть с быстро набирающими популярность QR-кодами (на скриншоте ниже первым изображен код формата Data Matrix, вторым – QR-код).
В подавляющем большинстве случаев штрих-код наносится на этикетку (другие названия – стикер или просто наклейка), наличие которой является обязательным условием для реализации товара, установленным не правилами торговой платформы, а отечественным законодательством. На ней должна размещаться жестко регламентированная информация о продукте, включая следующие данные и реквизиты:
До недавнего времени этикетки для Wildberries имели два стандартных типоразмера. Первый - 40 на 30 мм – был отменен в сентябре 2022 года. Второй – 58 на 80 мм – остался единственным актуальным в настоящее время. Не разрешается размещение на упаковке нескольких этикеток с различными сведениями о товаре.
Первым и самым популярным способом создания штрих-кода выступает встроенная в личный кабинет продавца функция Генерации баркодов. С ее помощью создается файл Excel, в котором содержится необходимая поставщику информация. Она требует доработки посредством указания числа товаров и заполнения сопутствующих полей.
Порядок выполняемых для этого действий выглядит следующим образом:
Функционал личного кабинета продавца позволяет создать этикетку товара с использованием баркода, процесс получения которого был описан выше. Для решения этой задачи требуется выполнить следующие операции:
В течение прошлого года правила работы маркетплейса серьезно изменились. В том числе – в части маркировки товаров при использовании модели FSB (когда продукция реализуется со склада продавца). В этом случае линейки штрих-коды больше не используются, включая самый популярный из них и неоднократно упомянутый выше EAN-13. Причина таких нововведений – существенные проблемы с качеством печати чередующихся черных и белых линий, высокий риск повреждения стикеров и, как следствие, проблемы со считыванием зашифрованной информации.
В результате всем партнерам, реализующим товары со своих складов и использующих модель FSB, было предписано применять для маркировки исключительно QR-коды. Кроме тех заказов, которые уже находятся на складах Wildberries. Аналогичная возможность использовать для маркировки куар-коды была предоставлена и тем поставщикам, которые пользуются моделью сотрудничества с маркетплейсом FBO, то есть поставляющих товара на склады WB. Данная опция не является обязательной и реализуется на практике по желанию партнера торговой платформы.
Порядок получения QR-кода для маркировки товаров выглядит следующим образом:
Альтернативную возможность создать и распечатать штрих-коды, QR-коды и этикетки для товаров Wildberries предоставляет специализированный сервис для работы с маркетплейсами SelSup. Программа обладает простым и удобным русскоязычным интерфейсом и требует для работы регистрации на официальном сайте. Главным достоинством сервиса выступает автоматизация большей части выполняемых для этого операций и возможность интеграции со всеми популярными в России торговыми платформами. Помимо Wildberries, к таковым относятся Ozon, Яндекс Маркет, Сбер Маркет и другие (список регулярно пополняется).
Важным дополнением становится возможность создавать товарные карточки, генерировать баркоды, автоматически получать штрихкоды и QR-коды с привязкой к конкретному товару. Полное описание программы требует написания отдельной статьи аналогичного объема. Здесь же необходимо отметить, что схожий функционал имеют и другие сервисы. Например, уже упомянутая выше комплексная система учета 1С в различных версиях этого программного продукта.
Печать этикеток для маркировки товаров производится на трех видах принтеров. Первые два – обычный и термопринтер – обходятся дешевле, но сам процесс распечатывание сложнее и сопровождается большими трудозатратами. Третий вид – термотрансферный принтер – считается универсальным, хотя печать на нем стоит несколько дороже. Что полностью компенсируется высоким качеством, оперативностью и долговечностью получаемых на выходе стикеров/наклеек.
Выбор оптимального способа печати зависит от финансовых возможностей и масштабов бизнеса продавца. При грамотном подходе каждый из описанных выше вариантов позволяет добиться достаточно эффективного решения задачи с разумным уровнем сопутствующих финансовых и временных затрат.
Главное требование торговой платформы к маркировке заключается в наклеивании этикетки как на поверхность товара, так и на упаковку. Важно, чтобы тара соответствовала правилам WB, например, ее размер должен не сильно превышать габариты товара и быть в пределах 60 см даже на самой длинной грани коробки. Не нужно клеить стикер в углах или стыках, намного правильнее выбрать для этого самую большую сторону как упаковки, так и товара. Если пользоваться для печати качественным и современным принтером, особых проблем с размещением и надежной фиксацией этикетки не возникает.
Наиболее частыми проблемами при создании и размещении штрих-кодов, QR-кодов и этикеток на товарах для Wildberries, особенно свойственными для начинающих продавцов, выступают такие:
Маркировка – это процесс размещения на товаре информации, открытой или зашифрованной, которая используется для его последующей идентификации и учета, а также информирования потенциальных потребителей о характеристиках и качестве продукта. Маркировка бывает как обязательной (для определенных категорий товаров), так и добровольной (для учета и контроля внутри маркетплейса).
Маркировка по правилам WB предусматривает размещение на упаковке и самом товаре этикетки с обязательным присутствием идентификатора. В качестве последнего – в зависимости от схемы сотрудничества – используется линейный штрих-код или QR-код. Также на этикетке размещаются сведения и реквизиты, предусмотренные требованиями законодательства.
Самый простой и очевидный вариант получения идентификатора предусматривает задействованием встроенного в личный кабинет продавца генератора кодов. Альтернативный и тоже очень популярный способ решения задачи – использовании сторонних сервисов, например, многочисленных систем учета от 1С или специализированной программы SelSup.
Оптимальным способом получения качественной, четкой в плане изображения и долговечной этикетки считается печать на современном термотрансферном принтере и специальной термобумаге. Допускается использование в качестве носителя картона или текстиля.