Маркетплейсы сейчас у всех на слуху, и не только из-за последних скандалов вокруг Wildberries. Сегодня пользоваться подобными торговыми платформами очень удобно. Они представляют выгоду как для покупателей, так и для продавцов, и при всем прочем сами остаются в плюсе. В нашей статье мы подробно ответили на вопрос, что это такое – маркетплейсы, как они работают, в чем заключаются плюсы и минусы продаж таким путем и в чем их отличие от интернет-магазинов. Желаем вам приятного чтения!
Маркетплейс – это торговая онлайн-площадка, которая выступает витриной для тысяч продавцов. В какой-то степени маркетплейс выступает посредником между покупателем и селлером, а также в большинстве случае берет на себя хранение товара на складе и его доставку в пункт выдачи. Маркетплейсы предоставляют возможность продавцам создавать свои магазины, оформлять витрины товара и самостоятельно устанавливать цены. На маркетплейсах можно купить практически что угодно: одежду, посуду, игрушки, еду, бытовую химию и т.д.
Маркетплейсы работают по следующей схеме:
За свою работы маркетплейс, конечно, берет оплату в виде комиссий и сборов за доставку, хранение и сборку товара, сам факт использования платформы и т.д. Стоит отметить, что каждый маркетплейс имеет свою специфику, условия пользования, плюсы и минусы как для покупателей, так и для продавцов.
Маркетплейсы сейчас набирают обороты. Каждый крупный бренд спешит заиметь свою собственную торговую онлайн-площадку, поэтому на сегодняшний день мы имеем довольно обширный список российских маркетплейсов:
Вот несколько международных маркетплейсов, о которых вы наверняка слышали:
Маркетплейс, интернет-магазин и сайт-агрегатор являются различными видами онлайн-платформ, которые используются для продажи товаров и услуг в интернете. Однако, у каждого канала есть своя специфика.
Маркетплейс – это платформа, которая объединяет множество продавцов и покупателей. Селлеры могут создавать свои виртуальные магазины на платформе, размещать свои товары и устанавливать цены. Потребители могут легко и удобно искать и покупать товары на маркетплейсе, а получать в ближайшем к дому ПВЗ. Благодаря отработанной логистической системе товары, как правило, доставляются крайне быстро. Маркетплейсы выступают посредником между селлером и покупателем, а также обеспечивают безопасность, хранение и доставку товаров.
Интернет-магазин – это онлайн-платформа, которая принадлежит одному продавцу и предлагает товары и услуги только этого продавца. Таким образом, интернет-магазин не является платформой для множества продавцов. Это виртуальный канал продажи одного магазина, где покупатели могут приобретать товары не выходя из дома. Владеть интернет-магазином в какой-то степени сложнее, так как хранение, доставка, реклама заказов и продвижение сайта ложатся на плечи предпринимателя. Как правило, официальные сайты своего бренда открывают уже раскрученные предприниматели.
Сайт-агрегатор – это платформа, которая собирает информацию о товарах и услугах с различных сайтов и предоставляет ее на своем сайте или в приложении. Сайт-агрегатор не продает товары или услуги напрямую, он действует в качестве информатора и оперативно собирает выгодные предложения. Популярным примером агрегатора является Aviasales. Вы не можете купить билеты на их сайте, но вы можете с комфортом рассмотреть выгодные предложения, быстро сравнить их между собой и затем купить билет той авиакомпании, который окажется для вас самым подходящим. Агрегатором является и наш сайт, Сравни, где вы можете быстро получить максимум полезной информации о самых выгодных предложениях по кредитам, страховкам, онлайн-курсам.
Таким образом, основное отличие между маркетплейсом, интернет-магазином и сайтом-агрегатором заключается в том, что маркетплейс объединяет множество продавцов на одной платформе, в то время как интернет-магазин предлагает товары только одного продавца, а сайт-агрегатор предоставляет информацию о выгодных товарах и услугах с различных сайтов.
Маркетплейсы зарабатывают на комиссиях, которые они устанавливают за хранение, доставку и возвраты товаров. Эти комиссии могут варьироваться в зависимости от категории товаров, объема продаж и других факторов. На некоторых маркетплейсах продавцы могут оплачивать рекламу и продвижение товара в топах, включение в специальные подборки. Кроме того, некоторые маркетплейсы стали брать плату за регистрацию продавца на их платформе. Так, чтобы сейчас зарегистрировать магазин на Wildberries, вам необходимо сразу же внести 30000 руб. просто за сам факт регистрации.
Рассмотрим примерный заработок продавцом на маркетплейсах, в зависимости от опыта работы:
Градация заработной платы менеджеров маркетплейсов в зависимости от опыта выглядит следующим образом:
Владельцы ПВЗ получают в среднем от 50 до 100 тыс. руб. в месяц, в зависимости от того, как много заказов приходит в тот или иной пункт. Сотрудники ПВЗ, которые работают на выдаче, также в среднем получают от 25 до 50 тыс. руб. Все зависит от количества выданных заказов и региона, в котором они работают.
Рассмотрим основные схемы доставки заказов.
В зависимости от marketplace’а вы можете встретить варианты FBW (для Вайлдбериз), FBY (для сервиса Яндекса). При выборе данной схемы товар хранится на складе маркетплейса и доставляется логистической системой маркетплейса.
Такую схему выбирают те, у кого есть собственные склады, или если объем товара небольшой и хранится у продавца. В таком случае, после поступления заказа покупатель сам проводит его сборку и доставляет его в ближайший ПВЗ, откуда затем товар поедет в конечный пункт выдачи. Некоторые маркетплейсы сотрудничают с Почтой России и другими логистическими компаниями, то есть продавец может принести заказ для отправки не только в ПВЗ.
Хранение и доставка товара ложится на плечи продавца, а маркетплейс будет играть роль витрины.
Маркетплейсы привлекают селлеров следующим:
Для покупателей маркетплейсы выглядят привлекательным благодаря низким ценам, быстрой доставке, гарантии качества и большому ассортименту товаров.
Плюсы маркетплейсов заключаются в следующем:
Минусы маркетплейсов:
В целом, маркетплейсы могут быть полезным инструментом для продавцов и покупателей, но важно учитывать как их плюсы, так и минусы при выборе платформы для продажи или покупки товаров и услуг.
Вот краткая инструкция о том, как начать продажи на маркетплейсах:
Чаще всего новички совершают следующие ошибки:
Нет, на первых этапах надо быть готовым вкладываться: в покупку или производство товара, рекламу, регистрацию магазина на маркетплейсе и т.д.
Да, но для этого вы должны производить товар самостоятельно (например, делать украшения, мыло, свечи, посуду и т.д.) и иметь годовой оборот не больше 2,4 млн. рублей в год.
Начинающий селлер может заработать от 20-30 тыс. руб. в зависимости от объемов продаж на маркетплейсе.