logo
Ещё

Маркетплейсы

Маркетплейсы сейчас у всех на слуху, и не только из-за последних скандалов вокруг Wildberries. Сегодня пользоваться подобными торговыми платформами очень удобно. Они представляют выгоду как для покупателей, так и для продавцов, и при всем прочем сами остаются в плюсе. В нашей статье мы подробно ответили на вопрос, что это такое – маркетплейсы, как они работают, в чем заключаются плюсы и минусы продаж таким путем и в чем их отличие от интернет-магазинов. Желаем вам приятного чтения!

Что такое маркетплейсы

Маркетплейс – это торговая онлайн-площадка, которая выступает витриной для тысяч продавцов. В какой-то степени маркетплейс выступает посредником между покупателем и селлером, а также в большинстве случае берет на себя хранение товара на складе и его доставку в пункт выдачи. Маркетплейсы предоставляют возможность продавцам создавать свои магазины, оформлять витрины товара и самостоятельно устанавливать цены. На маркетплейсах можно купить практически что угодно: одежду, посуду, игрушки, еду, бытовую химию и т.д.

Как работают маркетплейсы

Маркетплейсы работают по следующей схеме:

  1. Привлечение и регистрация селлеров.
  2. Селлеры создают внутри маркетплейса свои магазины, оформляют витрину и карточки товаров. Товар они могут производить самостоятельно или закупать в одном месте подешевле, чтобы затем продать подороже.
  3. Покупать приобретает нужный ему товар. Оплата проходит на сайте маркетплейса.
  4. Товар доставляется в ПВЗ или до двери покупателя, в зависимости от того, что покупатель выбрал. Доставка может осуществляться со склада, куда предварительно был завезен товар от продавца, либо селлер сам приносит товар в ПВЗ для дальнейшей отправки в пункт Б. Это зависит от выбранной системы доставки (FBS или FBO). Так или иначе, за перевозку товаров отвечает логистическая система маркетплейса.
  5. Обработка возвратов. Маркетплейсы, как правило, дают гарантии на товар. Это он прибыл в ПВЗ в ненадлежащем виде, был вскрыт, использован или просто не понравился покупателю, он может от него отказаться. За возвраты маркетплейсы, как правило, списывают определенную сумму с продавца.

За свою работы маркетплейс, конечно, берет оплату в виде комиссий и сборов за доставку, хранение и сборку товара, сам факт использования платформы и т.д. Стоит отметить, что каждый маркетплейс имеет свою специфику, условия пользования, плюсы и минусы как для покупателей, так и для продавцов.

Маркетплейсы России

Маркетплейсы сейчас набирают обороты. Каждый крупный бренд спешит заиметь свою собственную торговую онлайн-площадку, поэтому на сегодняшний день мы имеем довольно обширный список российских маркетплейсов:

  • OZON.
  • Wildberries.
  • Яндекс.Маркет.
  • СберМегаМаркет.
  • Kazan.Express.
  • Lamoda.
  • Натали.

Маркетплейсы мира

Вот несколько международных маркетплейсов, о которых вы наверняка слышали:

  • eBay.
  • Aliexpress.
  • Alibaba.
  • Amazon.
  • Joom.
  • Taobao.
  • Walmart.

Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина или сайта-агрегатора

Маркетплейс, интернет-магазин и сайт-агрегатор являются различными видами онлайн-платформ, которые используются для продажи товаров и услуг в интернете. Однако, у каждого канала есть своя специфика.

Маркетплейс – это платформа, которая объединяет множество продавцов и покупателей. Селлеры могут создавать свои виртуальные магазины на платформе, размещать свои товары и устанавливать цены. Потребители могут легко и удобно искать и покупать товары на маркетплейсе, а получать в ближайшем к дому ПВЗ. Благодаря отработанной логистической системе товары, как правило, доставляются крайне быстро. Маркетплейсы выступают посредником между селлером и покупателем, а также обеспечивают безопасность, хранение и доставку товаров.

Интернет-магазин – это онлайн-платформа, которая принадлежит одному продавцу и предлагает товары и услуги только этого продавца. Таким образом, интернет-магазин не является платформой для множества продавцов. Это виртуальный канал продажи одного магазина, где покупатели могут приобретать товары не выходя из дома. Владеть интернет-магазином в какой-то степени сложнее, так как хранение, доставка, реклама заказов и продвижение сайта ложатся на плечи предпринимателя. Как правило, официальные сайты своего бренда открывают уже раскрученные предприниматели.

Сайт-агрегатор – это платформа, которая собирает информацию о товарах и услугах с различных сайтов и предоставляет ее на своем сайте или в приложении. Сайт-агрегатор не продает товары или услуги напрямую, он действует в качестве информатора и оперативно собирает выгодные предложения. Популярным примером агрегатора является Aviasales. Вы не можете купить билеты на их сайте, но вы можете с комфортом рассмотреть выгодные предложения, быстро сравнить их между собой и затем купить билет той авиакомпании, который окажется для вас самым подходящим. Агрегатором является и наш сайт, Сравни, где вы можете быстро получить максимум полезной информации о самых выгодных предложениях по кредитам, страховкам, онлайн-курсам.

Таким образом, основное отличие между маркетплейсом, интернет-магазином и сайтом-агрегатором заключается в том, что маркетплейс объединяет множество продавцов на одной платформе, в то время как интернет-магазин предлагает товары только одного продавца, а сайт-агрегатор предоставляет информацию о выгодных товарах и услугах с различных сайтов.


На чем зарабатывают маркетплейсы

Маркетплейсы зарабатывают на комиссиях, которые они устанавливают за хранение, доставку и возвраты товаров. Эти комиссии могут варьироваться в зависимости от категории товаров, объема продаж и других факторов. На некоторых маркетплейсах продавцы могут оплачивать рекламу и продвижение товара в топах, включение в специальные подборки. Кроме того, некоторые маркетплейсы стали брать плату за регистрацию продавца на их платформе. Так, чтобы сейчас зарегистрировать магазин на Wildberries, вам необходимо сразу же внести 30000 руб. просто за сам факт регистрации.

Как и сколько можно заработать на маркетплейсах

Рассмотрим примерный заработок продавцом на маркетплейсах, в зависимости от опыта работы:

  • Новички: от 30 до 100 тыс. руб.
  • Продавцы с опытом работы от 1 года: от 80 до 300 тыс. руб. в месяц.
  • Опытные продавцы: от 250 тыс. руб. и выше.

Градация заработной платы менеджеров маркетплейсов в зависимости от опыта выглядит следующим образом:

  • Начинающий: от 15 до 45 тыс. руб.
  • Продолжающий: от 40 тыс. руб. до 70 тыс. руб.
  • Опытный: от 70 тыс. руб. и выше.

Владельцы ПВЗ получают в среднем от 50 до 100 тыс. руб. в месяц, в зависимости от того, как много заказов приходит в тот или иной пункт. Сотрудники ПВЗ, которые работают на выдаче, также в среднем получают от 25 до 50 тыс. руб. Все зависит от количества выданных заказов и региона, в котором они работают.

Доставка и схемы работы маркетплейсов

Рассмотрим основные схемы доставки заказов.

FBO, Fulfillment by operator

В зависимости от marketplace’а вы можете встретить варианты FBW (для Вайлдбериз), FBY (для сервиса Яндекса). При выборе данной схемы товар хранится на складе маркетплейса и доставляется логистической системой маркетплейса.


FBS, Fulfillment by seller

Такую схему выбирают те, у кого есть собственные склады, или если объем товара небольшой и хранится у продавца. В таком случае, после поступления заказа покупатель сам проводит его сборку и доставляет его в ближайший ПВЗ, откуда затем товар поедет в конечный пункт выдачи. Некоторые маркетплейсы сотрудничают с Почтой России и другими логистическими компаниями, то есть продавец может принести заказ для отправки не только в ПВЗ.


DBS, Delivery by seller

Хранение и доставка товара ложится на плечи продавца, а маркетплейс будет играть роль витрины.

Как и чем маркетплейсы привлекают клиентов

Маркетплейсы привлекают селлеров следующим:

  • Нет необходимости создавать свой интернет-магазин или приложение. Разработка сайта может обойтись дороже, чем выход на торговую онлайн-площадку.
  • Решение проблем с доставкой и хранением товара. Маркетплейс доставит товар заказчика за считанные дни благодаря отлаженной системе и большому количеству сотрудников.
  • Минимум вложений в рекламу. Селлер может прибегать к бесплатным инструментам продвижения, работать над качеством карточек, но ему не придется оплачивать дорогостоящий таргет. При желании он может заказывать продвижение у самого маркетплейса, но его стоимость не сравнится с полноценными рекламными кампаниями у интернет-маркетологов.

Для покупателей маркетплейсы выглядят привлекательным благодаря низким ценам, быстрой доставке, гарантии качества и большому ассортименту товаров.

Плюсы и минусы маркетплейсов

Плюсы маркетплейсов заключаются в следующем:

  • Быстрый выход на широкую аудиторию. Маркетплейсы очень раскручены, поэтому зарегистрировавшись в одной из них селлер получает возможность
  • Быстрая доставка товаров. Продавец, как правило, не переживает за доставку, покупатель получит товар быстро и в целости и сохранности, а маркетплейс получит с этого процент. Все счастливы!
  • Удобный сайт и приложение. Над популярными маркетплейсами работает большая команда разработчиков, которая обеспечивает удобную работу сервисов как для покупателей, так и для продавцов.
  • Большой ассортимент товаров. Данный плюс актуален для покупателей, так как у них будет возможность сравнивать и покупать наиболее подходящий товар среди множества.
  • Защита прав потребителей. Маркетплейсы стараются соблюдать закон и вставать на сторону покупателей, поэтому люди доверяют торговым онлайн-площадкам и предпочитают заказывать товары в них.

Минусы маркетплейсов:

  • Большие комиссии и штрафы. Комиссия за доставку может доходить до 50%, в зависимости от размера, веса и категории товаров. Также очень легко напороться на штрафы, даже за небольшие ошибки. Внимательно изучайте требования маркетплейса перед тем, как начать продавать.
  • Воровство. К сожалению, продавцы очень часто жалуются на то, что товары со складов маркетплейсов нередко пропадают в никуда, а заниматься этой проблемой не спешат.
  • Ограниченный контроль над продажами. С одной стороны, кажется, что цену на товар устанавливает продавец, но это не всегда так. Иногда продавец обязан участвовать в распродажах и снижать цену, даже если он не хочет В противном случае, маркетплейс может поднять комиссию на продажи.
  • Высокая конкуренция. Из-за этого важно быть очень внимательным при выборе ниши, ответственно подходить к оформлению карточек и иметь все необходимые документы, если они требуются.

В целом, маркетплейсы могут быть полезным инструментом для продавцов и покупателей, но важно учитывать как их плюсы, так и минусы при выборе платформы для продажи или покупки товаров и услуг.

Как выйти на маркетплейсы

Вот краткая инструкция о том, как начать продажи на маркетплейсах:

  1. Выбор ниши и бизнес-план. Это максимально важный пункт, который многие пропускают. Сейчас на маркетплейсах сумасшедшая конкуренция, и чтобы заработать, надо выделяться среди других. Хорошо подумайте над тем, что вы хотите продавать, в каких объемах и каких целей вы планируете достичь.
  2. Подбор маркетплейса. В России есть несколько ведущих маркетплейсов. Мы рекомендуем рассмотреть условия каждого, взвесить все плюсы и минусы и обратит особое внимание на штрафы и гарантии со стороны торговой онлайн-площадки.
  3. Регистрация бизнеса. Внимательно ознакомьтесь с законодательством и зарегистрируйте бизнес: ИП или ООО. Вы также можете зарегистрироваться в качестве самозанятого, если вы подходите по критериям.
  4. Закупка или производство товара. Важно найти подходящего и надежного поставщика.
  5. Создание магазина и оформление витрины. В начала вы можете делать это самостоятельно, предварительно пройдя бесплатные курсы для менеджеров маркетплейсов, а со временем нанять на это место профессионала.

Ошибки новичков

Чаще всего новички совершают следующие ошибки:

  • Плохо знакомы с законодательством. Это может привести к большим штрафам или блокировке магазина.
  • Не знают, что хотят продавать. Перед тем, как регистрировать магазин, нужно очень хорошо продумать, что и как вы будете продавать.
  • Думают, что можно начать продажи без вложений. Это миф. Вы должны быть готовы вкладываться, особенно на первом этапе.
  • Надеются обойтись без рекламы и доп. сотрудников. На первом этапе вы вполне можете взять эти обязанности на себя, но с ростом продаж для вашего комфорта и удобства лучше нанять профессионалов в своем деле.

FAQ

Можно ли начать продавать на маркетплейсах без вложений?

Нет, на первых этапах надо быть готовым вкладываться: в покупку или производство товара, рекламу, регистрацию магазина на маркетплейсе и т.д.

Можно ли продавать на маркетплейсах, будучи самозанятым?

Да, но для этого вы должны производить товар самостоятельно (например, делать украшения, мыло, свечи, посуду и т.д.) и иметь годовой оборот не больше 2,4 млн. рублей в год.

Сколько я заработаю в первый месяц работы на маркетплейсе?

Начинающий селлер может заработать от 20-30 тыс. руб. в зависимости от объемов продаж на маркетплейсе.

Вывод

  • Если вы хотите начать зарабатывать на маркетплейсе, то вы должны быть готовы к финансовым вложениям.
  • Перед тем, как зарегистрироваться в качестве селлера на маркетплейсе, подробно ознакомьтесь с политикой площадки, а также законодательством.
  • Соблюдайте законодательство и имейте при себе все необходимые документы на товар, который вы продаете.