«Что продавать на Вайлдберриз?» – вопрос, точного ответа на который вам не даст никто. Самые популярные товары на Wildberries – категория, которая меняется из месяца в месяц, а в межсезонье – из недели в неделю. Мы бы могли составить список «популярных товаров для WB», но это список устареет быстрее, чем вы найдете поставщика – поэтому вместо списка мы ниже объясним: как узнать, что лучше всего продается прямо сейчас; как посчитать маржу; на какие ниши смотреть в первую очередь (в том числе новичкам); что нельзя продавать.
Если вы еще только присматриваетесь к площадкам и выбираете между WB, Яндекс.Маркетом и Озоном, то вот вам простой аргумент:
Практически в половине случаев люди идут купить на Валберис какой-либо товар, если хотят закрыть свой запрос. Естественно, с большим потоком трафика возникает и высокая конкуренция, но здесь все в порядке: есть ниши, в которые новичкам и небольшим предпринимателям заходить точно не стоит (вроде ниш, в которых продает сам Wildberries), но в остальных нишах преимущественно торгуют ИП и маленькие ООО, то есть вы вполне сможете составить им конкуренцию.
Что касается основных плюсов WB, то это:
Из минусов можно отметить штрафы и проблемную техподдержку, но эти проблемы есть у всех маркетплейсов.
Для начала объясним, почему простой список популярных товаров не сработает. WB партнеры при регистрации получают доступ к личному кабинету, в котором есть аналитика, в том числе – и популярные поисковые запросы. Посмотрим, что есть в этом списке сейчас:
Первые 4 позиции выглядят довольно классическими, как и последние 3 – они из популярных ниш одежды. Пенал и рюкзак – тоже логичные запросы, потому что родители готовят детей к школе. А вот «113475852» с 422 000 запросов – это что вообще? Попробуем ввести этот запрос на сайте маркетплейса:
Сразу попадаем на товар, который все в последнее время так усиленно ищут – лезвия «Рапира». Как он попал в ТОП? Видимо, кто-то провел успешную рекламную кампанию. Получил ли владелец бизнеса с этого товара прибыль? Несомненно. Стоит ли заходить в эту нишу, раз запрос лезвий в ТОПе? Определенно нет – здесь явно сработал уникальный кейс, деталей которого вы не знаете.
Из этого ТОП-10 запросов и вылазят проблемы, по которым «списки лучших товаров для Wildberries» не работают:
Если вы хотите найти товар для продажи – вам нужно искать его самостоятельно, с оглядкой на свою компетенцию и бюджет. Первое, с чего вам нужно начать – это аналитика и статистика.
Начать нужно с базы – определения аудитории площадки:
Если планируете продавать «мужские» товары, то есть хорошая новость – частично перекос по полу компенсируется семейностью, то есть жены нередко покупают мужьям подарки из популярных категорий на WB.
Теперь – общие тренды маркетплейсов на 2023 год:
Теперь – о том, где брать статистику. Есть множество сервисов, собирающих статистику по Wildberries – эти сервисы «ходят» по маркетплейсу и скликиванием (добавлением в корзину) товаров смотрят на остатки-цены, за счет чего эту статистику и получают. Эти сервисы – вещь удобная, но на начальном этапе поиска товара они вам не понадобятся – если вы научитесь пользоваться стандартными сервисами в кабинете продавца для того, чтобы выбрать нишу/товар, то освоение платных внешних сервисов не будет для вас проблемой.
WB, как и любой крупный маркетплейс, предоставляет партнерам доступ ко внутренней статистике платформы – вам нужно зайти в личный кабинет и перейти в раздел «Аналитика». Здесь вас интересуют 2 раздела:
В разделе «что продавать» есть параметр «оборачиваемость» – он указывает, на сколько дней товара осталось на складах WB. Высчитывается так: WB берет все имеющиеся в базе товары данного типа (причем неважно, склады маркетплейса или собственный склад продавца учитывается) и делит на количество товара, продающееся в день. Получается количество дней, на которое товара хватит на складе, если его будут покупать с такой же интенсивностью. Естественно, это показатель – примерный, потому что интерес рынка к товару может измениться, да и от ниши многое зависит. Но в целом на этот показатель обязательно стоит обращать внимание – если популярный товар вдруг начал уходить в дефицит, и у вас есть возможность быстро войти в нишу, вы можете неплохо заработать.
Последний момент перед тем, как мы перейдем непосредственно к поиску товара – заведите себе таблицу в Excel или Google Docs и записывайте в нее всю информацию, которую найдете. Информации будет много, запомнить все вы точно не сможете.
Есть 5 основных источников идей:
Тут все относительно просто – заходите на сайт WB, открываете меню, получаете список категорий и подкатегорий.
Если глаз за что-то зацепился – открываете категорию и просматриваете список товарных карточек.
Если примерно представляете желаемую ЦА – можете выставить цены и другие параметры в фильтрах.
Тем, кто уже умеет выгодно продавать что-либо на Вайлдбериз, этот метод особо полезен не будет, а вот новичкам крайне рекомендуется зайти на сайт и посмотреть на ТОПы выдачи в разных категориях – для того, чтобы стать успешным владельцем бизнеса, нужно постоянно улучшать свою «насмотренность», то есть просто смотреть, кто-что-как продает. Кроме того, такой визуальный поиск может помочь вам выбрать категорию, в которую вы зайдете – лучше выбирать то, в чем у вас есть экспертиза.
Ваша голова – отличный источник идей, даже если вы в это не верите. Вы в любом случае пользуетесь какими-то вещами, что-то покупаете и общаетесь с людьми, которые что-то покупают – то есть у вас есть определенная экспертиза в покупках, осталось только конвертировать ее в экспертизу в продажах. Подумайте: что вы покупаете, какие вещи считаете хорошими и почему, что вам хвалило ваше окружение. Поищите схожие товары на WB, почитайте отзывы покупателей, поверхностно проанализируйте нишу. Плюс такого наброса идей – в его бессистемности, то есть вам в голову может прийти вообще что угодно, и это что-то внесет разнообразие в ваш список потенциальных товаров.
Люди редко ищут идеи для покупок на Вайлдберриз – сначала они находят идею где-то вне площадки, а потом идут искать товар на площадку. Поэтому есть смысл следить, например, за кулинарными блогерами – если крупный блогер просто так или в рамках рекламной интеграции покажет какое-нибудь новое устройство для нарезки овощей, спрос на это устройство однозначно увеличится.
Продолжение предыдущей мысли – тренды. Тренды есть во всем, но наиболее ощутимы они в одежде. Если следите за миром моды – вы сможете прогнозировать, что будет интересно рынку в недалеком будущем, а это знание напрямую конвертируется в прибыль.
Есть 2 раздела аналитики, которые помогут вам выбрать товар. Первый – это «Что продавать на Wildberries?». Переключаетесь на «Дефицит товара», смотрите.
Обязательно смотрите на «Оборачиваемость», это – количество дней, на которое хватает текущих запасов этого товара на ВБ.
Второй раздел – «Аналитика». Открываете, смотрите ТОП запросов за выбранный промежуток, ищете идеи. Можно вбить в поиск конкретное название, и сайт покажет, как у этого названия дела с запросами на WB.
Здесь есть проблема: нельзя просто взять данные из аналитики и сделать на их основе выводы, поскольку ни дефицит товара, ни ТОП запросов не дают вам информации по поводу конкуренции. Например, по дефицитному «комплектующие к гидравлическим дисковым тормозам» можно найти 61 позицию на сайте.
Учитывая, что каждая позиция – это какая-то конкретная вещь для конкретного велосипеда от конкретной марки, а вещей, велосипедов и марок – много, то мы приходим к выводу, что 61 позиция – это крайне мало, то есть мы не можем понять реальный объем рынка. Отзывов, кстати, тоже практически нет – понять популярность товаров в нише будет сложно. Запросов за месяц – тоже не особо много.
Кроме того, по запросам нельзя понять, чего хотят покупатели – конкретно новые дисковые тормоза или комплектующие к ним, ответ на этот вопрос может «срезать» 90% запросов как нецелевые для ниши.
Все это мы привели для того, чтобы вы понимали: каждый товар нужно рассматривать под микроскопом, нельзя просто взять дефицитный или популярный товар и начать продавать его – может случиться так, что вас на старте задушат конкуренты или товар окажется никому не нужным.
В итоге вы должны получить список товаров, которые вас заинтересовали. Каждый товар нужно проверить непосредственно на площадке – посмотрите, сколько таких же или похожих товаров продают, какие на них цены. В разделе «Аналитика» посмотрите, нет ли избытка товара, кроме того – посмотрите, сколько запросов в месяц внутри площадки делают по товару. Всю эту информацию нужно занести в таблицу – таблицы существенно упростят вам жизнь, когда будете рассчитывать маржу.
Найти товары – это только часть работы, вам еще нужно посчитать эффективную выгоду от их потенциальной продажи. В процессе расчета маржи продавец ищет поставщика, выбирает склад и способ хранения, учитывает комиссию маркетплейса, просчитывает юнит-экономику. С последней можно и начать.
Юнит-экономика – это метод, с помощью которого можно рассчитать прибыль с одного юнита (продажи или клиента). Вся юнит экономика построена на простых формулах и параметрах:
Вам нужно создать такую модель бизнеса, при которой CM будет положительным, тогда ваш бизнес будет приносить доход.
Юнит-экономику вы будете постепенно просчитывать, получая новые данные о товарах – для этого дела лучше завести отдельную табличку, в которую вы будете заглядывать, когда в этом будет смысл (мы уже говорили, что у вас будет много таблиц?). А вот чем вам нужно заняться сразу после сбора идей – вам нужно начать просчитывать цены для каждого товара, который вы выбрали. Формула цены:
Цена = себестоимость + логистика + комиссия + скидка + упаковка + возврат + реклама + налоги + наценка.
Рассмотрим каждый фактор более подробно:
2 фактора, которыми вы будете чаще всего регулировать цену – себестоимость и наценка. В большинстве случаев себестоимость зависит от поставщика – если свяжетесь с крупным поставщиком, шансы снизить себестоимость будут выше, но планируйте поставки так, чтобы стоимость поставки до склада не съела прибыль. Наценка – это буквально ваша будущая чистая прибыль, чем больше наценки – тем больше прибыли. Многие аналитики сходятся на том, что наценка должна быть как минимум равна себестоимости, чтобы сделать продажи на Wildberries прибыльными.
Что касается поставок – поиску поставщиков стоит уделить как можно больше времени, потому что от этого зависит ваш успех. Можно искать поставщиков на крупных рынках (вроде Алиэкспресса), можно искать локальных поставщиков. Находите, запрашивайте цены, сравнивайте. Все заносите в таблицу.
Что в итоге? В итоге вы должны получить таблицу, в которой для каждого товара указаны все вышеперечисленные параметры, а в отдельные столбцы вынесена цена и наценка. Затем пройдитесь по каждому товару еще раз, для каждого посмотрите цены у конкурентов и частоту скидок. «Покрутите» наценку вверх-вниз, чтобы понять, сможете ли вы конкурировать за счет цены и оставаться при этом в плюсе. Если да – значит, вы нашли хороший товар для продажи, модно действовать.
Приведем 10 ниш, которые стали самыми популярными по итогам 2022 года. Поскольку тренды на WB – вещь неповоротливая, эти ниши сохраняют лидирующие позиции и в 2023 году:
Лекарства, никотиносодержащую продукцию, предметы антиквариата, растения, все скоропортящееся, животных, наркотики, оружие, взрывоопасные/радиоактивные вещи, кислоты.
Самый оптимальный вариант – ИП, потому что вести документацию по ООО сложнее, а больших преимуществ вы не получите. Самозанятость рассматривать вообще не стоит – самозанятые на Wildberries имеют право продавать только то, что сами произвели.
Вы никогда не найдете «железного» прибыльного списка товаров, которые можно продавать на Wildberries – интерес рынка постоянно меняется под влиянием сезонов и трендов. Для того, чтобы найти прибыльные товары, вам нужно провести исследование, которое включает в себя:
Торговля на Wildberries – не самый простой бизнес, но ваши доходы ограничены только вашим умением считать деньги и искать информацию.