Конкуренты – это такие же селлеры, как и вы, поэтому если вы проанализируете конкурентов – вы позаимствуете их опыт и текущую стратегию, после чего сможете: а) разработать свою стратегию продаж; б) взять у конкурентов хорошие идеи; в) увидеть, что у конкурентов не сработало, чтобы не повторять их ошибки.
Анализ конкурентов и ниш на маркетплейсах нужно проводить регулярно, потому что тренды меняются – то, что работает сегодня, может перестать работать через неделю или месяц. И с этой проблемой сталкиваются все селлеры на рынке, поэтому кто-то уже начал пробовать ее решать – если вы проведете анализ конкурентов в нише, вы опять же позаимствуете их опыт и будете более подготовленным к изменениям на рынке.
Особенно важен анализ конкурентов и ниш для новичков – тех, кто только планирует или запускает свой бизнес на маркетплейсе. Здесь анализ конкурентов можно сравнить с учебником – вы за разумную плату получите опыт, который позволит избежать ошибок и быстрее прийти к успешному плану продаж. Это важно и психологически: чем быстрее начинающий селлер начнет выходить в плюс, тем быстрее он уверится в себе и тем больше у него шансов закрепиться в этой сфере.
Отдельно нужно упомянуть явление, которое без анализа конкурентов и ниш отследить практически невозможно – сезонность. Сезонные товары – это товары, которые интересуют покупателей только в определенное время года. Зимой – санки, летом – шорты, перед Пасхой – куличи. Для того, чтобы проанализировать сезонный спрос и подсчитать потенциальную выручку и количество товара, которое нужно закупить, вам нужно получить данные по продажам у конкурентов в нише за последние пару лет, если у вас нет своей статистики. Эти данные как раз и предоставляют сервисы для анализа конкурентов и ниши.
Самостоятельно
Практически никак. Основная проблема – для того, чтобы проанализировать конкурентов, вам нужно знать их метрики за определенный период, а этих данных ни один маркетплейс вам не даст. Самостоятельно вы их взять тоже не можете – нужно взламывать личные кабинеты других селлеров, а это и практически невозможно, и попадает под уголовную статью. Единственное, что вы можете сделать самостоятельно – это получить общие скудные данные по нише от маркетплейса и вручную поискать конкурентов в нише через поиск маркеплейса.
С помощью сервисов
Сервисы работают следующим образом: у них есть специальные боты, которые ежедневно проходятся по всем карточкам товаров на маркетплейсе и берут доступную информацию: товар, его фото, описание, сколько стоит, сколько есть на складе и так далее. Затем алгоритмы эту информацию фильтруют, сортируют и делают производные: если вчера у продавца было 500 единиц товара, а сегодня осталось 491, значит 9 штук купили за день – можно посчитать и спрос, и заработок. Затем всю эту информацию сервис по запросу передает пользователю.
Чтобы провести конкурентный анализ, вам нужно:
Часто сервисы для анализа конкурентов сами умеют делать выводы: показывают вам перспективность ниши, ожидаемую прибыль и так далее. Здесь работает правило «Доверяй, но проверяй»: сервисы анализа ниш и конкурентов – это инструменты, а не генераторы готовых решений для бизнеса.
Смотреть, какие из них чаще продаются. Здесь вопрос в другом: нужно ли вам искать именно товары с самым большим спросом? Простая математика: есть товар А, который приносит вам 5 рублей за продажу, и есть товар Б, который приносит вам 1 000 рублей за продажу. Допустим, за месяц вы продаете 100 товаров А и 1 товар Б. Наибольшим спросом пользуется товар А, но от продажи товара Б вы за месяц получаете в 2 раза больше прибыли. Так стоит ли фокусироваться на товаре с самым большим спросом?
В этом и кроется основная проблема ведения бизнеса: нет какого-то волшебного параметра, который сделает вас богатым. Да, иногда вашим самым прибыльным товаром будет самый ходовой. Но иногда самый ходовой товар будет с трудом выходить в ноль, но он будет делать вам статистику продаж и приносить хорошие отзывы на аккаунт, поэтому вы будете держать его, несмотря на издержки. Вам нужно анализировать свои товары (и товары конкурентов) комплексно, поэтому не ждите, что аналитика ниш и конкурентов станет панацеей от всех бед бизнеса.
Основные виды:
3 основных фактора при выборе:
То есть сначала вам нужно определиться со своими запросами, а потом уже выбирать сервис – может случиться так, что сервис с детальным разбором конкурентов (без дополнительных микросервисов) может оказаться более нужным, чем сервис с поверхностным анализом конкурентов, ниш, SEO и всего остального.
Сервис | Сколько платить в месяц | Маркетплейсы | Пробный период |
MoneyPlace | Gold: 15 390 рублей. Premium: 21 990 рублей. Старт на маркетплейсах: 41 490 рублей. Ведение на маркетплейсах: 46 490 рублей. Professional: 98 890 рублей | Озон, Яндекс.Маркет, Wildberries, AliExpress, СберМегаМаркет, Lamoda, KazanExpress | До 1 недели |
SalesFinder | Start: 3 000 рублей. Business: 7 000 рублей. Pro: 15 000 рублей | Озон, Wildberries | Нет |
SellerFox | Стандарт: 6 499 рублей. Корпоративный: 9 890 рублей | Озон, Яндекс.Маркет, Wildberries, AliExpress, СберМегаМаркет, KazanExpress | 1 день |
Market Papa | Базовый: 16 173 рубля (за 3 месяца). Расширенный: 9 990 рублей. ТОПовый: 19 990 рублей. Максимальный: 39 990 рублей | Wildberries | 1 неделя |
MPStats | Базовый: 4 800 рублей. Расширенный: 20 000 рублей. Профессиональный: 30 000 рублей. Корпоративный: 80 000 рублей | Озон, Яндекс.Маркет, Wildberries | 1 день |
LikeStats | Сервис аналитики маркетплейсов: 11 990 рублей (внутренняя + внешняя). Только внутренняя аналитика: 7 490 рублей. Только внешняя аналитика: 7 490 рублей | Wildberries | 1 день |
JVO | Старт: 22 900 рублей. Бизнес: 54 000 рублей | Wildberries | 1 месяц (по промокоду от Сравни) |
SellerExpert | Start: 6 320 рублей. Pro: 13 520 рублей. Business: 21 520 рублей | Озон, Wildberries | 1 месяц |
Анализ конкурентов и ниш доступен на любом тарифе, хотя на Gold есть ограничение – данные доступны за последние 14 дней. На Premium данные выдают за последние 90 дней, но за отдельную доплату диапазон можно расширить.
Многофункциональный сервис, предоставляет доступ как к стандартным инструментам, вроде анализа ниш, так и к продвинутым – можно проанализировать тот или иной товар/нишу с помощью нейросети, которая оценит прибыльность. На самом дешевом тарифе SEO-анализ доступен только по конкурентам, свои позиции вы на предмет поисковой оптимизации анализировать не можете.
При покупке услуг на 3+ месяца можно оформить рассрочку.
На стартовом тарифе из маркетплейсов доступен только WB, если хотите аналитику по Ozon – нужно покупать тариф Business. На Start данные доступны за последние 30 дней, на Business – за последние 60 дней.
Сервис полностью заточен под анализ ниш и конкурентов, следовательно, в нем есть все необходимое: все виды аналитики, продвинутый рейтинг, мониторинг позиций, контроль изменений. SEO-анализа, увы, нет.
При покупке услуг на 6 и 12 месяцев дают скидку.
Тарифы различаются только количеством пользователей, которых можно подключить к личному кабинету, весь функционал доступен на любом тарифе.
Сервис «заточен» под аналитику, поэтому функционал – соответствующий: можно собирать данные по нишам, брендам, конкурентам, сезонам и так далее. Данные доступны за последний год, но делать выборку можно только за 30 дней. Есть «аналитика для ленивых» – можно собрать готовый отчет по товарам/брендам/ценам/продавцам.
Аналитика доступна на любом тарифе, разница – в предоставлении данных: на базовом – за последние 30 дней, на расширенном – за последние 90 дней, на ТОПовом – за последний год, на максимальном – с 2020 года.
Сервис в первую очередь разработан для управления рекламой, но рекламой без внешней аналитики управлять сложно, поэтому все основные отчеты (в том числе по нишам/конкурентам) здесь тоже есть. В дополнение к аналитике и рекламе вы получаете SEO-анализ конкурентов. Ни на одном тарифе нет ограничения по количеству запросов.
На базовом тарифе есть только анализ конкурентов за последние 7 дней, если хотите получить полный анализ конкурентов и ниш – нужен тариф «Расширенный».
Многофункциональный сервис – внутренняя и внешняя аналитика, SEO, data science, студия для управления магазинами. Инструментов внешней аналитики много: ниши, товары, тренды, сезонность, цены, продавцы, бренды, ТОПы и так далее. Можно получить бесплатный доступ ко всему функционалу на 1 день.
Для анализа ниш/конкурентов будет достаточно тарифа «Полная внешняя аналитика».
Функционал сервиса удобно разбит по тарифам: вы можете получить только внутреннюю аналитику, только внешнюю аналитику или и то, и то. Во внешнюю аналитику входят детальные анализы по продавцу/артикулу/нише/бренду/категории и SEO-анализ карточек конкурентов.
Получать подсказки по нишам можно на любом тарифе.
Необычных сервис: он показывает вам не статистику и проблемы, из нее вытекающие, а сразу решение этих проблем. Работает так: вы подключаете личный кабинет, даете ИИ доступ к своим данным, после чего ИИ на основе данных о вашем магазине и о ваших конкурентах создает вам задания – простые вещи, которые нужно сделать для улучшения качества своего бизнеса. Делаете задания – растут продажи.
За 3 900 рублей можно на месяц купить самый дорогой тариф на пробу, при этом пару дней вы еще и получите бесплатно в подарок.
Сервис для аналитики и SEO-оптимизации. Есть категорийный анализ, анализ ниш и конкурентов, сигналы, мониторинг, поисковая/контентная оптимизации. Основная разница между тарифами – в лимитах, при этом малому бизнесу лимитов хватит даже на стартовом тарифе: 100 СЕО-оптимизаций, 10 000 ключевых слов на трекинг, 30 000 запросов по аналитике.