logo
Ещё

Что будет с рынком лизинга в 2024 году

По официальным данным крупнейшего экспертного агентства «Эксперт-РА» 2023 год стал показательным для лизинговых компаний. Рынок лизинга показал рекордные темпы роста. За 9 месяцев он увеличился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении его величина составила 2,49 млрд руб. Этому поспособствовало несколько факторов: рост цен, постепенная адаптация российской экономики к современным реалиям, реализация отложенного спроса.

Как функционировал рынок лизинга в 2023 году, что в нем изменилось, что ждет рынок лизинга в 2024 году, мнения экспертов – мы постарались обобщить всю имеющуюся на сегодняшний день информацию.

Обзор рынка лизинга в 2023 году

Обзор рынка лизинга за 2023 год показывает тотальный рост нового бизнеса по большинству категорий предметов лизинга в сравнении с 2022 годом, когда он составлял всего 13% относительно 2021 года. За 9 месяцев 2023 года рост нового бизнеса составил 95%, т. е. рынок постепенно стал выходить на позиции докризисного уровня.

По мнению экспертов такие существенные темпы роста обусловлены как подорожанием техники, так и ростом спроса на лизинг. Так количество лизинговых договоров по состоянию на 1 октября 2023 года составило 345 тыс., что почти в полтора раза больше, чем на 1 октября 2022 года.

По мнению главы группы Газпромбанк Лизинга Максима Калинкина «Лизинг сегодня переживает новый трансформационный период из-за развития различных производств. Это хороший шанс для восстановления экономики страны, ее независимости от внешних факторов».

Самое быстрое развитие получили сегменты грузового транспорта, спецтехники, логистического оборудования, а также сегменты легкового транспорта.

Что было характерно для лизинга 2023 года:

  • Лизинговый бизнес показал более высокие темпы роста, чем российская экономика, доля лизинга в ВВП в III квартале 2023 года составила 3,1%.
  • Объем нового бизнеса показал почти двукратный рост и достиг отметки в 2,5 трлн рублей. По итогам 2023 года ожидается рост до 3,4 трлн рублей.
  • Совокупный лизинговый портфель вырос на за 9 месяцев на 31% аналогичному периоду прошлого года.
  • За 9 месяцев чистые инвестиции в лизинг (ЧИЛ) составили 4,08 трлн рублей. Это на 46% больше, чем за 3 квартала 2023 года.
  • Качество лизинговых активов высокое, в среднем доля чистых инвестиций в лизинг с просроченной задолженностью 90 дней менее 1%.
  • Средняя сумма лизинговой сделки составили в 2023 году 12,4 млн рублей.
  • Основная доля лизингового бизнеса (77%) приходится на 10 крупнейших лизинговых компаний. Если сравнивать с докризисным 2021 годом, рост составил 12%. Это объясняется тем, что с рынка ушли иностранные игроки и стали активно набирать силу отечественные компании.
  • Больше половины лизинговых компаний являются дочерними структурами кредитных организаций. Из 10 крупнейших игроков шесть являются банковскими «дочками». Это объясняется тем, что банки имеют широкий доступ к привлеченным ресурсам и могут предлагать лизингополучателям более выгодные условия по сделкам. В целом по итогам 9 месяцев 2023-го на долю кредитных организаций приходится 62% совокупного объема нового бизнеса. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост их доля выросла на 7%.

Сегменты розничного лизинга в 2023 году

В целом розничный рынок показал устойчивый рост.

Что характерно для сегментов розничного лизинга в 2023 году:

  • Лидерами роста стали такие сегменты розничного рынка, как автотранспорт (в первую очередь, грузовой транспорт), спецтехника и логистическое оборудование.
  • На фоне экспансии китайских производителей, а также предпринимаемых государством мер по поддержке отечественного автопрома и увеличения проникновения лизинга в автопродажи, в легковом транспорте также наблюдается существенный рост (+ 76%). За девять месяцев 2023-го продажи новых легковых автомобилей выросли на 51%. Причем почти половину от продаж (46%) составляют китайские модели.
  • Произошло увеличение объема нового бизнеса со строительной техникой (+79%), что во многом обусловлено масштабными инфраструктурными проектами, а также продлением программы льготной ипотеки, которая способствует увеличению жилищного строительства.
  • Новой точкой роста становится ESG-лизинг, особенно в свете работы российского лизинга с транспортом.

Сегменты корпоративного лизинга в 2023 году

Что характерно для корпоративного сегмента рынка лизинга в 2023 году:

  • За девять месяцев 2023-го корпоративные сегменты выросли на 14% относительно аналогичного периода 2022 года.
  • Драйвером в корпоративных сегментах стал лизинг железнодорожной техники, увеличившийся на 20% за счет освоения новых регионов для поставок российской продукции. А также в связи с необходимостью обновления парка вагонов.
  • Сегмент авиационного лизинга снизился на 26%, показав минимальный исторический объем бизнеса. Во многом это связано с невысокими производственными мощностями в российском авиастроении и нехваткой импортных комплектующих и их аналогов.

Топ-8 сегментов рынка лизинга в 2023 году

В таблице мы сравнили объем лизинга за 9 месяцев 2022 и 2023 годов по самым значимым сегментам.

Предметы лизинга

Объем за 9 месяцев2022 года, млрд рублей

Объем за 9 месяцев2022 года, млрд рублей

Рост,%

Грузовой транспорт

367

853

232

Легковые автомобили

234

412

176

Строительная и дорожно-строительная техника

216

387

179

Ж/Д техника

153

337

220

С/Х техника и скот

71

86

121

Морские и речные суда

11

73

663

Автобусы и троллейбусы

23

65

282

Машиностроительное и металлообрабатывающее оборудование

25

55

220

Прогнозы рынка лизинга на 2024 год

Рынок лизинга в 2024 году будет зависеть в первую очередь от движения ключевой ставки. Если в первом полугодии ключевая ставка не изменится, произойдет замедление темпов развития самых быстро растущих сегментов – грузовой техники и спецтранспорта.

Мнения экспертов по прогнозу рынка лизинга на 2024 год:

  • Спрос на лизинг продолжит расти, но темпы роста рынка лизинга могут замедлиться.
  • Объем нового бизнеса должен достигнуть 4 млрд рублей, прогнозируемый темп роста 18%.
  • Рост поставок продукции китайского автопрома поможет уменьшить дефицит автотранспорта, образовавшийся в 2022 году.
  • В 2024 году планируется рост производства российского оборудования для пассажирского транспорта, кораблей, самолетов, что обеспечит здоровую конкуренцию и стабилизацию цен.
  • Если во втором полугодии 2024 года произойдет снижение ключевой ставки, что обеспечит рост рынка в сегменте оборудование для МСБ.
  • На текущий момент продукция европейских производителей замещается пока не российской, а китайской, турецкой, индийской техникой, что тормозит развитие отечественного производства.
  • Драйвером среди сегментов лизинга останется автолизинг, т. к. российский автопарк старый и сохраняется потребность в его обновлении.
  • Снижение уровня авансов. Высокая конкуренция может способствовать тому, что лизингодатели в борьбе за клиентов будут активно снижать размер аванса для повышения привлекательности своих продуктов.

Росту спроса на лизинг поможет расширение регионального покрытия, в том числе за счет внутреннего туризма и повышения уровня проникновения агрегаторов в регионы, увеличения ассортимента модельных линеек.

В 2024 году на лизинговую отрасль могут повлиять ряд существенных проблем:

  • Нестабильная экономика делает практически невозможным планировать ценообразование и клиентский спрос.
  • Сложности фондирования.Ужесточение денежно-кредитной политики регулятора повышает стоимость фондирования лизингового бизнеса, что отрицательно скажется на функционировании небольших лизинговых компаний, привлекающих сторонние ресурсы. Таким образом, продолжиться концентрация лизингового бизнеса в ТОП-крупнейших лизинговых компаниях.
  • Рост цен на иностранную (в основном китайскую) технику. Из-за высоких наценок дистрибьюторов и официальных сборов конченая стоимость предмета лизинга почти вдвое выше цены производителя, что может привести к падению спроса.
  • Проблема конкуренции. С одной стороны, рынок очень концентрированный, с другой – он значительно диверсифицирован, поскольку каждая компания должна взять свое направление в сегментах лизинга.
  • Возможная заморозка инвестиционных планов компаний и схлопывание корпоративных сегментов рынка лизинга. Специалисты Государственной Транспортной Лизинговой Компании прогнозируют падение рынка лизинга в корпоративном сегменте на 30%, в целом на 15%. Это объясняется высокой ключевой ставкой и волатильностью рубля. Особенно это касается лизинга в сегменте железнодорожной техники несмотря на то, что активно осваиваются новые регионы для поставок продукции и комплектующих.
  • В корпоративных сегментах будет сохраняться сложная ситуация в лизинге воздушного и водного транспорта, т. к. возможности импортозамещений слабая, а производственный потенциал российской промышленности в этом сегменте также невысокий.
  • Из-за активного внедрения китайских поставщиков на российский рынок лизингодатели должны будут перестраивать свои бизнес-процессы под взаимодействие с новыми партнерами, находить новые логистические решения.

Крупнейшие лизинговые компании в России на 2024 год

Перед вами перечень крупнейших лизинговых компаний России, которым останется принадлежать существенная доля лизингового рынка в 2024 году.

Топ-10 лизинговых компаний с объемом лизинговых портфелей по состоянию на 01.10.2023 года:

Наименование

Лизинговый портфель, млн рублей

Газпромбанк Лизинг (ГК)

1 446 702

ГТЛК

1 430 697

Сбербанк Лизинг (ГК)

1 052 261

ВТБ Лизинг

782 038

Альфа Лизинг (ГК)

628 244

ЛК Европлан

347 397

ПСБ Лизинг (ГК)

295 627

Балтийский лизинг (ГК)

227 125

Росагролизинг

246 540

РЕСО-Лизинг

186 159

Банки активно открывают дочерние лизинговые компании и развивают сферу лизинга, как альтернативу банковскому кредитованию, поэтому вполне возможно появление в будущем году новых молодых лизинговых компаний, предлагающих современный лизинг.

FAQ

Что говорят эксперты об основных драйверах лизинга в 2024 году?

Эксперты говорят о расширении таких сегментов, как каршеринг, такси, газомоторный, электротранспорт, частные вертолеты, ритейл.

Насколько выгодно будет оформлять лизинг в 2024 году?

Это зависит от множества факторов. Условия лизинга во многом зависят от условий кредитования, предлагаемых банками. В свою очередь они находятся в прямой зависимости от ключевой ставки. Если в 2024 году произойдет снижение ставки рефинансирования, как прогнозируют эксперты, лизинговые компании смогут предложить клиентам более выгодные условия оформления имущества в лизинг. В этом случае выгодность лизинга для потребителя возрастет.

Чем лизинг отличается от кредита?

Кредит – это денежная ссуда, которую предоставляют банки под определенный процент на установленных договором условиях. Кредит можно оформить на любые нужды, в т. ч. есть целевое кредитование под залог приобретаемого имущества (ипотека, автокредиты)

Лизинг – это аренда конкретного имущества лизингодателя (лизинговой компании) с постепенным выкупом по договору лизинга. При оформлении лизинга имущество выбирает лизингополучатель, а лизинговая компания покупает его и передает в пользование получателя. Имущество остается в собственности лизинговой компании, пока действует договор лизинга.

Вывод

  • Сегодня прогнозировать рынок лизинга в части ценообразования и клиентского спроса в 2024 году сложно из-за нестабильной экономической обстановки и непредсказуемости курса валют.
  • Как считают эксперты, в 2024 году уже не будет таких взрывных темпов роста, как в 2023-м. Отложенный спрос 2022-го уже во многом реализован и российский бизнес уже начал приспосабливаться к изменившейся рыночной ситуации.
  • Сдерживающее влияние на Российский лизинг продолжат оказывать геополитические и макроэкономические факторы, нестабильность российской экономики.