Авиализинг выступает одной из популярных схем финансирования и эксплуатации коммерческих самолетов. Это прибыльная форма бизнеса, удовлетворяющая потребности лизингополучателей и лизингодателей. В связи с высокой стоимостью лайнеров не все авиакомпании могут приобрести необходимое количество воздушных судов за счет собственных средств или оформить кредит на их приобретение. Лизинг самолетов выступает альтернативой, помогающей лизингодателю рационально использовать ресурсы, а лизингополучателю получить в эксплуатацию необходимый воздушный транспорт.
В чем состоят особенности лизинга самолетов, какие есть формы авиализинга и каким образом арендуют самолеты в России – читайте далее.
Авиационным лизингом называют сдачу в аренду воздушных судов, сопутствующей инфраструктуры и оборудования. Это один из самых распространенных способов финансирования, дающий перевозчикам доступ к современным воздушным судам. Лизингополучателями чаще всего выступают авиакомпании, не имеющие в достаточном количестве собственного самолетного парка. Лизингодателями являются авиакомпании, у которых избыточные провозные емкости, сдающие самолеты в аренду. Есть и специализированные компании, которые занимаются исключительно арендой воздушных судов.
Что является объектами авиационного лизинга:
В чем состоят основные преимущества и недостатки авиационного лизинга для лизингополучателей:
Достоинства |
Недостатки |
Восполнение дефицита воздушного парка при росте спроса. |
Авиализинг – это технически сложный, и очень дорогой актив, который создает множество налоговых и юридических рисков в разных юрисдикциях. |
Возможность выбора модели транспортного средства, обладающей необходимыми техническими характеристиками. |
При невнесении платежа по лизингу лизингодатель вправе отобрать воздушное судно без решения суда. |
Упрощение процедуры обмена воздушными суднами в рамках групп авиакомпаний. |
Лизингополучатель несет полную ответственность за сохранность транспортного средства. |
Возможность начать работать авиаперевозчикам, появившимся на рынке недавно и не успевших добиться достаточной известности. |
Ограничения на использование и эксплуатацию самолета согласно договору лизинга. |
Возможность осуществления перелетов в страны, в которые арендатор не может перевозить пассажиров по политическим причинам. |
Непредсказуемость суммы выкупного платежа из-за нестабильности рынка. |
Лизингополучатель может получать от лизингодателя техническое обслуживание, ремонт, страхование самолета, а также возможно предоставление подготовки персонала, поставкой сырья и т. д. |
Если судно морально устарело, придется все равно осуществлять выплаты в соответствии с условиями договора. |
Плюсы и минусы лизинга для лизингодателей:
Достоинства |
Недостатки |
Возможность рационального распределения ресурсов и диктование собственных условий для получения максимальной прибыли. |
Необходимость оплаты страховки и техобслуживания воздушных судов. |
Лизингодатель сохраняет право собственности на транспортное средство на все время аренды, пока его стоимость не выплачена. |
Законодательные сложности. |
Налоговые льготы на прибыль и имущество, возврат НДС с лизинговых платежей. |
Сложности учета сделок. |
Основными видами авиационного лизинга являются:
Выбор вида лизинга зависит от конкретных потребностей авиаперевозчиков и их финансовых возможностей.
Рассмотрим подробнее каждый вид.
Операционным лизингом является аренда коммерческих воздушных судов, при которой имущество амортизируется не полностью. По окончании срока договора может быть заключен новый лизинговый договор, или воздушное судно возвращается лизингодателю. Срок операционного лизинга до 5–7 лет.
Его разделяют на сухой (чистый), мокрый (полный), влажный (сырой), комбинированный. Это зависит от сроков договора и от наличия дополнительных опций.
При «сухом лизинге» в аренду предоставляется только воздушное судно без экипажа и наземного персонала. Дополнительных опций в виде страховки, техобслуживания, предоставления топлива и т. д. нет. Право собственности на воздушное судно остается за лизингодателем.
Срок сухого лизинга от 2 лет.
В «сухой» лизинг берет воздушные суда большинство российских перевозчиков. В этом случае воздушное судно эксплуатируется по сертификату лизингополучателя.
«Мокрым» лизингом называют аренду, когда сдаются кроме воздушного судна и дополнительные опции. Арендодатель сам отвечает за летную годность самолета, проводит техническое обслуживание воздушного транспорта, оформляет страховку, при необходимости производит ремонт лайнера, готовит воздушное судно к вылету, нанимает экипаж. При том, что непосредственный полет осуществляет арендатор. Оплата производится по отработанным часам. В качестве лизингодателя выступает авиакомпания, а не лизинговая. То есть одна авиакомпания предоставляет свои самолеты другому перевозчику.
Договоры аренды Срок мокрого лизинга 1 месяц–2 года.
Влажный лизинг – это когда лизингополучатель сам обеспечивает бортпроводников (остальной экипаж предоставляется лизингодателем). Такую систему применяют в основном в Великобритании.
Есть комбинации, когда используются комбинации мокрого и сухого лизинга. Например, сдача в аренду лайнера с обслуживанием для предоставления новых услуг, с одновременным переводом летного экипажа авиакомпании по мере прохождения обучения на сухую аренду. На некоторых рынках также существуют гибридные модели, например, когда экипаж предоставляет арендатор.
Финансовым лизингом называют долгосрочный договор финансовой аренды, по условиям которого лизингополучатель получает воздушное судно и может эксплуатировать его на протяжении всего срока аренды, уплачивая арендную плату. Он считается более дешевой альтернативой операционному лизингу, хотя технически его оформлять сложнее.
По сути, финансовую аренду можно считать формой долгосрочного кредитования, поэтому к лизингополучателю предъявляются требования по платежеспособности и кредитному рейтингу.
При чартерном лизинге договор аренды заключается на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. Лизингополучателю предоставляется доступ к воздушному судну для совершения установленных маршрутов в согласованное время. Это обеспечивает гибкий график и снижение операционных расходов.
По возвратному лизингу авиаперевозчик самостоятельно договаривается о подходящих условиях поставки воздушного судна с авиапроизводителем. После подписания контракта авиакомпания согласовывает с лизингодателем передачу прав на заказанные самолеты и получение финансирования. Взамен авиаперевозчик обязуется взять технику в аренду на заранее согласованных условиях.
По возвратному лизингу крупные авиакомпании могут устраивать конкурсы между лизинговыми компаниями, чтобы получить для себя более привлекательные условия.
Важной особенностью лизинга самолетов является необходимость следить за техническим состоянием парка. В среднем срок эксплуатационной службы авиалайнера составляет 25 лет, затем затраты на его техобслуживание возрастают, и аренда может оказаться убыточной. Поэтому срок лизинга на новый лайнер может составлять более 10 лет, а на самолет с пробегом уже не более 3–5 лет.
Кроме того, лизинг в авиации имеет еще ряд специфических особенностей:
В российском праве «мокрый лизинг» допускается в рамках аренды воздушного судна с экипажем, однако на уровне транспортного законодательства такая форма аренды не урегулирована, что, по сути, порождает запрет на такую аренду. Хотя, по мнению специалистов, в условиях западных санкций этот вариант лизинга для российских авиакомпаний становится все более актуальным в связи ограниченными возможностями удовлетворить растущий спрос на пассажирские авиаперевозки собственным флотом. Также эксперты утверждают, что «мокрый лизинг» может помочь компаниям, имеющим трудности в работе, но с собственным флотом, который можно передать в аренду временно другим авиаперевозчикам, тем самым выиграв время на восстановление своей деятельности.
Лизинг самолетов оформляют лизинговые компании, которые связаны с крупнейшими финансовыми группами и банковскими структурами.
Например: