logo
Ещё

Лизинг по 223-ФЗ

Лизинг является популярным методом приобретения различных объектов недвижимости, транспортных средств, оборудования. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ регулирует лизинговые отношения при закупке товаров и услуг для государственных и муниципальных предприятий. В статье рассмотрим, что регламентирует закон о финансовой аренде и как производится закупка объекта лизинга в соответствии с ним.

Лизинг (финансовая аренда) и 223-ФЗ

Лизинг – это вид аренды, при котором лизингодатель (финансовая компания или банк) приобретает объект (недвижимость, оборудование, транспортное средство и т. д.) по заказу лизингополучателя (арендатора) и предоставляет его во временное пользование за плату на определенный срок. Этот метод позволяет предприятиям избежать крупных первоначальных вложений, оплачивая только арендную плату в течение определенного периода времени.

Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» регулирует процедуры закупок для государственных и муниципальных нужд в России. Этот закон устанавливает особые требования к проведению закупок для обеспечения прозрачности и конкурентной среды. Оформление договоров лизинга, проведение аукционов или конкурсов, а также другие аспекты сделок лизинга в таких случаях должны соответствовать требованиям закона 223-ФЗ.

Лизинговый договор, заключенный без проведения закупочных операций, привлечёт внимание контролирующих органов и впоследствии может быть признан судебными органами недействительным. Однако, федеральный закон не может быть применен в правоотношениях, где лизингодатель – кредитная компания.

Способы закупки

Существует два вида закупок:

  • Конкурентные. Торги, конкурсы (открытые, закрытые, в электронной форме), аукционы (открытые, закрытые, в электронной форме), запросы котировок (закрытые, в электронной форме) и запросы предложений (закрытые, в электронной форме), запрос цен, запрос оферт или конкурентные переговоры), соответствуют ч. 3 ст. 3 ФЗ № 223.
  • Неконкурентные. Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), все остальные способы.

Как провести закупку

Перед проведением закупки важным критерием является выбор формы – электронная или стандартная. Большинство заказчиков предпочитают именно электронные сервисы для проведения закупок.

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» содержит исчерпывающий список видов товаров, работ и услуг, в отношении которых закупка возможна только в электронной форме. Однако ничего о лизинговых правоотношениях в Постановлении нет. Но это не мешает проводить лизинговые закупки электронным способом.

Постановление №616 содержит коды ОКПД 2 (общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности). Соответственно, перед закупкой нужно найти код услуги лизинга в данном документе. Для этого надо открыть раздел N «Услуги административные и вспомогательные», класс «Услуги по аренде и лизингу» и сделать выбор (группу/подгруппу/вид/категорию/подкатегорию) опираясь на суть закупки. Нужно быть внимательным при выборе и учитывать все сноски и ссылки, указанные в документе.

В соответствии со ст.4 223-ФЗ организатор закупки в документации указывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупочной процедуре, предусмотренные положением о закупке. У каждого из них есть свой коэффициент значимости и система начисления баллов.

Итоговый рейтинг по каждому критерию высчитывается как умножение рейтинга на указанную значимость критерия.

Рейтинг цены высчитывается по формуле:

Ri = Сmax - Сi / Сmax x 100,

где:

Ri - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax - максимальная цена договора с учётом лизинговых платежей (на основе мониторинга условий лизинговых компаний)

Ai - цена договора, предложенная i-м участником.

Техническое задание

Техническое задание – документ, содержащий подробную информацию об объекте закупки (товаре/работах/услугах), который должен быть составлен безупречно. Кроме того, организатор закупки обязан развернуто и понятно, соответствуя техническим регламентам, расписать, какая цель данной закупки и что она принесёт деятельности его предприятия при эффективном использовании денежных средств с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ст. 1 закона 223-ФЗ). При этом указанными требованиями к объекту закупки не должна быть ущемлена конкуренция участников, что регулирует содержание Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пример технического задания лизинговой закупки

При закупке автомобиля в лизинг согласно №223-ФЗ техническое задание включает:

  • технические характеристики (например, автомобиль по транспортировке отходов);
  • подробные параметры объекта закупки (высота, длина, ширина, напряжение, двигатель, производительность, частота и т.д.);
  • из чего состоит цена (например, НДС 22 %, транспортировка, монтаж, техническое обслуживание и др.);
  • график платежей (например, аннуитетный);
  • цена единицы объекта закупки (например, одного автомобиля по транспортировке отходов с учётом лизинговых платежей не более 3 млн рублей , в том числе НДС 22 %);
  • размер платежа выкупной стоимости (например, не более 22 тысяч рублей);
  • срок лизинга (например, 28 месяцев).
Также важно указать, что объект закупки не был в эксплуатации ранее, совершенно новый, технически исправный, не находится под арестом или иными ограничениями.

Успех закупки в целом зависит от грамотно и чётко составленных условий лизинговой сделки.

Как выбрать продавца

Закон о лизинге позволяет выбрать продавца объекта лизинга и лизингополучателем, и лизингодателем. Также есть возможность провести подряд две закупки, где первая определит лучшее предложение поставщика объекта закупки, а другая закупка по предложению лизинговых услуг с указанием объекта закупки, который уже был определён ранее.

Однако, более продуктивным будет вариант, где закупка определит лизинговую компанию, а та впоследствии будет подбирать продавца объекта лизинга.

Статья 9.1. закона о лизинге говорит о выборе продавца товара: «в договоре лизинга, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение, должно предусматриваться обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества по договору лизинга». Из этого следует, что лизингодатель сможет подобрать себе наиболее подходящего контрагента.

Законодательство предусматривает ответственность продавца за неисполнение обязательств по договору купли-продажи объекта лизинга, в связи с чем все убытки должна возместить та сторона, которая совершила выбор данного продавца. Однако в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 № 17 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» разъяснено, что косвенно или открыто вина за выбор такого продавца возложена на обе стороны данной сделки, а значит и убытки будут делить между собой пропорционально их вины.

Разберем примеры

Пример 1:

Нужно закупить оборудование или услуги в лизинг по ФЗ №223 для производственного предприятия. Необходимо выбрать поставщика, который предложит качественное оборудование или услуги по приемлемой цене и с достаточным сроком гарантии. Объявляется открытый конкурс с установленными критериями для выбора поставщика. После получения предложений от нескольких компаний, проводится анализ, сравнивая их предложения по цене, качеству, срокам поставки и условиям гарантии. На основе этого анализа производится выбор наиболее подходящего поставщика, переговоры и заключение договора лизинга.

Пример 2:

Медицинское учреждение хочет обновить медицинское оборудование через лизинг. Необходимо выбрать поставщика оборудования, который предоставит высококачественное оборудование, соответствующее всем медицинским стандартам, и с удобными условиями лизинга. Проводится тщательный анализ предложений от различных поставщиков, учитывая не только цену и качество оборудования, но и сертификацию, опыт работы поставщика в медицинской отрасли и его репутацию. После анализа производится выбор наилучшего поставщика и заключается с ним договор лизинга.

Судебная практика

Прокурор обратилась в Арбитражный суд с иском к «П1» и ООО «А» о признании недействительным открытого запроса котировок в электронной форме, признании недействительным (ничтожным) договора оказания услуг финансовой аренды ( лизинга ) легкового автомобиля и применении последствий его недействительности.

Согласно опубликованному извещению о проведении запроса котировок в электронной форме для заключения договора финансовой аренды (лизинга ) легкового автомобиля начальная (максимальная) цена подлежащего заключению договора составила 4 284 064 рубля 51 копейку.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе котировок для участия в запросе котировок поступила единственная заявка ООО «А», которое и было признано победителем.

На основании указанного протокола лизингополучатель и ООО «А» (лизингодатель) заключили договор оказания услуг финансовой аренды ( лизинг ) легкового автомобиля NISSAN X-TRAIL. Во исполнение договора лизинга ООО «КМ» (поставщик) и ООО «А» (покупатель) заключили договор поставки на приобретение указанного выше транспортного средства.

Ссылаясь на то, что по результатам проверки установлен факт ограничения конкуренции при осуществлении названной выше закупочной процедуры путем указания характеристик товара, которым соответствует одна марка легкового автомобиля – NISSAN X-TRAIL, что в нарушение требований статей 1 и 3 Закона о закупках исключает возможность участия в запросе котировок субъектов предпринимательской деятельности, представляющих иные торговые марки транспортных средств, а также на то, что оказание услуг финансовой аренды ( лизинга ) легкового автомобиля на сумму свыше 4 000 000 рублей не отвечает поставленным перед учреждением задачам на выполнение уставных целей государственного автономного учреждения, прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 166, 447, 449, 665 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1 - 4 Закона о закупках, статей 2, 15 Федерального закона от 29.10.1998 № 164- ФЗ «О финансовой аренде ( лизинге )», статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174- ФЗ «Об автономных учреждениях», и исходил из отсутствия оснований для признания проведенного запроса котировок и заключенного по его итогам договора финансовой аренды (лизинг) легкового автомобиля недействительными.

По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.

Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что указанные учреждением в документации о проведении запроса котировок характеристики, предъявляемые к предмету лизинга , определены исходя из объективных потребностей учреждения, при этом эти требования применены в равной степени ко всем участникам запроса котировок (потенциальным лизингодателям), имевшим намерение принять участие в запросе, не носят дискриминационного характера и не противоречат ни нормам Закона о закупках, ни нормам Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований прокуратуры о признании запроса котировок и заключенного по его результатам договора финансовой аренды (лизинга ) недействительными. Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.

FAQ

Как 44-ФЗ связан с лизингом?

44-ФЗ регламентирует правила и процедуры закупок государственных и муниципальных организаций, включая закупки на условиях лизинга.

Чем отличаются лизинговые отношения по 223-ФЗ и 44-ФЗ?

Оба закона могут быть применены к лизинговым отношениям, но с учётом своих особенностей: 44-ФЗ применяется к государственным и муниципальным органам, которые финансируются или осуществляют заказы за счёт бюджетных средств; ФЗ №223 регулирует закупки опредёленными видами юридических лиц.

Вывод

  • Закупка автомобилей или иных объектов в лизинг по 223-ФЗ необходима для муниципальных и государственных учреждений, но при условии, что это учреждение (лизингодатель) не является кредитной организацией.
  • Существует два вида закупок: конкурентные (торги, конкурсы и т. д) и неконкурентные (закупка у единственного поставщика).