В законодательстве сублизинг прописан довольно плохо, например – в статье 8 164 ФЗ указано только то, что сублизинг возможен, а также что сублизинг можно оформлять только с согласия первоначального лизингодателя. Поскольку сублизинг – это вид субаренды, можно пользоваться нормами последней, но в плане бухгалтерского и налогового учета это все равно не всегда помогает. Ниже мы попробуем разобраться, как у сублизинга работает бухгалтерский и налоговый учет, а также какие проводки нужны для сублизинга.
Сначала – забавный факт: синонимом сублизинга является слово «подлизинг», но это название почему-то не прижилось (интересно, почему?). Для того, чтобы разобраться в понятии сублизинга, нужно в первую очередь разобраться с лизингом.
Итак, лизинг – это форма аренды, в которой участвуют 3 стороны: продавец, лизингодатель и лизингополучатель. Лизингополучатель обращается к лизингодателю с целью взять в лизинг определенное имущество, обычно – оборудование или транспорт. Лизингодатель идет к продавцу и покупает необходимое имущество, после чего передает его в аренду лизингополучателю. Но лизингополучатель платит не только за аренду, он еще и постепенно выкупает имущество, то есть выплачивает его стоимость. После того, как лизингополучатель выплатил последний платеж, он получает в распоряжение это имущество – пока договор лизинга действует, владельцем имущества является лизингодатель (по крайней мере, так работает самый распространенный вариант лизинга). Есть еще вариант без выкупа в конце срока, но он встречается редко, и его мы здесь рассматривать не будем.
Сублизинг – это когда лизингополучатель с разрешения лизингодателя нашел какое-то юридическое лицо, которому выдал взятое в лизинг имущество в повторный лизинг. В этом случае лизингополучатель становится сублизингодателем, и появляется новое лицо – сублизингополучатель. В общем случае первоначальный лизингополучатель должен вести 2 раздельных учета: как лизингополучатель и как лизингодатель.
Причиной оформления сублизинга в основном являются экономические соображения – либо первоначальный лизингополучатель хочет скинуть с себя часть платежей, либо он хочет немного подзаработать на имуществе, которое сейчас не используется. Поскольку лизинг дает определенные налоговые преимущества, некоторые бизнесы используют сублизинг как основной способ заработка. Но здесь нужно быть крайне аккуратным – в российском законодательстве прямо прописано, что лизинговое имущество не должно приобретаться с основной целью передачи его в сублизинг.
Чем лизинг отличается от сублизинга – основное:
Лизинг |
Сублизинг |
Имущество изначально приобретается для того, чтобы быть переданным в лизинг |
Имущество приобретается на какие-либо нужды бизнеса, но затем передается в сублизинг по экономически обоснованным причинам |
Лизингодатель и лизингополучатель делят между собой права пользования, распоряжения и владения |
Сублизингополучатель имеет только временные права пользования и владения |
В сделке участвуют продавец, лизингодатель и лизингополучатель |
В сделке участвуют лизингополучатель (в роли сублизингодателя) и сублизингополучатель, хотя изначальный лизингодатель должен одобрить сделку |
Срок может быть любым |
Срок не может превышать срок основного договора лизинга |
Как мы уже отмечали, в законодательстве сублизинг прописан очень поверхностно, поэтому передача в сублизинг (конкретно проводки) лет 5 назад приходилось искать методом проб и ошибок. К счастью, сейчас стандарт учета уже сформировался, и ниже мы его предоставим.
С точки зрения закона сублизинг является подвидом финансовой аренды, поэтому в договоре должны быть прописаны определенные пункты, касающиеся этой самой аренды. Основных пунктов – 6:
При сублизинге самые сложные проводки – у лизингополучателя, потому что он становится арендодателем. Сразу после заключения договора нужно сделать проводку Д 001 «Субаренда» , в проводке указать договорную стоимость имущества, передаваемого в аренду. Далее раз в месяц, после поступления оплаты, нужно делать 3 проводки:
У сублизингополучателя все проще, потому что для него этот договор – обычный договор лизинга. Если сублизингополучателю доступен упрощенный учет, ему нужно сделать 2 вещи:
Если же упрощенный учет недоступен, то ежемесячные проводки немного усложняются:
Тут все просто – любые расходы по лизингу попадают в категории «Прочие» и «Внереализационные», то есть их можно внести в налоговую базу.
Предположим, ООО «Амиральд», занимающееся деревообработкой, взяло в лизинг недвижимость – ангар, в котором планировало открыть новое производство. Изначальная цена лизинга – 15 000 000 рублей, срок – 10 лет. Дела у «Амиральда» пошли не очень хорошо, поэтому было решено отдать половину ангара в сублизинг другой компании, ООО «Дверьпромстрой». Цена контракта без НДС – 5 000 000 рублей, срок – 5 лет. Ни у кого нет права на упрощенный учет. Обе стороны сразу после заключения договора должны сделать проводку Д 001 (сублизингодатель – по субсчету «Субаренда») на договорную стоимость имущества по лизингу, допустим, в нашем примере она равна 8 000 000 рублей. Далее сублизингодатель ежемесячно делает проводки:
Сублизингополучатель должен сделать следующие проводки:
В сублизинг можно передать все то же, что передается в лизинг: техника, станки, недвижимость, транспорт и так далее. Нельзя передавать расходники, землю, объекты культурно-исторического наследия и все, что связано с ВПК.
Что должно быть в договоре:
Это – основа, но обычно в договоре прописываются и мелкие детали, чем больше – тем лучше. Можно прописать способы доставки имущества, обязанности по ТО, досрочное закрытие и так далее.
Тезисно: