Если вы любите острые ощущения, вроде дайвинга или прыжков с парашютом, этот бизнес – для вас: острых ощущений вам хватит надолго. Если вы «шерстите» интернет в поисках информации о том, как открыть таксопарк в Яндекс Такси с нуля, вы, скорее всего, уже читали несколько материалов, в которых приведены примерные числа вложений (около 2 000 000 – 3 000 000 рублей) и ежемесячной чистой прибыли с машины (около 15 000 рублей). Так вот, все эти расчеты можно выкинуть в корзину, потому что: а) с 2022 года машины стоят существенно дороже, при этом модельный ряд в основном составляют китайцы, которые могут начать сыпаться через 100 000 км пробега; б) с осени 2023 года ФАС, ФНС и прочие инстанции серьезно взялись за откровенно непрозрачную сферу такси, и насколько сильно ударит по таксопаркам «опрозрачивание» – на текущий момент (май 2024) до сих пор не понятно (с некоторой вероятностью таксопарки от этого даже выиграют). Если краткая сводка вас не отпугнула – читайте дальше, мы расскажем: как открыть свой таксопарк в Яндекс, можно ли заработать на такси в Москве без автомобиля (вообще без машин, строго на подключашках), как открыть таксопарк у других агрегаторов.
В нулевых годах таксисты в основном были одиночками и в большинстве своем были нелегалами, а владельцы таксопарков имели небольшой парк машин и открыто враждовали друг с другом; на конец 2021 года автопарки в основном были партнерами Яндекса или другого агрегатора, а подавляющее большинство заказов в стране производилось через приложение Яндекса или его конкурентов. Локально за эти 20 лет, вероятно, происходило много событий, но глобально рынок планомерно двигался от таксистов-одиночек со взятыми из головы ценами до крупных агрегаторов, работающих с автопарками, и практически единым ценообразованием по всей России.
Где-то в районе 2015-2016 года существенно взлетел бизнес на «подключашках». Подключашки – это партнеры сервиса, которые не имеют собственного таксопарка, но подключают индивидуальных водителей к Яндекс.Такси. Окно возможностей было недолгим: уже где-то в 2018 году владельцу автопарка стало недостаточно только подключать новых водителей для того, чтобы получать с этого чистую прибыль, поскольку тарифы Яндекса ежегодно падали (и впоследствии опустились до одного процента с заказа), поэтому к подключению нужно было обязательно добавлять аренду авто. Аренда была высокорентабельной, поскольку авто стоили довольно дешево, и при цене аренды в 1 500 – 2 000 рублей за смену прибыль получали и водитель, и таксопарк.
В 2022 году все резко поменялось в худшую сторону. Первая проблема, с которой столкнулись таксопарки – банальное отсутствие запчастей для авто: ни в своих, ни в чужих мастерских просто нельзя было отремонтировать машины, из-за чего активная инвестиция (авто в кредит) превращалась в пассивную. Вторая проблема ждала тех владельцев парка, которые хотели пополнить свой автопарк (хотя это тоже касается тех, кто смотрел на запуск таксопарка): машины теперь стали дорогими и начали часто ломаться ввиду низкого качества. Цены на авто взлетели с 800 000 – 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Соответственно, аренда на день увеличилась с 1 500 рублей до 3 000 рублей.
На тот момент вариант открытия таксопарка все еще был довольно выгодным – владельцы бизнеса могли позволить себе увеличить стоимость аренды в 2 раза, потому что люди, которые зачастую обращаются в таксопарки, имеют проблемы с ФССП, и других вариантов заработка у них зачастую просто нет. Но в конце 2023 года ситуация стала еще хуже, потому что ФНС, ФАС и Министерство транспорта одновременно заинтересовались сферой такси, а поскольку Яндекс к этому моменту уже стал монополистом на рынке – ему первому и досталось.
ФНС была крайне недовольна тем, что таксисты не имеют какого-то четкого налогового статуса: если таксист зарегистрировался на сайте Яндекса и начал работать, то, по идее, он должен сам за себя раз в год платить подоходный налог, так как ни Яндекс, ни подключающая компания налоговыми агентами этого таксиста не являются. Если таксист не платит никакой налог и не подает данные о своем доходе в такси, то отследить его практически невозможно (особенно когда мы говорим про огромную массу таксистов-одиночек). Решением проблемы ФНС увидела принуждение всех таксистов к регистрации ИП или оформлению самозанятости, исполнение этого плана положили на плечи Яндекса: с конца апреля 2024 те таксисты, которые не прошли процедуру открытия ИП или оформления самозанятости, в Яндексе больше работать не могут.
Параллельно с этим начало задавать вопросы и Министерство транспорта. Дело в том, что пассажирские перевозки (включая и перевозки на такси) должны быть оформлены в соответствии с законодательством: у таксиста должен быть путевой лист, а перед каждым выездом на смену нужно проводить медицинский осмотр водителей и технический осмотр транспорта. И если до этого момента таксисты могли просто подчиниться требованиям Федеральной Налоговой Службы и зарегистрировать ИП или самозанятость для того, чтобы продолжать работать с Яндексом, то теперь этого стало недостаточно: даже если таксист регистрирует самозанятость, ему нужно все равно каким-то образом получать путевой лист и проходить проверки.
Если просуммировать, то таксистам сейчас живется очень несладко: 5 лет назад самые успешные таксисты задумывались о том, чтобы обзавестись личным таксопарком, а сейчас эти же успешные таксисты просто могут работать и получать с этого такой же доход, как на заводе. У владельцев таксопарков тоже появились серьезные проблемы: машины дорого стоят и быстро ломаются; желающих взять авто в аренду стало существенно меньше; нужно получать специальные лицензии, позволяющие выписывать путевые листы и проводить техосмотр/медосмотр непосредственно у себя. И в последнем, собственно, заключается единственная причина, по которой создание таксопарка может оказаться более-менее выгодной идеей: таксисты будут идти к вам просто для того, чтобы получить разрешение на свою деятельность. «Будет ли при этом все же выгодно открыть таксопарк?» – отдельный вопрос, на который ни у кого нет ответа.
Обычные «подключашки» – это сервисы, предоставляющие регистрацию новых водителей. Сейчас открытие обычной «подключашки» будет убыточным, а вот «подключашка» без собственного таксопарка, выдающая путевые листы и проводящая предрейсовые осмотры – это вариант, хотя сложно что-то сказать о его окупаемости.
Основной вариант, который рассматривают для запуска бизнеса. В этом случае вам нужно зарегистрировать бизнес (открыть ИП или ООО), найти место для стоянки, оборудовать минимальный офис и закупить машины, подходящие по требованиям сервиса. Такие предприниматели получают основной доход со сдачи авто в аренду, следовательно, основная целевая аудитория – это таксисты без личных авто.
Этот вариант ближе к полноценному открытию диспетчерской. Если у вас есть обычный таксопарк, который вы сдаете в аренду, то брать водителей в штат вам крайне невыгодно – придется платить за них все налоги. А вот если у вас есть собственная диспетчерская и уже какая-никакая база клиентов (а еще лучше – приложение, которым пользуются), то вы вполне можете брать водителей в штат и платить им фиксированную зарплату, а все остальное оставлять себе. Но – отметим, что этот вариант создания бизнеса – крайне рисковый: вам нужно стать популярным сервисом хотя бы в вашем регионе, иначе создание автопарка не окупится.
Яндекс выдвигает разные требования к разным регионам, проще посмотреть «подходящие» модели здесь. Поскольку указаны марка/модель/возраст авто – можете сразу же проверять, сколько эти авто стоят.
Около 1 500 000 рублей уйдет на все, что не связано с покупкой машин: регистрация, аренда, установка навеса, ремонт, страховка авто, разрешение на работу и так далее. Что касается самих машин – закупка 10 штук обойдется примерно в 20 000 000 рублей. Если у вас есть эти деньги на руках, то можете купить авто сразу, «за свои», в этом случае переплачивать не придется. Если же у вас таких денег нет, нужно рассматривать кредит или лизинг – по итоговой цене они сейчас примерно равны, за 10 машин вам придется платить около 2 000 000 рублей в месяц. Итого, самые минимальные расходы – это 3 500 000 рублей, но лучше иметь такую же сумму (а то и больше) в запасе – на случай, если что-то пойдет не так.
Если вы загрузите автопарк на полную, то с одной машины в месяц вы сможете генерировать 90 000 рублей на аренде. Докинем сюда еще 10 000 рублей за путевые листы и осмотр – получится 100 000 рублей в месяц. Из этих денег вы будете отдавать половину на кредит или лизинг, остается 50 000 рублей. Расходы на страховку и ремонт составят еще в районе 20 000 – 25 000 рублей в месяц, то есть вам останется 25 000 рублей, с 10 машин выходит 250 000. Из этих денег вам нужно будет оплачивать операционные расходы: аренду, коммунальные платежи, зарплату сотрудникам. Операционные расходы + зарплата вполне могут вытягивать из бюджета 100 000 рублей в месяц (а то и больше), то есть вам останется 150 000 минус налоги – 140 000 рублей в месяц чистого дохода, если вы работаете по УСН.
Все это – идеальный вариант, в котором ни одна из машин не сломалась и вы смогли все машины ежедневно отдавать в аренду. Как только какая-то из машин ломается – она становится вашим пассивом, то есть не приносит денег и просто стоит. А если водитель разбил ваше авто, то придется просто попрощаться с деньгами – да, вы сможете получить какую-то компенсацию по КАСКО, но, скорее всего, неполную, потому что полная компенсация по КАСКО для юрлиц в сфере такси будет стоить слишком дорого, и вы выберете какой-то более дешевый полис.
К слову, с машиной все может быть в порядке, но вы просто не найдете водителей, потому что вас передавят конкуренты с ценой на 100 рублей ниже или вы просто не пробьетесь через сложившееся сарафанное радио – тогда все ваши машины будут стоять и приносить вам убытки, потому что кредит или лизинг платить все еще надо. Мы все это говорим к тому, что просчитать потенциальную прибыль от таксопарка, есть у вас нет опыта и отлаженных механизмов работы – практически невозможно в текущих обстоятельствах.
Для начала вам нужно расписать количество денег, которое вы потратите на открытие и ведение бизнеса. В списке ниже мы приведем статьи расходов и примерные ежемесячные траты – но учтите, что цены существенно зависят от текущего состояния рынка и варьируются от региона к региону, поэтому вам нужно будет вручную проверить все цены для вашего случая. Итак:
Можно регистрировать как ИП, так и ООО. Если вы открываете маленький таксопарк, проще зарегистрировать ИП – будет меньше проблем с документацией. В основном таксопарки работают по упрощенке 6%, можно еще рассмотреть упрощенку по формуле «доход минус расход».
К помещению особых требований нет, хотя желательно, чтобы оно было более-менее просторным. Основной вопрос – стоянка, на ней должно быть достаточное для вас количество мест, она должна располагать удобным подъездом с ровным асфальтом. Для этих целей неплохо подходят места на окраине города, но вам нужно выбрать такое место, до которого можно добраться общественным транспортом – если у водителя нет своей машины, то после того, как он оставит авто на вашей стоянке, ему нужно будет как-то добраться до дома.
Крайне важный вопрос – навес. Время от времени ваши машины будут находиться на стоянке (иногда они будут делать это достаточно долго), и если ваша стоянка расположена под открытым небом, то постепенно осадки начнут подтачивать кузов, и вам нужно будет тратить лишние деньги на его ремонт. Самый простой способ этого избежать – найти стоянку с навесом или установить навес за свои деньги. Если вы нашли стоянку с навесом, берите не задумываясь; если будете устанавливать навес сами, то придется выложить за это около 600 000 рублей, но часть денег можно будет вернуть с арендодателя.
Вам придется потратить много времени на выбор моделей: для начала посмотрите, какие модели одобряет Яндекс для вашего региона, а затем проверяйте, сколько эти авто стоят и сможете ли вы взять их в кредит или лизинг. Уделите этому шагу достаточно внимания, закупка авто – самая существенная часть ваших трат на старте бизнеса, поэтому даже 5% скидки от поставщика может сэкономить вам очень много денег.
Если берете авто в лизинг или кредит, КАСКО оформлять придется в любом случае, и мы советуем не экономить на тарифе. Водители бывают разные, поэтому всегда есть шанс того, что какой-либо водитель разобьет ваше авто. В этом случае ваш единственный способ вернуть деньги – это вернуть их по страховке.
И водитель, и авто, отправляющиеся на смену, должны пройти предрейсовый осмотр – исполняют его специальные люди, имеющие на это разрешение. Обычно таких людей можно найти в учреждениях здравоохранения и СТО – вам нужно будет найти такие организации и заключить с ними договор.
Подключиться можно здесь – заполните специальную форму и дождитесь одобрения.
Теперь вам нужно как-то заявить о себе: несмотря на то, что у вас есть автопарк, потенциальные таксисты о вас еще не знают. Наружная реклама здесь работает плохо, потому что обычно вы располагаетесь на окраине города, где эту рекламу никто не увидит. Лучшая реклама – это сарафанное радио, но на раскрутку такой рекламы нужно время, так что начните с объявлений в специализированных группах соцсетей – такие группы можно без проблем найти конкретно для своего города. Будет неплохо хотя бы на старте запустить систему скидок, например: если водитель берет аренду минимум на 3 дня, то первые 12 часов аренды для него будут бесплатными.
Плюсы:
Минусы:
Вот какой бизнес можно открыть в сфере транспорта:
Франшизы – неплохой вариант открытия своего таксопарка для Яндекса, особенно с учетом того, что Яндекс поощряет открытие таксопарков по франшизе. У него даже есть специальная страница, на которой собраны самые привлекательные предложения от крупных франшиз.
Вот, к примеру, «ё-такси», они помогают открывать автопарк размером от 350 новых авто – при этом вам выдают готовую финансовую модель и гайдлайны по маркетингу, а также проводят обучение. Что важно – франшиза сама платит за: оборудование таксопарка, покупку авто, подготовку транспорта, набор персонала. Зарплату сотрудникам франшиза тоже платит сама – от вас, по большому счету, требуется только управление, если выходите на плановые операционные показатели – получаете процент от чистой прибыли таксопарка. Да, если посмотреть на это предложение со стороны, то получится, что «ё-такси» просто ищет себе директора, которому франшиза будет отдавать часть прибыли. Но в условиях текущих сложностей на рынке это, в общем-то, и не такое уж плохое предложение – к тому же вы получите опыт, который в будущем сможете использовать для запуска полностью своего таксопарка.
Не очень хорошо: ФНС и другие структуры взялись «наводить порядок» на рынке такси, поэтому таксистам теперь нужно регистрироваться в качестве ИП/самозанятых и проходить предрейсовый осмотр – все это уменьшило количество таксистов. Таксопарки от новых законов не сильно пострадали сами по себе, но им «досталось» еще в 22-23 году из-за того, что авто подорожали в 2-3 раза.
От 1 500 000 рублей уйдет на расходы, не связанные с закупкой автомобилей, на саму закупку уйдет от 2 000 000 рублей за каждый авто – можно либо сразу выложить их (купить за свои), либо оформить кредит/лизинг, тогда за 10 авто придется платить около 2 000 000 рублей в месяц.
Разработать финансовый план, зарегистрировать ИП/ООО, найти место, обустроить его навесом при необходимости, закупить авто и оформить на него страховку, разобраться с предрейсовым осмотром, зарегистрироваться в Яндексе как партнер, открыться и продвигать таксопарк.
Да, франшизы – неплохой вариант, потому что вам выдадут гайдлайны, по которым открыться будет легче. Некоторые франшизы еще и профинансируют ваше открытие.
Если вас интересует именно транспортная сфера – присмотритесь к грузоперевозкам (с ними легче работать), СТО или автомойке.