Если вы спросили у кого-нибудь: «Как открыть магазин автозапчастей?» и получили ответ вроде: «Да просто – регистрируешь ИП, вкладываешь миллион, окупаешься через полгода» – бегите от этого человека. Возможно, автомагазин запчастей – это один из самых сложных видов небольшого/среднего бизнеса. Да, с точки зрения законодательства сюрпризов действительно не будет, но если вы хотите открыть такой магазин с нуля, приготовьтесь: а) бороться с жесткой конкуренцией; б) вкладывать существенные деньги в товар, который будет лежать на складе; в) ежедневно раскапывать интернет в поисках нужной информации по детали, выпущенной 10 лет назад, когда из документации у вас – только кривая pdf-ка на французском. Если все это вас не испугало – читайте ниже, мы расскажем: с чего стоит начать, как составлять бизнес-план магазина автозапчастей, почему стоит присмотреться к интернет-магазину и как пошагово открыть точку по продаже автозапчастей.
В целом бизнес в сфере автозапчастей выгоден, потому что спрос на них всегда есть – независимо от кризисов и ситуаций в мире, водители были, есть и будут, а их машины ломались, ломаются и будут ломаться. Как минимум в машине есть различные расходники: шины, масло, свечи и так далее, все это нужно время от времени менять. Единственная проблема состоит в том, что об этом знаете не только вы, поэтому конкуренция на рынке – огромна. Наибольшую выгоду получает тот, кто наиболее грамотно составил ассортимент своего магазина и нашел лучших поставщиков – причем нельзя просто один раз выбрать поставщика и зафиксировать ассортимент, вам нужно будет постоянно все проверять и перепроверять. Поэтому если вы действительно хотите открыть магазин автозапчастей – приготовьтесь к тому, что вам придется находиться в постоянном поиске.
Чем больше вы на старте сможете вложиться в ассортимент, тем лучше. Основная проблема таких магазинов – именно ассортимент: во-первых, вам нужно покрывать разные марки авто, во-вторых, вам нужно закупать как оригинальные запчасти, если это возможно, так и адекватные аналоги. Следует учесть, что ваш ассортимент в пересчете на финансы фактически режется пополам, так как одну и ту же запчасть для одного авто вам нужно купить минимум в двух вариациях – оригинал и аналог.
Вложения в магазин автозапчастей начинаются от 2 000 000 рублей. В ноль магазин при самом хорошем раскладе выходит за 4-5 месяца, более рационально рассчитывать на 8 месяцев – поэтому вам нужны не только деньги на стартовые расходы, но еще и деньги на первые месяцы.
Если ваш бизнес уже раскрутился и вы не прогадали с ассортиментом, то в первые полгода вы можете рассчитывать на 10-15% грязной прибыли от стоимости товаров на складе – то есть, если у вас на складе лежат товары на 1 000 000 рублей, то в месяц вы будете получать до 150 000 рублей грязным доходом. Если у вас нет наемных работников, то ваши расходы будут составлять примерно 60 000 – 70 000 рублей; если же у вас есть наемный работник, добавьте сюда 40 000 – 50 000 рублей сверху. Собственно, по таким расчетам вы в первые полгода будете выходить где-то в ноль.
В последующем же вы сможете повысить свой грязный ежемесячный доход до 25-30% от стоимости товаров на складе, если будете активно оптимизировать процессы – то есть где-то через полтора года можно будет получать 100 000 – 150 000 рублей чистыми, если вложили в склад 1 000 000 рублей. Естественно, если вы вложили 2 000 000 рублей в склад, то вы получите в 2 раза больше. Но там уже начинаются свои особенности – если вы открываетесь в небольшом городке, вы можете просто исчерпать его возможности.
Никто не сможет дать вам точного ответа после событий 22 года, так как многое изменилось: часть производителей запчастей покинула рынок самостоятельно, часть – из-за санкций. Был введен параллельный импорт, статистику по которому собрать невозможно. Известно, что после 22 года запчасти стали дороже, а объем вторичного рынка автозапчастей увеличился: цены на запчасти выросли примерно на 30%; вторичный рынок автозапчастей для иномарок увеличился на 28%, а для отечественных автомобилей – на 10%. Заметно увеличилось количество поставщиков неоригинальных автозапчастей, что особенно актуально для автомобилей производителей, которые покинули российский рынок. Может показаться, что увеличение цен на автозапчасти привело к увеличению доходов соответствующих магазинов, но это не так – увеличение цен на запчасти связано с тем, что магазинам стало дороже их закупать, то есть прибыль магазинов не изменилась, а где-то даже и уменьшилась.
Прежде всего вам нужно определить, что, кому и как вы будете продавать:
Бизнес-план магазина автозапчастей состоит из 8 пунктов:
Для начала вам нужно зарегистрировать себя. Можно зарегистрировать либо ИП, либо ООО, если вы не знаете, зачем вам ООО, то ИП будет предпочтительнее. По системам налогообложения – лучше всего начать с упрощенки, единственная проблема, с которой вы можете столкнуться – крайне крупные поставщики могут не хотеть работать с вами, потому что ваша упрощенка не даст им вычета по НДС.
Кроме того, вам нужно открыть расчетный счет и подключить эквайринг. По тарифам – вероятнее всего, на первое время будет выгоден тариф без ежемесячной оплаты, но с ростом оборота нужно будет переходить на тариф, который берет меньше процентов с каждой транзакции. Какого-то простого варианта здесь нет, поэтому изучайте предложения разных банков.
По кодам ОКВЭД: 45.32 – розничная торговля автодеталями, узлами и принадлежностями; 45.40 – торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями; 47.91 – розничная торговля через интернет.
Сначала разберемся с помещением. Для работы магазина вам нужны торговый зал и склад, они могут находиться как в одном помещении, так и в разных. Если склад и зал находятся в разных помещениях, вы создаете себе дополнительные сложности с логистикой, но это может быть выгодно – например, если вы нашли небольшое помещение в очень хорошем месте, но оно слишком маленькое, чтобы хранить в нем запчасти.
На что обращать внимание при выборе помещения:
Если помещение, которое вы выбрали, не позволяет организовать прямо в нем склад, поищите склад где-нибудь поблизости.
В плане ремонта у вас полностью развязаны руки – все зависит от того, что вы хотите видеть и сколько вы можете позволить себе вложить. Если вы хоть раз были в небольшом магазине автозапчастей в маленьком городе, то вы прекрасно знаете, что такие магазины абсолютно все заставляют стеллажами, ввиду чего вопрос внутреннего дизайна для них полностью теряет актуальность.
Из оборудования вам понадобится: кассовый аппарат, терминал для приема карт (его выдадут после того, как вы подключите эквайринг), стеллажи, компьютер с подключенным принтером для распечатки этикеток и ценников, сканер штрих-кодов. Мелкие детали и аксессуары удобно вешать на настенные панели. Не забудьте купить прилавок. Если хотите сэкономить – поищите все это оборудование на досках объявлений, не обязательно покупать новое.
Список необходимого персонала полностью зависит от вашей бизнес-модели – если вы только открываетесь, вы можете сами быть и бухгалтером, и директором, и продавцом, и уборщиком. Учтите, что в магазине автозапчастей всегда должен быть опытный продавец, который не только разбирается в запчастях и ремонте авто, но и может подсказать что-то, чего не могут подсказать другие продавцы – поэтому если вы сами не особо сильно разбираетесь в ассортименте собственного товара, будет логичным нанять 1-2 администраторов с опытом либо в продажах автозапчастей, либо в ремонте авто. Но им придется заплатить хорошие деньги, закладывайте зарплату в районе 50 000 рублей на одного администратора.
На этом этапе вы уже должны знать, какие категории товаров вы будете закупать. Глобально поставщики делятся на федеральных и перекупов: федеральные – это крупные компании, которые работают по всей России; перекупы – это компании самого разного масштаба, которые где-то закупают нужный товар и доставляют его вам. Сначала смотрите в сторону федеральных поставщиков, если у них нет того, что вам нужно – тогда уже обращайтесь к перекупам. Что касается брендов – у любого поставщика есть 1-2 бренда, которые он продвигает, то есть у него вы сможете найти самый широкий ассортимент по самой низкой цене. Приготовьтесь к работе сразу с несколькими поставщиками, если хотите сэкономить на закупке запчастей. Способы доставки со складов поставщиков на ваш склад вы будете выбирать уже после того, как определитесь с конкретными федералами или перекупами.
Перед тем, как вы откроетесь, вам нужно оформить уголок потребителя, составить планы эвакуации и установить систему пожарной безопасности. Крайне желательно поставить в магазине и на складе камеры/сигнализацию.
Когда будете готовы, подавайте заявку на открытие магазина в Роспотребнадзор. Это можно сделать онлайн, через Госуслуги. Подавать заявку нужно за 5 дней до открытия – когда этот срок пройдет, вы можете начинать работать.
Существенный поток клиентов магазина автозапчастей идет от сарафанного радио и положительного опыта взаимодействия на старте – пока у вас нет ни того, ни другого, поэтому нужно как-то заявить о себе. Если вы находитесь в проходном месте, самым простым вариантом будет вывеска, штендеры с надписью «Мы открылись» и раздача листовок проходящим мимо. Обязательно отметьте себя на различных картах: 2ГИС, Яндекс и Google. Вариант – закупить рекламу у местных пабликов в соцсетях, это поможет быстро распространить информацию об открытии нового магазина среди потенциальных покупателей.
Можно использовать все то, что мы перечислили выше, и добавить к этому таргетированную баннерную рекламу с геолокацией вокруг вас (возможно, даже по всему вашему городу). Рано или поздно вам придется завести себе сайт. Если сможете сделать так, чтобы на сайте оперативно отражалась информация по имеющемуся у вас ассортименту – будет очень круто. На этом этапе уже есть смысл подключать акции и скидки, но с ними все не так просто – акции и скидки хорошо работают только на товарах-расходниках.
Большая часть инструкции выше подходит для открытия интернет-магазина, но есть свои особенности:
Плюсы:
Минусы:
В целом, франшизы – неплохой вариант для бизнеса автомобильных запчастей. Да, вам придется платить паушальный взнос и роялти, но вы получите не только полностью готовые бизнес-процессы, но и бренд, который будет помогать вам раскручивать себя. Если интересуют франшизы, можете присмотреться к AMX24, Автодоку, Exist.
Друзья-владельцы бизнеса предложили бизнесмену заняться их магазином автозапчастей. Магазин работал в смешанном формате: наполовину онлайн, наполовину офлайн. Магазин был крайне проблемным и с низким оборотом – около 300 000 рублей в месяц. Важное уточнение: человек очень хорошо разбирается в устройстве авто.
У магазина было две проблемы: отсутствие регламента работы у менеджеров и очень много ненужных запчастей в запасе. Что касается регламента – менеджеры, например, могли дать в долг запчасти постоянному клиенту или другу. Что касается лишних запчастей: во-первых, их было много; во-вторых, не было никакой системы их учета, даже банальной таблицы в Excel.
После того, как эти фундаментальные проблемы (тянущиеся, к слову, с открытия автомагазина) были устранены, бизнесмен разработал стратегию работы с постоянными клиентами – владельцами автомобилей, которая включала низкие наценки, личное общение с директором магазина по всем возникающим вопросам и так далее. В итоге за 3 года работы оборот магазина вырос с 300 000 рублей в месяц до 3 000 000 рублей в месяц.
Бизнесмен, кстати, позже ушел из этого бизнеса – стало скучно от того, что все работает как надо.
Сложно. Конкуренция в этой сфере – высокая, старт в продаже автозапчастей требует существенных вложений. Кроме того, основная прибыль идет с постоянных клиентов и сарафанного радио, а на старте у вас ни того, ни другого не будет.
Офлайн, интернет магазины, смешанный. Вариантов торговли автозапчастями много: широкопрофильный или узкопрофильный магазин, магазин с СТО или шиномонтажом, магазин одного бренда или магазин всех брендов подряд.
Реалистично – от 2 000 000 рублей для магазина, если продаете запчасти вживую. Существенная часть вложений (более 50%) – это вложения в первоначальную закупку товара, нужно поддерживать широкий ассортимент.
Самое близкое к магазинам автозапчастей – СТО, автомойки, продажа автозапчастей через маркетплейсы.
Маркировке подлежит только один товар – шины.
Из подакцизного товара в этой сфере – только масло.