Агентства недвижимости – бизнес, услугами которого пользовался практически любой человек, который снимал, сдавал, покупал или продавал жилую или коммерческую недвижимость. Все дело в том, что часто выйти на владельца недвижимости очень сложно, так как риэлторы буквально полностью заняли этот рынок. И если арендовать квартиру без помощи профессионала легче, то совершить сделку купли-продажи намного сложнее. Ведь требуется разбираться в составлении договоров, соглашений и расписок, проверить недвижимость на наличие ограничений и т.д. Рассмотрим, как открыть агентство недвижимости, что необходимо сделать, какие варианты риэлторского бизнеса есть, плюсы и минусы.
Средняя стоимость агентского вознаграждения в России от 3 до 5% от стоимости объекта при продаже и около 50% при аренде. Но для разных городов размер комиссии может меняться, например, в Москве средний объем вознаграждения 5-6%. В каждом регионе есть свои факторы, которые влияют на состояние рынка. Например, в некоторых городах рынок тормозится из-за ликвидации ветхого жилья, так как многие люди получали новую недвижимость бесплатно, а значит рынок не развивался.
Срок окупаемости бизнеса напрямую зависит от профессионализма сотрудников, правильного маркетинга и рекламы. Бизнес может окупиться за месяц, а может не окупиться и за год. Одна сделка может покрыть несколько месяцев расходов всей компании.
Стоит учитывать и фактор сезонности, который сильно влияет на рынок. Первая половина января и лето – самые сложные периоды. В весеннее время популярна загородная недвижимость, а осенью вторичка. Летом многие застройщики объявляют об акциях, поэтому к осени рынок раздувается. Август считается одним из самых сложных месяцев в году, так как в это время люди чаще всего думают об отпуске, сбору детей к школе и т.д., а не об оформлении ипотеки.
Размер инвестиций напрямую зависит от того уровня, на который хочется подняться. Для открытия маленького агентства с 4-5 риэлторами нужно заложить расходы на аренду офиса на 3-4 месяца, зарплатный и рекламный фонд, траты на мебель и компьютеры. Если хочется агентство покрупнее, то, само собой, потребуется вложиться еще больше в мебель, площадь офиса, а кроме того, нанять дополнительных сотрудников, которые не будут заниматься непосредственно риэлторскими услугами – бухгалтера, юриста, офис-менеджера.
В бюджет будут включены несколько основных статей расходов:
В среднем на открытие риэлторского агентства с нуля потребуется около миллиона рублей. При этом речь идет не о чем-то грандиозном, а о среднем офисе на 10 человек.
Заработок агентства недвижимости напрямую зависит от состояния рынка в конкретном городе, а также от выбранной модели проведения сделки. Можно установить фиксированную цену для конкретной сделки, а можно брать комиссию в %. В первом случае фиксированный прайс может стать одним из преимуществ компании. Но придется закрыть больше сделок, чем, например, при получении агентского вознаграждения в 3% в крупном городе от продажи квартиры.
Если в месяц закрывать немного сделок, то и срок окупаемости будет достаточно долгим. Например, с 10 сделок купли-продажи с фиксированной ценой в 60 тысяч рублей удастся заработать 600 000 рублей, но большая часть этой суммы – это зарплата сотрудников. Помимо этого, потребуется постоянно вкладывать в рекламу, покрывать дополнительные расходы, например, на связь, ГСМ и т.д.
При этом можно и с 1 сделки по продаже элитной недвижимости в Москве получить несколько миллионов рублей агентского вознаграждения. С нее же покроются все расходы на несколько месяцев.
В современных реалиях рынок переживает не самые лучшие времена. Это связано как с размером ключевой ставки, так и с сокращением некоторых льготных программ. При этом стоимость новостроек значительно выше, чем вторички (ЦБ указывает на разницу в 40%). Новостройки продаются исключительно по программам льготной ипотеки и нет конкуренции новостроек и вторички, так как рынок первичного жилья поддерживается искусственно. При этом сразу после вступления дольщика в право собственности, квартира в новостройке сразу превращается во вторичку и уменьшается в цене на 20%.
Из-за раздутого льготными кредитными программами рынка, далеко не каждый человек решается на покупку жилья, а следовательно доходы риэлтерского агентства хоть и повышаются за счет увеличения стоимости услуг, но и уменьшаются из-за снижения количества проведенных сделок ежемесячно.
Рассмотрим, как открыть агентство недвижимости с нуля, какие шаги необходимо сделать, а также составим типичный финансовый и бизнес-план.
Для агентства необходимо помещение, лучше в центре города или хотя бы района, чтобы сотрудникам и клиентам было удобно было добираться до офиса. Чаще всего офисы агентств в спальных районах являются сетевыми. От помещения напрямую зависит репутация агентства, ведь люди совершают крупные сделки. И если им предложат сделать это на лавочке или в убитом помещении в промзоне, то вряд ли кто-то на это пойдет.
Необходимо выделить на каждого сотрудника примерно 7 квадратов площади помещения. Поэтому, если открывать агентство на 10 человек, то потребуется не менее 70 квадратов. Дополнительно потребуется пространство для:
Поэтому для агентства на 10 человек лучше присматривать площадь около 100 квадратов. Стоимость аренды в крупных городах в среднем составляет от 1 до 2 тысяч рублей за квадрат. При этом нужно учитывать аренду за последний месяц, залог и т.д. Если брать среднее, то получится около 90 тысяч рублей за офис на 10 сотрудников + 90 тысяч рублей за последний месяц.
Дополнительно потребуются ремонтные работы. Отделочники берут порядка 1500 рублей за погонный метр + закупка материалов. В итоге ремонт помещения обойдется примерно в 300 тысяч рублей.
Мебель – просто необходима. Минимальный ее набор будет выглядеть следующим образом:
Итого 269 000 рублей.
Мебель можно взять и подержанную, но вряд ли удастся найти 10 одинаковых столов и стульев, кресел.
Кроме того, потребуется приобретение техники: компьютерной, бытовой (на кухню). Здесь уже можно больше присматриваться к б/у вариантам. По крайней мере системные блоки, стоящие под столом, могут отличаться. Мониторы лучше взять одинаковые. Оценим расходы:
Это еще 188 тысячи рублей.
Дополнительно потребуется закупить канцелярию. На это стоит сразу заложить хотя бы 10 000 рублей и докупать по мере необходимости.
Дополнительно потребуется использование CRM-системы. Можно обойтись бесплатными версиями, но коробочный вариант удобной и СРМ обойдется примерно в 200 000 рублей.
Сложение всех первоначальных затрат покажет, что потребуется минимум 1 147 000 рублей.
Ежемесячные расходы:
Итого – от 125 000 рублей в месяц.
Дополнительно придется уплачивать налоги. Их расчёт зависит от выбранного формата работы, а также прибыльности самого бизнеса.
Стоит учитывать, что сумма инвестиций может многократно возрасти, если вы собираетесь работать в премиум-сегменте. Тогда простым ремонтом и недорогой мебелью обойтись не получится.
Говоря о формате агентства недвижимости, речь, в первую очередь заходит о выборе таких параметров, как: выплата вознаграждения риэлторам, агентская комиссия для покупателей и продавцов и т.д. Практикуются такие варианты, как:
Что же касается тарифов для клиентов, то они выглядят так:
Первый вариант может быть более прибыльным в крупных городах, но высокая комиссия за аренду может отпугнуть потенциальных клиентов. Второй вариант – более предпочтителен для маленьких городов с невысокой стоимостью недвижимости.
Требуется регистрация юрлица или ИП. Стоит отметить, что риэлторское агентство, которое планирует работу с коммерческой недвижимостью, застройщиками лучше регистрировать в формате ООО. Для работы с гражданами и жилыми объектами достаточно ИП. Открыть ИП стоит 800 рублей, ООО – 4 000 рублей.
ОКВЭДЫ для агентства недвижимости:
Дополнительные:
Открытие расчетного счета в банке. Некоторые банки предлагают бесплатное открытие, другие взымают за это дополнительную плату. В среднем стоимость для ИП – 3 000 рублей. ООО – 10 000 рублей.
Для старта работы нужны не только агенты, но и бухгалтер, HR-специалист, юрист. Руководитель может выполнять эти функции сам или пользоваться ими на аутсорсе, нанимать фрилансеров. С ростом агентства можно набрать необходимых специалистов в штат.
Постоянное вливание денег на рекламу может расходовать достаточно много средств. Например, стоимость платного размещения варьируется от региона, категории объявления и т.д. Есть тарифы для профессионалов. В среднем на размещение 50 объявлений придется потратить около 25 000 рублей. Кроме того, потребуется вкладывать в рекламу самого агентства.
После того, как мы поговорили о том, с чего начать бизнес в недвижимости, перейдем к оценке преимуществ и недостатков такого варианта. Начнем с преимуществ:
Минусы:
Запуск риэлтерского бизнеса не требует лицензирования, его начать достаточно просто. Но до 80% новых агентств закрываются в первые 3 года работы из-за достаточно высокой конкуренции, а также кризисов на рынке недвижимости, которые происходят достаточно регулярно.
Если вы хотите заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с недвижимостью, то можно рассмотреть такие варианты, как:
Если вы решили начать бизнес в недвижимости, то может возникнуть вопрос: стоит ли создавать свой бренд с нуля или стать франчайзи у известной федеральной компании. Первый вариант связан с «набиванием шишек», обучении на собственном опыте, он может потребовать более длительного периода обучения, выхода на стабильный доход. Второй вариант – проще, но, как правило, затратнее. Кроме того, вы не сможете в полной мере руководить своим бизнесом, потребуется вносить дополнительные отчисления, однако риски снижаются, ведь вы получите все необходимые инструменты и поддержку для работы.
Часто новички экономят на своем имидже и рекламе, пытаются продавать «дедовским» методом исключительно через расклейку бумажных объявлений о том, что «семья купит/снимет квартиру/дом/гараж». Такая «экономия» вредит как имиджу компании, так и в целом снижает поток клиентов.
Кроме того, не стоит экономить на оформлении своего офиса. Повторимся: люди совершают в агентстве крупные, можно сказать судьбоносные сделки. А подписывать договор буквально на коленке никто не захочет.
Зачастую риэлторы с опытом открывают собственные агентства благодаря наработанной клиентской базе. Кроме того, опыт позволит выходить на другие рынки, например, зарубежные. В сети можно найти большое количество примеров, в которых наши соотечественники выходят, например, на рынок Дубая и помогают гражданам России инвестировать в недвижимость там.
Часто бизнес начинают без бизнес-плана, целей. Простого опыта недостаточно. Важность планирования многие недооценивают. Кроме того, большой ошибкой станет экономия на офисе, специализированном программном обеспечении и рекламе. Каждый сэкономленный таким способом рубль может обратиться в сотни тысяч рублей упущенной прибыли.
Нет, лицензирование этой деятельности было отменено еще в 2002 году.
Все зависит от конкретного случая. Если работы выполняется много, то, конечно, выгоднее выплачивать оклад + меньшие проценты. Но хороший риэлтор, который ежемесячно закрывает большое количество сделок так работать не будет. Такой формат более приятен новичкам.
Франшизу новичкам в сфере недвижимости и предпринимательства в целом открывать намного проще. Вы получите готовое решение для запуска успешного бизнеса. Опытным же бизнесменам или риэлтерам со стажем лучше обратить внимание на создание и развитие собственного бренда.