logo
Ещё

Бизнес-планирование

Бизнес-планирование позволяет рассчитать затраты, окупаемость бизнеса, проанализировать нишу и конкурентов прежде, чем запустить бизнес. Его проведение позволяет просчитать риски и выполнить эффективную подготовку к предстоящим сложностям. Бизнес-планирование – задача, которую решают топ-менеджеры. Рассмотрим основы бизнес-планирования: суть, принципы, этапы, а также ошибки, которые часто возникают при его реализации.

Что такое бизнес-планирование

Управление будущей компанией по бизнес-плану. Чтобы этот документ был приближен к реальности, быстро пересматривался из-за внешних и внутренних факторов, его созданием занимаются специалисты из разных отраслей.

Бизнес-планирование – это создание рабочей стратегии, сопоставляющей цели и текущие вводные с учетом всех действующих ограничений. С помощью этой процедуры удается избавиться от целого ряда рисков, связанных с недостатком финансов, отрицательным балансом, проблемами с кадровой политикой. Бизнес-планирование дает возможность правильно выбрать географию и рынки сбыта.

Благодаря плану решаются такие вопросы, как:

  • разработка задач на перспективу;
  • обеспечение компании нужными сведениями;
  • сокращение рисков;
  • координация действий сотрудников;
  • мониторинг изменений на рынке и подготовка к ним.

Точная, а главное – трезвая оценка позиции, которую занимает предприятие на рынке, постановка не менее четких целей, а также поэтапный план их достижений являются залогом правильного составления бизнес-плана.

Функции, задачи и принципы бизнес-планирования

Рассмотрим для чего проводится бизнес-планирование, его основные принципы. Это позволит оценить его важность.

Функции:

  1. Разработка документации – основы для создания корпоративной стратегии, анализа эффективности решений.
  2. Планирование экономической деятельности фирмы, оценивание и контроль за коммерческими показателями.
  3. Привлечение финансирования: кредитов, инвестиций. Банки и инвесторы нуждаются не только в гарантии возврата денег, но и в стратегии развития компании.
  4. Привлечение партнеров, маркетинг и реклама. Благодаря бизнес-плану можно убеждать клиентов в перспективности фирмы.

Бизнес-планирование проводится для решения конкретных задач:

  • поиск целевых рынков и определение места фирмы на них, выбор направлений деятельности;
  • постановка долгосрочных и краткосрочных целей;
  • определение товаров и услуг, предлагаемых клиентам;
  • оценка расходов на производство, закупку оборудования и начало бизнеса;
  • оценка соответствия персонала требованиям компании;
  • продумывание маркетинговых мероприятий для продвижения продукта;
  • анализ реального финансового состояния фирмы;
  • выявление проблем, способных стать причиной невыполнения плана.

Бизнес-планирование становится эффективным инструментом для руководящих кадров, но только в том случае, если оно составлено четко и недвусмысленно. Выделяется 4 принципа:

  • Единая структура. Все расчеты, задачи и другие компоненты плана должны быть взаимосвязаны.
  • Обеспечение непрерывности действий. Каждая новая стадия должна идти вслед за предыдущей. Это облегчит процесс отслеживания промежуточных результатов.
  • Возможности по корректировке. Если бизнес-план будет работать не так, как было задумано, были допущены ошибки в ходе создания плана, то стоит оставлять себе место для маневров.
  • Точное описание всех процессов. Качественные метрики сводятся в количественные. При этом каждый раздел бизнес-плана должен содержать расчеты

Этапы бизнес-планирования

Бизнес-план является важнейшим документом, в котором содержится описание всего, что влияет на коммерческий проект, особенности его развития и, как результат – на прибыльность компании. Основа бизнес-плана – тщательное изучение рынка. Всю работу по составлению можно разделить на 7 основных этапов:

  1. Подготовка и сбор данных. Собирается рыночная информация, которая будет использоваться рабочей группой для создания плана.
  2. Оценка ресурсов для развития бизнеса. Техника, оборудование, материалы, производственное помещение, место оказания услуг.
  3. Формирование требований к сотрудникам. Оценка кадрового состава, включающая: количество персонала, требования к специализации, опыту и т.д.
  4. Установка временных рамок – времени, когда должен быть завершен очередной этап.
  5. Расчет издержек. Составление сметы, включающей расходы на запуск бизнеса и его дальнейшее развитие (в течение ближайших пары лет).
  6. Оценка рисков. Рассмотрение вероятных сложностей и проблем, способных повлиять на развитие проекта и заготовка решений для них.
  7. Составление резюме плана. Краткий итог всей информации по компании, основным характеристикам продукта и портрету покупателя.

Виды бизнес-планов

Бизнес-планы могут быть внешними и внутренними. Первые используются для предоставления инвесторам, партнерам, банкам, а вторые – для работы внутри фирмы. Рассмотрим их особенности подробнее.

Внешние бизнес-планы

Внешние бизнес-планы – это своего рода презентация бизнеса, которая содержит красочное описание, связанное с перспективами развития бизнеса. При этом недопустимы ложь или приукрашивание фактов. Точная и трезвая оценка преимуществ бизнеса должна ложиться в основу внешнего плана.

При разработке внешнего бизнес-плана требуется большое количество графической информации и иллюстраций для лучшей наглядности и быстрого охвата всех аспектов проекта.

Целью документа является показать инвестору, банку, партнерам, что проект жизнеспособен и выгоден. При этом следует рассмотреть несколько вариантов развития бизнеса и указать объёмы средств под каждый из них.

Внутренние бизнес-планы

Во внутреннем плане может содержаться информация, являющаяся коммерческой тайной. К проработке этого плана относятся с особой ответственностью, так как он помогает членам команды в самые короткие сроки изучить специфику проекта.

Виды внутренних бизнес-планов:

  • Управленческие. Содержат перечисления ролей и задач сотрудников, взаимосвязи между ними. Кроме того, в них прописываются шаги, которые помогут с достижением целей бизнеса.
  • Проектные. Разрабатываются под проект на этапе запуска, в ходе инновационных перестроек. Чаще всего они состоят из сметы с расходами.
  • Целевые. Создаются под одну цель и дополняют основной бизнес-план.

Ошибки бизнес-планирования, которых важно избегать

При разработке плана следует учитывать типичные ошибки, которые допускаются многими руководителями:

  • В плане не учтена стратегия компании, а значит не выбрано конкретное направление движения.
  • Забыли про потребности клиентов. Большое количество фирм выходят на рынок с мыслями о том, что знают о потребностях клиента лучше их самих.
  • Недооценка соперников. Тщательный анализ конкурентов позволит найти их слабости и проработать свои решения, преимущества перед ними.
  • Разработка бизнес-плана в одиночку. Документ должен создаваться в команде, так как это позволит исключить риск того, что он будет однобоким. Рассмотрение разных точек зрения и привлечение специалистов из разных отраслей поможет лучше проработать документ.
  • Отсутствие «запасных планов». Бизнес-план должен быть гибким, в нем должно быть учтено, что что-то может пойти не так, а также продуманы начальные этапы борьбы с проблемами.

Что почитать и посмотреть по теме

Стоит обратиться к разным дополнительным источникам информации, которые помогут вам лучше вникнуть в механизмы и особенности разработки бизнес-планов. Это могут быть как учебники по ведению бизнеса. Так и короткие видеолекции, записи вебинаров или платные курсы.

Книги, учебники и учебные пособия по бизнес-планированию

Большое количество книг, написанных по экономике и бизнес-планированию позволит вам подчерпнуть необходимую информацию для разработки правильного плана, в котором будет учтены все нюансы. Обратите внимание на такие книги, как:

  • Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса, Ронда Абрамс;
  • Как начать бизнес с нуля, или с минимальными вложениями, Дмитрий Пославский;

Присмотритесь к учебнику Бронниковой Т.С. – Разработка бизнес-плана проекта: методология, практика.

Фильмы, вебинары и лекции по бизнес-планированию

Тем, кому проще усваивать информацию на слух, с визуальным подкреплением подойдут лекции по бизнес-планированию в видеоформате. На разных платформах можно найти большое количество информации, касающейся составлению бизнес-планов, в том числе, видеолекции, записанные во время обучения студентов.

Тематические группы, СМИ и профильные порталы

Вариант, который поможет получить обратную связь от людей, имеющих практический опыт. Но не стоит слепо следовать полученным рекомендациям, так как вариант просто скопировать бизнес-план у «соседа» не принесет положительного результата.

FAQ

Что лучше: составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов?

Зачастую вариант составления бизнес-плана силами собственной компании намного более эффективный. Это связано с тем, что вы сами сможете лучше разобраться в особенностях работы своей компании. Часто консалтинговые компании привлекаются только на финальном этапе планирования, чтобы они красиво упаковали собранную информацию.

Когда лучше заказать бизнес-план?

Как правило, к услугам сторонних специалистов прибегают, когда нужно составить бизнес-план для банка. Это позволяет сэкономить время, а также повысить шанс одобрения кредитной программы.

Стоит ли скачивать готовые бизнес-планы?

Готовые бизнес-планы не будут содержать индивидуальной информации по вашему продукту. Их можно использовать как пример или основу для своего планирования, но «скачать и действовать» не получится. Кроме того, готовые бизнес-планы помогут изучить незнакомую сферу бизнеса.

Вывод

Бизнес-планирование должно выполняться перед запуском любого проекта. С его помощью можно наметить конкретные цели, оценить особенности рынка и снизить риск провала. Не стоит использовать готовые бизнес-планы в качестве готовой инструкции для работы. Кроме того, важно работать над планированием не в одиночку. Это позволит более объективно и всесторонне подойти к созданию бизнес-плана, а значит – сократить вероятность ошибок и риски.