Бизнес-планирование позволяет рассчитать затраты, окупаемость бизнеса, проанализировать нишу и конкурентов прежде, чем запустить бизнес. Его проведение позволяет просчитать риски и выполнить эффективную подготовку к предстоящим сложностям. Бизнес-планирование – задача, которую решают топ-менеджеры. Рассмотрим основы бизнес-планирования: суть, принципы, этапы, а также ошибки, которые часто возникают при его реализации.
Управление будущей компанией по бизнес-плану. Чтобы этот документ был приближен к реальности, быстро пересматривался из-за внешних и внутренних факторов, его созданием занимаются специалисты из разных отраслей.
Бизнес-планирование – это создание рабочей стратегии, сопоставляющей цели и текущие вводные с учетом всех действующих ограничений. С помощью этой процедуры удается избавиться от целого ряда рисков, связанных с недостатком финансов, отрицательным балансом, проблемами с кадровой политикой. Бизнес-планирование дает возможность правильно выбрать географию и рынки сбыта.
Благодаря плану решаются такие вопросы, как:
Точная, а главное – трезвая оценка позиции, которую занимает предприятие на рынке, постановка не менее четких целей, а также поэтапный план их достижений являются залогом правильного составления бизнес-плана.
Рассмотрим для чего проводится бизнес-планирование, его основные принципы. Это позволит оценить его важность.
Функции:
Бизнес-планирование проводится для решения конкретных задач:
Бизнес-планирование становится эффективным инструментом для руководящих кадров, но только в том случае, если оно составлено четко и недвусмысленно. Выделяется 4 принципа:
Бизнес-план является важнейшим документом, в котором содержится описание всего, что влияет на коммерческий проект, особенности его развития и, как результат – на прибыльность компании. Основа бизнес-плана – тщательное изучение рынка. Всю работу по составлению можно разделить на 7 основных этапов:
Бизнес-планы могут быть внешними и внутренними. Первые используются для предоставления инвесторам, партнерам, банкам, а вторые – для работы внутри фирмы. Рассмотрим их особенности подробнее.
Внешние бизнес-планы – это своего рода презентация бизнеса, которая содержит красочное описание, связанное с перспективами развития бизнеса. При этом недопустимы ложь или приукрашивание фактов. Точная и трезвая оценка преимуществ бизнеса должна ложиться в основу внешнего плана.
При разработке внешнего бизнес-плана требуется большое количество графической информации и иллюстраций для лучшей наглядности и быстрого охвата всех аспектов проекта.
Целью документа является показать инвестору, банку, партнерам, что проект жизнеспособен и выгоден. При этом следует рассмотреть несколько вариантов развития бизнеса и указать объёмы средств под каждый из них.
Во внутреннем плане может содержаться информация, являющаяся коммерческой тайной. К проработке этого плана относятся с особой ответственностью, так как он помогает членам команды в самые короткие сроки изучить специфику проекта.
Виды внутренних бизнес-планов:
При разработке плана следует учитывать типичные ошибки, которые допускаются многими руководителями:
Стоит обратиться к разным дополнительным источникам информации, которые помогут вам лучше вникнуть в механизмы и особенности разработки бизнес-планов. Это могут быть как учебники по ведению бизнеса. Так и короткие видеолекции, записи вебинаров или платные курсы.
Большое количество книг, написанных по экономике и бизнес-планированию позволит вам подчерпнуть необходимую информацию для разработки правильного плана, в котором будет учтены все нюансы. Обратите внимание на такие книги, как:
Присмотритесь к учебнику Бронниковой Т.С. – Разработка бизнес-плана проекта: методология, практика.
Тем, кому проще усваивать информацию на слух, с визуальным подкреплением подойдут лекции по бизнес-планированию в видеоформате. На разных платформах можно найти большое количество информации, касающейся составлению бизнес-планов, в том числе, видеолекции, записанные во время обучения студентов.
Вариант, который поможет получить обратную связь от людей, имеющих практический опыт. Но не стоит слепо следовать полученным рекомендациям, так как вариант просто скопировать бизнес-план у «соседа» не принесет положительного результата.
Зачастую вариант составления бизнес-плана силами собственной компании намного более эффективный. Это связано с тем, что вы сами сможете лучше разобраться в особенностях работы своей компании. Часто консалтинговые компании привлекаются только на финальном этапе планирования, чтобы они красиво упаковали собранную информацию.
Как правило, к услугам сторонних специалистов прибегают, когда нужно составить бизнес-план для банка. Это позволяет сэкономить время, а также повысить шанс одобрения кредитной программы.
Готовые бизнес-планы не будут содержать индивидуальной информации по вашему продукту. Их можно использовать как пример или основу для своего планирования, но «скачать и действовать» не получится. Кроме того, готовые бизнес-планы помогут изучить незнакомую сферу бизнеса.
Бизнес-планирование должно выполняться перед запуском любого проекта. С его помощью можно наметить конкретные цели, оценить особенности рынка и снизить риск провала. Не стоит использовать готовые бизнес-планы в качестве готовой инструкции для работы. Кроме того, важно работать над планированием не в одиночку. Это позволит более объективно и всесторонне подойти к созданию бизнес-плана, а значит – сократить вероятность ошибок и риски.