Банковская гарантия (сокращенно – БГ) выступает популярным финансовым инструментом обеспечения ответственности участников госзакупок, которые проводятся в конкурентной форме. Правила их организации и осуществления регламентируются двумя базовыми Федеральными законами – №44-ФЗ и №223-ФЗ. Сегодня именно государственные закупки превратились в один из самых простых и доступных способов получения заказов для участников рынка в самых разных сферах деятельности. А потому вопрос о том, как проверить банковскую гарантию, стал особенно актуальным. Попробуем дать на него максимально полный и исчерпывающий ответ.
До середины 2018 года любой желающий имел возможность выполнить проверку банковской гарантии в реестре банковских гарантий, расположенном на официальном сайте ЕИС Закупки. В настоящее время размещенная в нем информация доступна исключительно заказчикам и банкам.
Необходимость в создании подобной общефедеральной базы данных не вызывает сомнений. Она объясняется большим количеством проводимых государственных закупок, которое с каждым годом неуклонно растет, а также появлением на рынке мошенников, предлагающих фиктивные банковские гарантии.
Формирование реестра позволило достаточно быстро решить указанную проблемы и навести порядок с выдачей финансовых поручительств. После этого было принято решение закрыть информацию для обычных пользователей, так как при грамотном использовании она предоставляла в их распоряжение сведения, которые можно было классифицировать как коммерческую тайну.
На сегодня существует несколько способов проверить полученную в банке гарантию. Рассмотрим самые популярные и эффективные из них.
Первый и самый очевидный способ проверки полученного финансового поручительства по-прежнему предусматривает обращение в реестр банковских гарантий по №44-ФЗ. Несмотря на ограниченный доступ к базу данных, при некоторых усилиях получить его все-таки можно, например, посредством обращения в банк-партнер. Подобные учреждения без проблем получают необходимые сведения.
Альтернативный вариант проверки предусматривает направление официального запроса в банк-гарант, выдавший поручительство. В нем необходимо указать реквизиты документа, включая номер, ИНН бенефициара и принципала. Применительно к госзакупкам по №44-ФЗ первым выступает заказчик, а вторым – поставщик или исполнитель.
Действующее законодательство обязывает банк предоставить выписку из реестра БГ в течение одного рабочего дня. В ней в обязательном порядке указываются следующие сведения:
Описанная выше схема проверки финансового поручительства банка подходит для открытых закупок. Если речь идет о закрытых тендерах, необходимо обращаться не к гаранту, а в Федеральное казначейство. Самый простой способ сделать это предоставляет официальный сайт ведомства, на котором размещена специальная форма запроса, имеющая такой вид. Чтобы направить обращение в ФК, требуется подписать документ квалифицированной ЭЦП. Скачать форму бланка можно в специальном разделе одного из территориальных органов ФК.
Одним из обязательных условий оформления банковской гарантии в рамках госзакупок по №44-ФЗ выступает включение банка в список аккредитованных Минфином кредитных учреждений. Последний также размещен на официальном сайте федерального ведомства, причем информация находится в свободном доступе. Все, что требуется от проверяющего – сверить данные, указанные на интернет-ресурсе и непосредственно в банковской гарантии.
Еще одним базовым критерием проверки становится соответствие договора БГ правилам оформления, установленным на законодательном уровне. Первым из них выступает составление на бланке банка-гаранта. Вторым – уже упомянутым выше – полная идентичность реквизитов на документе и в перечне Минфина. Также необходимо проверить условия и срок действия финансового поручительства.
К финансовому поручительству в рамках госзакупок предъявляются повышенные требования. Они выражаются в несколько стандартных и дополнительных условиях, которые должны присутствовать в тексте документа. В их число входят:
Важным дополнительным условием становится размещение в тексте документа перечня документов, предоставляемых бенефициаром в банк одновременно с требованием об оплате. Невыполнение любого из перечисленных выше требований может стать основанием для признания банковской гарантии недействительной.
Отдельного рассмотрения заслуживает один из ключевых пунктов финансового поручительства – срок действия БГ. Он жестко регламентирован положениями №44-ФЗ и определяется видом гарантийных обязательств:
Оформление гарантии на меньший срок означает невыполнение требований законодательства. Результатом становится обоснованное отклонение документа решением заказчика, проводящего госзакупку.
Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводятся компаниями и корпорациями с государственным участием в собственности. Подобные тендерные процедуры регламентируются менее жестко, чем госзакупки, но также должны соответствовать определенным правилам. Одно из них – предоставление обеспечения обязательств участника торгов в виде банковской гарантии. Подлинность последней проверяется по двум ключевым критериям – банку-гаранту и условиям финансового поручительства. Они становятся еще более актуальными, если учесть, что общефедеральный реестр банковских гарантий по №223-ФЗ не ведется.
Перечень банков, имеющих право предоставлять БГ в рамках закупочных процедур по №223-ФЗ, не ограничен. Но некоторые государственные корпорации, выступающие в статусе заказчиков, например, РЖД или Газпром, принимают поручительство только специально аккредитованных ими финансовых организаций. Такая возможность допускается положениями №223-ФЗ. Обязательным дополнительным требованием к банку выступает наличие действующей лицензии, выданной регулятором рынка – ЦБ РФ.
Требования к договору банковской гарантии по №223-ФЗ схожи с аналогичными по №44-ФЗ, хотя и несколько более лояльны к гаранту. Первым и главным условием становится оформление на бланке кредитной организации. Отдельно проверяются условия и срок действия БГ.
К числу обязательных условий поручительства по обязательствам принципала в рамках закупок по №223-ФЗ относятся такие:
Актуальная редакция №223-ФЗ предоставляет заказчикам право дополнять перечень обязательных условий дополнительному по собственному усмотрению. Поэтому нередко перечень требований к БГ совпадает с тем, что предусмотрены положениями №44-ФЗ.
Минимальную длительность обязательств банка-гаранта устанавливает заказчик. Обычно он руководствуется требованиями №44-ФЗ, которые становятся обязательными при включении в тендерную документацию.
Длительное время на финансовом рынке России присутствовало немало фиктивных банковских гарантий. Сегодня эта проблема стала намного менее актуальной, но полностью исключить возможность получения недействительного поручительства нельзя. А потому целесообразно всегда проверять БГ на подлинность. В этом смысле полезно знать три главных признака, вызывающих сомнение в действительности банковской гарантии.
Первой и основной проблемой становится нестабильное финансовое положение банковского учреждения. Далеко не все отечественные банки работают успешно и эффективно, что подтверждается ежегодным отзывом немалого числа банковских лицензий регулятором рынка.
Поэтому перед началом сотрудничества по оформлению гарантии имеет смысл изучить финансовую отчетность кредитной организации, перечень судебных разбирательств, в которых она участвует, а также посмотреть ее рейтинги на тематических сайтах и другую подобную информацию. Такой подход позволит избежать деловых взаимоотношений с контрагентом, имеющим сомнительную репутацию.
Демпинговые цены на предоставляемые услуги – еще один очевидный и очень наглядный показатель нестабильного финансового положения банка. Стандартная комиссия за выдачу банковской гарантии составляет 5-10%. Крупные и хорошо известные банки делают некоторую скидку для постоянных клиентов, снижая ставку до 3-4% или даже 2%.
Но подобные уступки должны быть обоснованы заинтересованностью в дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве, а не желанием получить клиента любым способом с целью хотя бы немного поправить финансовую ситуацию. Отдельного упоминания заслуживает необходимость внимательного изучения реквизитов, куда переводится оплата комиссии. Они должны принадлежать банку-гаранту, а не сторонней организации, используемой для вывода активов проблемного кредитного учреждения.
Фактически, банковская гарантия выступает услугой, схожей с кредитованием, пусть и в несколько упрощенном виде и без излишних формальностей. А потому банк в обязательном порядке должен проверить потенциального клиента, для чего запрашивается стандартный в подобных ситуациях комплект документов. Он включает:
Если запрос на предоставление перечисленной документации не поступил, а банковское учреждение готово выдать гарантию, это становится серьезным сигналом о сомнительной ценности такого поручительства. Высока вероятность признания документа недействительным.
Гарантия банка предоставляется участником госзакупки с одной из двух целей: первая - для обеспечения заявки (обязательно для всех потенциальных поставщиков и исполнителей), вторая - обеспечение обязательств по исполнению госконтракта (требуется только победителю электронного аукциона).
Для этого необходимо обратиться с официальным запросом или в банк, оформивший гарантию, или в Федеральное казначейство. Первый вариант используется для открытых закупок, второй – для торгов, проводимых в закрытом режиме.
Самый простой и надежный способ проверки предполагает обращение в банк, выдавший гарантию. Альтернативные варианты предусматривают внимательное изучение условий поручительства, включая наличие всех необходимых реквизитов и сведений, а также правильность срока действия документа.
Можно выделить несколько ключевых признаков потенциально возможных проблем с применением банковской гарантии. Три главных из них: низкая комиссия за предоставление услуги, минимальный набор документов, запрошенный банком, и сложная финансовая ситуация кредитного учреждения, которая выражается в долгах или многочисленных судебных разбирательствах.