Характерной особенностью российской нормативно-правовой базы выступает частое внесение изменений. Сказанное в полной мере касается и №44-ФЗ. Актуальная редакция базового Федерального закона в области государственных закупок принята совсем недавно – 2 июля 2021 года. Отдельного упоминания заслуживают важные корректировки, вступившие в силу со второй половины 2019 года. Одним из самых актуальных изменений стало внесение в №44-ФЗ нового вида обеспечения – в части гарантийных обязательств поставщика. Важность этого вопроса требует более детального и внимательного рассмотрения.
Под гарантийным понимается комплекс обязательств, обязательный для исполнения поставщиком товара или услуги. Он формируется из нескольких понятий, включающих в себя:
Предоставление гарантийных обязательств выступает обязательным условием участия в госзакупке, а также заключения и последующего выполнения государственного контракта. Именно таким образом обеспечивается качество получаемой услуги, товара или работы. Для недопущения недобросовестной конкуренции или участия в госзакупках ненадежных поставщиков в №44-ФЗ введения страховка для заказчика в виде обеспечения гарантийных обязательств или ОГО.
Основным отличием ОГО и ОИК выступает предмет «страховки». В первом случае речь идет о гарантиях качества товара или услуги, а во втором – о самом факте их поставки.
Еще одной существенной разницей становится размер обеспечения. Для ОГО он не превышает 10% от начальной цены торгов, для ОИК стандартное значение обеспечения варьируется от 5% до 30%, а предельное ограничивается величиной авансовой выплаты по контракту и может доходить до 100% от стартовой цены контракта.
Третьим существенным различием становится время предоставления обеспечения. Для ОГО таковым становится момент поставки товара или услуги, а для ОИК – дата подписания государственного контракта.
Со второй половины 2020 года требование предоставить ОГО выступает правом, а не обязанностью заказчика. Исключение составляют государственные закупки оборудования и машин. В этом случае требование предоставить обеспечение гарантийных обязательства включать в тендерную документацию необходимо. Как и аналогичные ОГО в отношении работ по монтажу и выполнению пусконаладочных работ.
Определение термина «машины и оборудование» дается соответствующим Техническим регламентом, который действует на территории Таможенного союза и маркируется как ТР ТС 010/2011. Хотя следует отметить, что данный вопрос сложно назвать детально проработанным.
Как было отмечено выше максимальный размер ОГО установлен на уровне 10% от начальной цены тендера. Минимальная величина этого параметра равняется нулю, что вполне логично, если учесть необязательность его практического применения. Именно поэтому при принятии решения участвовать в государственной закупке необходимо внимательно изучить тендерную документацию.
Это попросту необходимо, чтобы объективно оценить собственные финансовые возможности, прежде всего – в части предоставления необходимых обеспечений. В противном случае вполне реально негативное развитие событий и срыв поставки, результатом которого становится включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков со всеми малоприятными последствиями. Главным из них становится невозможность участия в подобных тендерах в течение двух следующих лет.
Одним из ключевых параметров ОГО становится срок действия обеспечения. Он должен быть, как минимум, на месяц дольше гарантии, предусмотренной текстом государственного контракта. Невыполнение этого требования влечет нарушение контрактных обязательств, неисполнение поставки и описанные выше негативные последствия.
Нужно помнить о еще одном немаловажном юридическом нюансе. Он заключается в необходимости предоставления обеспечения гарантийных обязательств одновременно с поставкой услуги или товара. Другими словами – непосредственно перед подписанием акта приемки-передачи. В отношении этого требования действуют правила, аналогичные описанному в предыдущем абзаце. А потому следует четко соблюдать оба условия, что становится гарантией отсутствия проблем, включая внесение поставщика в реестр недобросовестных исполнителей.
Положения №44-ФЗ предусматривают два способа предоставления ОГО. Первый предусматривает внесение на специальный счет денежных средств поставщика. Такой вариант используется на практике нечасто, так как сопровождается очевидными неудобствами для участника госзакупок. Главной из них становится необходимость выводить серьезную сумму денег из оборота и фактически замораживать их на достаточно заметный период времени. Тем более – если речь идет о товаре с длительным гарантийным сроком.
Второй способ предполагает предоставление банковской гарантии. Именно он применяется на практике особенно часто, так как удобен всем заинтересованным сторонам. Заказчик имеет возможность быстро получить необходимые денежные средства непосредственно от банка по упрощенной процедуре. А поставщик за разумную дополнительную плату в виде комиссии в размере 2%-10% от суммы банковской гарантии выполняет требования законодательства без необходимости выводить деньги из оборота.
Существенным юридическим нюансом становится возможность сменить способ ОГО в ходе действия государственного контракта. При этому сумма обязательств остается неизменной.
В тексте №44-ФЗ не дается четкого разъяснения, когда именно происходит возврат предоставленного поставщиком обеспечения гарантийных обязательств. Речь в данном случае идет о денежных средствах, так как банковская гарантия имеет четко определенный срок, по истечении которого попросту прекращается. В отношении денег действуют правила, установленные применительно к ОИК, которые включают необходимо возврата:
Немаловажным юридическим нюансом становится необходимость указать сроки возврата обеспечения в тендерной документации и проекте государственного контракта. Вполне логично, что и в итоговой версии документа такой пункт должен присутствовать в обязательном порядке. Отсутствие пояснений в тендерной документации или государственном контракте становится основанием для обжалования подобных действий заказчика в ФАС.
Такие корректировки вступили в силу со второй половины 2019 года. Некоторые изменения были внесены и начали действовать еще и годом позже. Вполне вероятны и дальнейшие корректировки в текст Федерального закона, которые вносятся на основе анализа практики его применения.
Основной целью практического использования ОГО стало повышение качества поставляемых в рамках государственных контрактов товаров и услуг. Фактически обеспечение гарантийных обязательств выступает страховкой заказчика от недобросовестного поведения или некачественного сервиса поставщиков.
Под ОГО понимается предоставление обеспечения обязательств в части гарантийного срока и гарантийного обслуживания на всем его протяжении поставленного заказчику товара. Также в состав ОГО входят требования к предоставляемому в течение этого временного периода сервису или выполняемым работам.
Как и в отношении других видов обеспечения, допускается два варианта его предоставления – перечисление денежных средств на специальный счет или оформление банковской гарантии. Первый способ применяется достаточно редко, второй – намного чаще, что объясняется его удобством и минимальным уровнем сопутствующих расходов для поставщика.
Предельное значение ОГО установлено на уровне 10%. Фактическое определяется заказчиком и в обязательном порядке указывается в тендерной документации.
Такое требование в обязательном порядке распространяется на один вид товаров – машины и оборудование. Их перечень определяется положениями ТР ТС 010/2011.