logo
Ещё

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ

Принятие и вступление в силу №44-ФЗ привело к формированию новых правил функционирования контрактной системы в России. В число важных нововведений вошло банковское сопровождение контрактов (сокращенно – БСК). Порядок его проведения регламентирован статьей 35 №44-ФЗ и отдельным ПП №963 (датируется 20.09.2014). Рассмотрим подробнее, что это – банковское сопровождение договора, производимое в рамках госзакупок по №44-ФЗ.

Для чего нужно БСК

Под банковским сопровождением понимается контроль исполнения контракта, заключенного по итогам проведения закупки, который производится уполномоченной финансовой организацией на основании специального договора. Целью подобной услуги становится обеспечение прозрачности расходования денежных средств, выделенных из бюджетов разного уровня.

Договор на проведение БСК заключается со всеми участвующими в исполнении контракта сторонами. В числе последних: заказчик, подрядчик, субподрядчики и другие заинтересованные лица в статусе ООО или ИП.

Виды банковского сопровождения контракта

Положения ПП №963 позволяют разделить рассматриваемую услуга на две разновидности. Каждый вариант БСК следует рассмотреть и описать более детально:

  1. Простое. Включает мониторинг специального счета, открытого для поставщика по контракту. Исполнитель предоставляет банку сведения о движении денег, остатках на счете и другой информации, в том числе – по отдельным запросам. Такой вариант услуги предоставляется без взимания дополнительной платы.
  2. Расширенное. В этом случае банковская услуга предоставляется на платной основе. Она предусматривает выполнение нескольких дополнительных мероприятий, главным из которых становится контроль над обеспечением соответствия поставляемых услуг или товаров условиям государственного контракта.

Стоимость БСК

Как было отмечено выше, простое БСК не предусматривает взимания платы за предоставление услуги. Предельная величина комиссии за расширенное банковское сопровождение регламентирована положениями ПП №963, рассчитается в зависимости от цены договора и составляет:

  • 1,15% - при заключении контракта на сумму от полумиллиарда до 1 млрд. руб.;
  • 1,12% - если подписывается договора на сумму в пределах 1-5 млрд. руб.;
  • 1,09% - для государственных контрактов в размере 5-10 млрд. руб.;
  • 1,05% - при оформлении договора в рамках госзакупки на 10-15 млрд. руб.;
  • 1,00% - если сумма подписанного в результате проведения торгов договора превышает 15 млрд. руб.

Когда необходимо заключать договор на проведение БСК

Простое БСК нужно использовать при выполнении любого из двух условий. Первое – начальная цена государственного контракта составляет более 10 млрд. руб. Второе – ограниченный срок действия поставленного товара или услуги рамками одного жизненного цикла. Кроме того, мониторинг исполнения договора по итогам закупки по №44-ФЗ требуется осуществлять, если он контракт с единственным поставщиком (сокращенно – ЕП) на сумму от 10 млрд. руб.

Расширенное БСК следует применять при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

  • при заключении контракта с ЕП на возведение, реконструкцию или техническое перевооружение объекта на сумму свыше 10 млрд. руб.;
  • для договоров с ЕП на сумму от 15 млрд. руб. в рамках реализации государственных программ;
  • при подписании контракта, одним из требований которого выступает казначейское обеспечение обязательств;
  • для договоров, условия которых предусматривают меры ограничительного характера.

Специальные условия проведения БСК установлены для госзакупок, которые проводит в качестве заказчика Минпромторг. В этом случае следует руководствоваться положениями Распоряжения ПП №1658-р (датируется 03.08.2017).

Порядок проведения БСК

Предоставление услуги БСК предусматривает работу банка сразу по нескольким направлениям. Основные этапы привлечения финансовой организации к контролю над реализацией государственного контракта следует рассмотреть отдельно.

Где указаны сведения о банковском сопровождении

Необходимость заключения договора на БСК обязательно указывается в тендерной документации. Речь идет о следующих документах:

  • план-график госзакупки;
  • извещение о ее проведении;
  • проект государственного или муниципального контракта;
  • другая закупочная документация.

Требования к банкам при осуществлении БСК

К банкам, которые проводят сопровождение государственных и муниципальных контрактов, предъявляется несколько требований, обязательных для выполнения. В их числе:

  • лицензия Центробанка РФ;
  • 5-летний или более продолжительный опыт работы на финансовом рынке;
  • собственные активы в размере от 1 млрд. руб.;
  • отсутствие запущенной процедуры финансового оздоровления, проводимой по решению Банка России;
  • выполнение нормативов регулятора за последние полгода.

Еще одним обязательным условием становится аккредитация банка Минфином России. Перечень финансовых организаций, имеющих право производить банковское сопровождение контрактов и выдавать гарантии в рамках №44-ФЗ, размещается в свободном доступе на сайте контролирующего ведомства.

Договор БСК

Основанием для предоставления услуги БСК становится договор. Его содержание включает следующие обязательные сведения и условия сотрудничества:

  • наименования и реквизиты всех заинтересованных сторон;
  • условия и сроки открытия специального счета;
  • для каждой из сторон, участвующих в подписании договора – права и обязанности;
  • порядок проведения расчетов в рамках исполнения государственного контракта;
  • необходимость и порядок списания со счета суммы, равной авансовой оплате (при отсутствии обеспечения);
  • обязательства банка в части передачи заказчику государственного контракта результатов мониторинга;
  • условия и процедура изменения/расторжения договора на БСК;
  • необходимость и правила предоставления сведений в ФК, если это предусмотрено тендерной документацией;
  • по отдельному согласованию с заказчиком основного контракта – сведения, необходимые для включения в платежные документы;
  • по отдельному согласованию с заказчиком - права банковской организации производить проверки платежных документов;
  • другие условия сотрудничества, в том числе – установленные тендерной документацией.

Грамотная работа специалистов банка, предоставляющего услугу БСК, обеспечивает жесткий контроль над движением бюджетных средств. Результатом становится эффективность их расходования и четкое выполнение условий государственного контракта, заключенного по итогам проведения госзакупки в рамках №44-ФЗ.

Успешное применение БСК привело к появлению и востребованности услуги банковского сопровождение коммерческих контрактов. Она применяется на сегодняшнем финансовом рынке заказчиками самого разного юридического статуса, прежде всего – крупными частными компаниями.

Часто задаваемые вопросы

Что понимается под БСК?

Банковское сопровождение контракта – это специализированная финансовая услуга, целью предоставления которой становится контроль над расходованием бюджетных средств и точное выполнение контрактных условий.

Каковы цели осуществления БСК?

Основной задачей банка, оказывающего услуги банковского сопровождения, становится контролирование перемещения выделенных из бюджета средств для их целевого расходования.

Какие виды банковского сопровождения государственных контрактов применяются на практике?

Различают два вида рассматриваемой услуги – простое и расширенное БСК. В первом случае деятельность банка ограничивается мониторингом движения денежных средств. Во втором речь идет о контроле над исполнением базовых условий контракта.

Какие банки имеют право предоставлять услуги БСК?

Банковским сопровождением государственных и муниципальных контрактов занимаются банки, включенные в специальный перечень Минфина, а следовательно - удовлетворяющие предъявляемым ведомством требованиям.

Как определяется стоимость банковского сопровождения?

Простое БСК не предусматривает взимание платы. Комиссия за расширенное банковское сопровождение рассчитывается в процентах от суммы контракта и регламентируется контролирующими финансовый рынок органами.