Банковская гарантия — это инструмент обеспечения исполнения обязательств, который используется в гражданско-правовых и коммерческих отношениях. Она оформляется в виде одностороннего обязательства банка выплатить определенную сумму бенефициару (выгодоприобретателю) при наступлении условий, указанных в гарантии. Такой механизм широко применяется в тендерах, государственных закупках, строительстве, поставках товаров и иных договорах.
В механизме банковской гарантии участвуют три стороны:
Это лицо, в интересах которого оформляется гарантия. Принципал обязуется перед заказчиком (бенефициаром) выполнить определенные условия — например, поставить товар, выполнить работы или оказать услуги. Принципал обращается в банк за выдачей гарантии.
Обязанности принципала:
Банк | Сумма обеспечения | Срок | Комиссия |
---|---|---|---|
Ингосстрах Банк | до 300 млн | до 3740 дней | от 2.3% |
МТС Банк | до 50 млн | до 1095 дней | от 2.7% |
ВТБ | до 100 млн | до 1885 дней | от 3% |
Сбербанк | до 100 млн | до 1861 дня | от 3.4% |
Банк ПСБ | до 250 млн | до 1888 дней | от 2.7% |
Банк ЗЕНИТ | до 1 млрд | до 3600 дней | от 3.2% |
Альфа-Банк | до 500 млн | до 3652 дней | от 3% |
Кредитная организация, выдавшая банковскую гарантию. Банк обязуется выплатить оговоренную сумму бенефициару, если принципал не выполнит условия договора. Ответственность банка носит безотзывный характер, если иное не предусмотрено договором.
Обязанности банка:
Лицо, в пользу которого выдана банковская гарантия. Обычно это заказчик по договору поставки, подряда, оказания услуг или государственный орган при участии в торгах.
Права и обязанности бенефициара:
Банковская гарантия — это механизм, где четко распределены роли и ответственность сторон: принципал инициирует, банк гарантирует, бенефициар получает защиту. Понимание обязанностей каждой стороны помогает избежать ошибок и спорных ситуаций при оформлении и исполнении гарантии.