logo
Ещё

Банковская гарантия: стороны договора

Банковская гарантия — это инструмент обеспечения исполнения обязательств, который используется в гражданско-правовых и коммерческих отношениях. Она оформляется в виде одностороннего обязательства банка выплатить определенную сумму бенефициару (выгодоприобретателю) при наступлении условий, указанных в гарантии. Такой механизм широко применяется в тендерах, государственных закупках, строительстве, поставках товаров и иных договорах.

Основные стороны банковской гарантии

В механизме банковской гарантии участвуют три стороны:

1. Принципал

Это лицо, в интересах которого оформляется гарантия. Принципал обязуется перед заказчиком (бенефициаром) выполнить определенные условия — например, поставить товар, выполнить работы или оказать услуги. Принципал обращается в банк за выдачей гарантии.

Обязанности принципала:

  • Исполнить обязательства по контракту.
  • Оплатить комиссии и сборы за выдачу гарантии.
  • Предоставить в банк документы, подтверждающие правомерность сделки.

Лучшие предложения по банковским гарантиям

Банк Сумма обеспечения Срок Комиссия
Ингосстрах Банк до 300 млн до 3740 дней от 2.3%
МТС Банк до 50 млн до 1095 дней от 2.7%
ВТБ до 100 млн до 1885 дней от 3%
Сбербанк до 100 млн до 1861 дня от 3.4%
Банк ПСБ до 250 млн до 1888 дней от 2.7%
Банк ЗЕНИТ до 1 млрд до 3600 дней от 3.2%
Альфа-Банк до 500 млн до 3652 дней от 3%

2. Банк-гарант

Кредитная организация, выдавшая банковскую гарантию. Банк обязуется выплатить оговоренную сумму бенефициару, если принципал не выполнит условия договора. Ответственность банка носит безотзывный характер, если иное не предусмотрено договором.

Обязанности банка:

  • Проверить правомерность сделки.
  • Выдать гарантию при наличии всех оснований.
  • Произвести выплату по письменному требованию бенефициара при наступлении гарантийного случая.

3. Бенефициар

Лицо, в пользу которого выдана банковская гарантия. Обычно это заказчик по договору поставки, подряда, оказания услуг или государственный орган при участии в торгах.

Права и обязанности бенефициара:

  • Требовать исполнения обязательств от принципала.
  • В случае нарушения условий — предъявить банку требование о выплате.
  • Предоставить необходимые документы, подтверждающие нарушение.

Взаимоотношения сторон

  • Между принципалом и банком заключается договор на выдачу банковской гарантии.
  • Между банком и бенефициаром возникает обязательство только после выдачи гарантии.
  • Между принципалом и бенефициаром существует основной договор (контракт, соглашение), исполнение которого и обеспечивается гарантией.

Особенности взаимодействия

  • Банк не участвует в основном договоре между принципалом и бенефициаром.
  • Бенефициар может потребовать выплату гарантии без согласия принципала, если условия гарантии это допускают.
  • Принципал может не согласиться с предъявлением требования, но банк обязан рассматривать только документы от бенефициара, не вмешиваясь в споры сторон.

Заключение

Банковская гарантия — это механизм, где четко распределены роли и ответственность сторон: принципал инициирует, банк гарантирует, бенефициар получает защиту. Понимание обязанностей каждой стороны помогает избежать ошибок и спорных ситуаций при оформлении и исполнении гарантии.