logo
Ещё

В чем отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ

Самым наглядным отличием №44-ФЗ от №223-ФЗ, бросающимся в глаза, становится объем законодательного акта: текст первого закона примерно в 10 раз больше, чем второго. На этом различия между документами не заканчиваются. А потому имеет смысл рассмотреть более внимательно и подробно, в чем состоят основные различия между №44-ФЗ и №223-ФЗ, причем для большей наглядности – в табличной форме.

Базовые отличия

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Действие законодательного акта регламентирует закупки, которые проводятся всеми государственными и муниципальными организациями. Положения №44-ФЗ устанавливают жесткие требования к каждому из этапов процедуры.

Любое нарушение, допущенное участниками госзакупки предусматривает серьезные санкции, прежде всего – для исполнителей, которые заносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Четкое соблюдение требований закона гарантирует заключение госконтракта и своевременную оплату поставленных товаров или услуг.

Содержит общие правила проведения закупок компаниями с государственным участием. Подробные условия реализации мероприятия разрабатывает сам заказчик. Поэтому торги, проводимые разными организациями, достаточно серьезно отличаются по многим параметрам – от требований к участникам до критериев определения победителя.

Заказчики закупочных мероприятий

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Заказчиками при проведении госзакупок становятся бюджетные учреждения двух видов – государственные и муниципальные.

Перечень заказчиков для закупок по №223-ФЗ включает:

  • компании в собственности государства на половину или больше, а также их дочерние предприятия любого статуса;
  • естественные монополии, в числе которых РЖД, Газпром и другие корпорации;
  • хозяйствующие субъекты, ведущие деятельность в регулируемых государством сферах, например, водоснабжении или энергетике;
  • бюджетные учреждения, которые проводят закупки, финансируемые из грантов, собственных средств или в рамках субподряда.

Поставщики товаров или услуг

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Один из немногих пунктов, общих для обоих Федеральных законов. Поставщиками выступают хозяйствующие субъекты, имеющие статус юрлица, ИП или самозанятого.

Привилегированные участники

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Правила проведения госзакупок предусматривают предоставление различных льгот и преференций следующим категориям поставщиков:

  • организации инвалидов;
  • предприятия УИС;
  • субъекты, отнесенные к малому предпринимательству;
  • социально ориентированные НКО;
  • поставщики товаров из стран ЕАЭС.

Например, доля закупок у социально ориентированных НКО и субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее 15% для каждого государственного заказчика.

Положения №223-ФЗ устанавливают преференции и льготы двум категориям участников:

  • поставщики товаров и услуг из стран ЕАЭС;
  • самозанятые и субъекты, отнесенные к малому или среднему предпринимательству.

Доля последней группы поставщиков должна составлять не менее 20% от ежегодного объема закупок.

Виды торгов

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Положения ФЗ допускают проведения закупки одним из 10 способов:

  • пять видов конкурсов: открытые, с ограничением участия, закрытые, закрытые с ограничением участия, двухэтапные;
  • электронные аукционы;
  • закрытые аукционы;
  • два вида запросов – котировок цены и предложений;
  • закупки у единственного поставщика (ограничены жесткими требованиями).

Федеральный закон требует от заказчика четко прописать формат проведения закупки – конкурентный или неконкурентный. К первым относятся:

  • конкурсы;
  • аукционы;
  • запросы котировок или предложений.

Вторые предусматривают закупки у единственного поставщика. Их проведение регламентируется необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий.

Для проведения закупок с участием представителей малого и среднего бизнеса используются только конкурентные формы торгов и восемь аккредитованных ЭТП.

ЭТП для проведения закупок

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Государственные закупки организуются и проводятся на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещается в свободном доступе на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки. Участие в торгах в качестве заказчика и поставщик предусматривает обязательную регистрацию в этой Единой информационной системе.

Организация и проведение закупок осуществляется на полутора сотнях ЭТП. Многие из них созданы ключевыми заказчиками.

Как и для предыдущего пункта действует ограничение, касающееся закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу. Подобные торговые процедуры проводятся исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями №44-ФЗ.

Временной регламент закупочных мероприятий

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Все процедура проведения государственной закупки, включая сроки каждого из этапов - публикации извещения, приема заявок, их последующего рассмотрения, заключения государственного контракта с победителем – жестко регламентирована положениями Федерального закона.

Сроки проведения каждого из этапов закупки определяет заказчик при разработке тендерной документации. Положения №223-ФЗ регламентируют только самые общие требования к реализации мероприятия, в том числе – в отношении длительности отдельных стадий.

Способы идентификации участников

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Заявка и ценовые предложения участника госзакупки в обязательном порядке подписываются КЭП или квалифицированной электронной подписью. Других вариантов идентификации поставщика или заказчика Федеральный закон не допускает.

Требования к идентификации поставщика или заказчика устанавливаются внутренними правилами электронной торговой площадки. На законодательном уровне допускается использование разных видов цифровой подписи – квалифицированной (КЭП), квалифицированной с расширением для конкретной ЭТП, неквалифицированной (НЭП).

Отчетность, обязательная для заказчиков

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Заказчик размещает на интернет-портале ЕИС Закупки следующие виды отчетности:

  • документация о правилах приемки работ, услуг или товаров;
  • годовой отчет о произведенных объемах закупок у привилегированных категорий поставщиков: социально ориентированных НКО и субъектах малого и среднего бизнеса;
  • отчет, документально подтверждающий обоснованность и законность проведения закупки у единственного поставщика.

В обязательства заказчика входит размещение на ЕИС Закупки до 10 числа месяца, следующего за отчетным, данных об итоговой стоимости:

  • оформленных договоров;
  • договоров, подписанных с единственным поставщиком;
  • договоров по закупкам, информация о которых относится к государственной тайне.

По итогам года до 1 февраля следующего размещается еще два отчета:

  • о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса;
  • о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса в области инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг.

Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Поставщик предоставляет три вида обеспечения:

  1. Заявки. Сумма банковской гарантии или денежного взноса – от 0,5 до 5% (в зависимости от максимальной цены). Срок – на 2 месяца дольше последней даты приема заявок.
  2. Исполнения обязательств по государственному контракту (ОИК). Сумма БГ или денежного взноса на специальный счет – от 5% до 30% от начальной цены, но не ниже авансовых выплат. Для МСП предусматриваются льготы – расчет обеспечения от итоговой цены или полное освобождение от обеспечения. Срок действия гарантии – на месяц дольше длительности заключаемого государственного контракта.
  3. Исполнения гарантийных обязательств (ОГО). Сумма поручительства банка или денежного взноса не превышает 10% от начальной цены. Продолжительность – на месяц дольше установленного договором гарантийного срока.

В зависимости от правил проведения закупки возможны два вида обеспечения:

  1. Заявки. Не требуется при начальной цене торгов ниже 5 млн. руб. При превышении указанной суммы максимальное значение обеспечения – 5%.
  2. ОИК. Устанавливается заказчиком на условиях, указанных в тендерной документации.

Возможность и порядок изменения/расторжения договора

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Основанием для расторжения государственного контракта становится обоюдное согласие сторон. Еще одной причиной подобных действий становится наличие в договоре возможности расторжения в одностороннем порядке. Изменения существенных условий контракта прямо запрещено положениями №44-ФЗ. Урегулирование спорных ситуаций происходит в суде.

Условия, вынесенные в подзаголовок статьи, определяются заказчиком, подробно расписываются в договоре и в обязательном порядке указываются в тендерной документации.

Процедура обжалования действий заказчика

№44-ФЗ

№223-ФЗ

Федеральный закон содержит подробное описание процедура подачи жалобы в органы ФАС. Срок для ее составления и подачи – 2 дня. На рассмотрение и принятие решения отводится следующие 5 рабочих дней.

Жалоба на нарушение положений №223-ФЗ или правил тендерной документации на проведение закупки направляется в органы ФАС. Срок рассмотрения – 7 рабочих дней или месяц (при нарушении антимонопольного законодательства).

Часто задаваемые вопросы

В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?

Первый ФЗ регламентирует, причем очень жестко, порядок проведения закупок на удовлетворение государственных нужд. Второй касается более общих правил реализации закупок, которые проводятся компаниями с серьезным государственным участием.

Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?

Намного более строгие требования к участникам закупок содержатся в №44-ФЗ. Это подтверждается и заметно более внушительным, превышающим примерно в 10 раз, объемом законодательного акта.

На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?

№44-ФЗ определяется требования к закупочным процедурам, осуществляемым государственными и муниципальными учреждениями. №223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводятся компаниями, на половину или более принадлежащими государству.