Внешнее управление представляет собой один из этапов процедуры банкротства. Его главной целью становится на закрытие компании, но ее финансовое оздоровление и, в конечном итоге, восстановление платежеспособности. Введение внешнего управления позволяет одновременно сохранить бизнес и удовлетворить требования кредиторов. Поэтому выгодно всем заинтересованным сторонам.
Рассмотрим более внимательно, что такое процедура внешнего управления, а также каковые ее цели, особенности и принципы законодательного урегулирования.
Под внешним управлением понимается передача функций руководства бизнесом стороннему специалисту – внешнему управляющему (нередко его называют кризисным менеджером). Его назначает арбитражный суд, который рассматривает дело о банкротстве. Более подробно функции и требования к внешнему управляющему описываются ниже. Здесь же необходимо выделить два главных – наличие квалификации и независимость от должника.
Введение процедуры внешнего управления при банкротстве должника рассматривается в качестве эффективного способа восстановить платежеспособность юридического лица. Причем сделать это без ущемления интересов кредиторов. Можно выделить три основных признака, наличие которых позволяет сделать вывод о целесообразности передачи руководства компанией-должником внешнему управляющему. В их число входит:
Важно отметить один очень существенный нюанс. Выявить факты, достаточные для введения внешнего управления при банкротстве можно даже после того, как процедура дошла до стадии конкурсного производства.
Что вполне логично, так как в сохранении бизнеса явно заинтересованы все участники процесса. Сама компания (вместе с владельцами и персоналом – первые остаются собственниками актива, вторые – продолжают работу), кредиторы (у которых увеличиваются шансы на полный возврат долгов), государство, бюджет которого продолжат пополнять налоги компании, восстановившей финансовую состоятельность.
Внешнее управление при банкротстве назначает (как и внешнего управляющего) арбитражный суд, который занимается рассмотрением дела о банкротстве. Причем в его основе должно лежать аналогичное решение, принятое собранием кредиторов. Срок данного этапа процедуры банкротства составляет полтора года, то есть 18 месяцев. Допускается его продление еще на полгода при наличии достаточных на то оснований.
Решение суда, которым вводится внешнее управление, является обязательным для всех участников процесса. Оно подлежит немедленному исполнению в виде передачи всех руководящих функций назначенному арбитражным судьей внешнему управляющему. Который получает полный набор полномочий, вплоть до увольнения прежнего руководства и распоряжения имуществом должника.
С некоторой долей условности выделяют несколько этапов процедуры внешнего управления при банкротстве.
Условность связана с отсутствием четкой хронологии и последовательности реализуемых мероприятий, к числу которых относятся:
Внешний управляющий назначается судьей одновременно с принятием решения о введении процедуры внешнего управления применительно к должнику. Речь идет о специалисте, имеющем статус арбитражного управляющего, для получения которого требуется выполнить несколько обязательных условий:
Внешний управляющий – это всегда специалист высокого класса, обладающий необходимыми для руководства юридическим лицом знаниями и опытом.
Причем сразу в нескольких сферах: финансы, менеджмент, кадры и т.д. В соответствии с действующим законодательством о банкротстве, внешний управляющий получает обширный набор прав, который включает:
Внешний управляющий имеет не менее внушительный и объемный список обязанностей, в состав которого входят:
Необходимо понимать, что объем фактических полномочий внешнего управляющего на соответствующем этапе процедуры банкротства намного больше, чем у предыдущего руководителя и даже собственников бизнеса.
Поэтому крайне важно серьезно подходить к выбору специалиста и налаживанию эффективного взаимодействия с ним в дальнейшем. Причем сказанное распространяется равным образом на всех участников процедуры банкротства, включая арбитражного судью, должника и кредиторов.
Процедура банкротства в целом регламентируется базовым законодательным документом – № 127-ФЗ. Первая редакция Федерального закона датируется 26.10.2002 годом. Характерной особенностью нормативного акта выступает частое внесение изменений. Только в течение прошлого 2023 года было принято сразу 6 ФЗ с поправками к нему. Актуальной на сегодня является редакция от 29.05.2024 года (причем часть изменений еще не вступили в силу).
Внешнему управлению как этапу процедуры банкротства в № 127-ФЗ отводится отдельная Глава VI.
Она состоит из нескольких десятков статей, начиная с 93 и заканчивая 123. Некоторые из них имеют достаточно большой объем, что наглядно демонстрирует важность внешнего управления и понимание этого бесспорного утверждения законодателями.
Первым результатом введения внешнего управления становится назначение управляющего. Ему передается управление делами должника и полномочия руководителя должника.
Дальнейшие действия специалиста осуществляются в рамках полномочий и обязанностей, рассмотренных выше.
Итогом его деятельности становятся следующие возможные результаты внешнего управления:
Продолжительность внешнего управления в рамках процедуры банкротства составляет полтора года (18 месяцев). С возможностью однократного продления еще на полгода (6 месяцев).
Для лучшего понимания сути и особенностей внешнего управления необходимо понимать отличия этого этапа от другой стадии процедуры банкротства – финансового оздоровления (санации). Основная разница между ними заключается в том, что в первом случае полномочия руководителя передаются внешнему управляющему в полном объеме. Во втором – они просто несколько ограничиваются.
Другими словами, внешнее управление вводится там, где нет уверенности в профессионализме или добросовестности текущего руководства. При этом финансовое оздоровление фактически представляет собой оказание относительно небольшой помощи руководителю, правильность действий которого в целом не вызывает сомнений.
Успешные примеры внешнего управления в ходе процедуры банкротства юридического лица сложно назвать широко распространенными. Что легко объясняется нежеланием должников делать подобную информацию публичной. Хотя некоторые факты все-таки доступны. Например, в течение последних 10 лет процедура внешнего управления была успешно завершена в трех достаточно крупных предприятиях: ЗАО Тюменьсудокомплект, ООО Пантеон и АО Мехинжстрой. Все они успешно рассчитались с кредиторами и продолжили работу после прекращения дела о банкротстве.
В то же время не составляет труда при выборе внешнего управляющего уточнить наличие опыта восстановления финансовой стабильности «подопечных».
Заинтересованный в дальнейшем сотрудничестве специалист наверняка предоставить информацию без каких-либо проблем.
Внешнее управление – один из этапов процедуры банкротства, нацеленный на восстановление финансового положения и платежеспособности должника. Он предусматривает передачу руководства юридического лица стороннему и независимому специалисту – внешнему управляющему. Его полномочия широки и предусматривают оптимизацию текущего бизнеса с целью увеличения прибыльности и погашения требований кредиторов. Успешная реализация разработанного управляющим плана мероприятий позволяет прекратить дело о банкротстве. Причем компания-должник продолжает работать, а кредиторы получают свои деньги.
Продолжительность внешнего управления – полтора года с возможностью пролонгации еще на полгода.
Если план внешнего управляющего не дает положительного результата, должник объявляется банкротом и вводится стадия конкурсного производства.