logo
Ещё
Банкротство с гарантией!
У нас нет ни одного проигранного дела
Реклама ООО «НССД»

Что такое внешнее управление при банкротстве?

Внешнее управление представляет собой один из этапов процедуры банкротства. Его главной целью становится на закрытие компании, но ее финансовое оздоровление и, в конечном итоге, восстановление платежеспособности. Введение внешнего управления позволяет одновременно сохранить бизнес и удовлетворить требования кредиторов. Поэтому выгодно всем заинтересованным сторонам.

Рассмотрим более внимательно, что такое процедура внешнего управления, а также каковые ее цели, особенности и принципы законодательного урегулирования.

Основные цели внешнего управления

Под внешним управлением понимается передача функций руководства бизнесом стороннему специалисту – внешнему управляющему (нередко его называют кризисным менеджером). Его назначает арбитражный суд, который рассматривает дело о банкротстве. Более подробно функции и требования к внешнему управляющему описываются ниже. Здесь же необходимо выделить два главных – наличие квалификации и независимость от должника.

Введение процедуры внешнего управления при банкротстве должника рассматривается в качестве эффективного способа восстановить платежеспособность юридического лица. Причем сделать это без ущемления интересов кредиторов. Можно выделить три основных признака, наличие которых позволяет сделать вывод о целесообразности передачи руководства компанией-должником внешнему управляющему. В их число входит:

  1. Определение реальной возможности восстановить платежеспособность бизнеса, причем в понятные сроки.
  2. Собрание кредиторов согласно с подобным решением, что выражено соответствующим ходатайством в арбитражный суд о переходе к данному этапу процедуры банкротства.
  3. Установлены факты и обстоятельства, свидетельствующие о целесообразности стабилизации финансового состояния должника без распродажи его имущества и закрытия предприятия.
Важно отметить один очень существенный нюанс. Выявить факты, достаточные для введения внешнего управления при банкротстве можно даже после того, как процедура дошла до стадии конкурсного производства.

Что вполне логично, так как в сохранении бизнеса явно заинтересованы все участники процесса. Сама компания (вместе с владельцами и персоналом – первые остаются собственниками актива, вторые – продолжают работу), кредиторы (у которых увеличиваются шансы на полный возврат долгов), государство, бюджет которого продолжат пополнять налоги компании, восстановившей финансовую состоятельность.

Процедура внешнего управления

Внешнее управление при банкротстве назначает (как и внешнего управляющего) арбитражный суд, который занимается рассмотрением дела о банкротстве. Причем в его основе должно лежать аналогичное решение, принятое собранием кредиторов. Срок данного этапа процедуры банкротства составляет полтора года, то есть 18 месяцев. Допускается его продление еще на полгода при наличии достаточных на то оснований.

Решение суда, которым вводится внешнее управление, является обязательным для всех участников процесса. Оно подлежит немедленному исполнению в виде передачи всех руководящих функций назначенному арбитражным судьей внешнему управляющему. Который получает полный набор полномочий, вплоть до увольнения прежнего руководства и распоряжения имуществом должника.

С некоторой долей условности выделяют несколько этапов процедуры внешнего управления при банкротстве.

Условность связана с отсутствием четкой хронологии и последовательности реализуемых мероприятий, к числу которых относятся:

  1. Возврат дебиторской задолженности.
  2. Уступка прав требований организации.
  3. Закрытие нерентабельных направлений деятельности предприятия.
  4. Стимулирование и активизация рентабельных.
  5. Частичная реализация активов компании-должника.
  6. Привлечение внутреннего (со стороны владельцев) и стороннего (от внешних инвесторов) финансирования для увеличения капитала юридического лица.
  7. Дополнительный выпуск ценных бумаг (акций и/или облигаций), необходимый для решения аналогичной задачи.
  8. Другие действия, направленные на максимально быстрое и эффективное восстановление финансовой стабильности бизнеса.

Внешний управляющий при банкротстве

Внешний управляющий назначается судьей одновременно с принятием решения о введении процедуры внешнего управления применительно к должнику. Речь идет о специалисте, имеющем статус арбитражного управляющего, для получения которого требуется выполнить несколько обязательных условий:

  • членство в профильной СРО;
  • высшее образование;
  • опыт работы на руководящих должностях;
  • стажировка у арбитражного управляющего;
  • оформление договора страхования ответственности;
  • отсутствие судимости и ряд других менее существенных формальностей.
Внешний управляющий – это всегда специалист высокого класса, обладающий необходимыми для руководства юридическим лицом знаниями и опытом.

Причем сразу в нескольких сферах: финансы, менеджмент, кадры и т.д. В соответствии с действующим законодательством о банкротстве, внешний управляющий получает обширный набор прав, который включает:

  • распоряжение имуществом компании-должника;
  • заключение мировых соглашений и иных документов, способствующих восстановлению платежеспособности предприятия;
  • заявление отказа исполнить договора и иные обязательства должника (если это отвечает требованиям законодательства и интересам компании);
  • подача арбитражному судье заявлений и ходатайств, направленных на возврат активов должника и достижение иных целей, помогающих исправить финансовую ситуацию в организации (в том числе – о признании недействительными действий, решений и сделок предыдущего руководства);
  • совершать другие действия, отвечающие целям введения внешнего управления при банкротстве.

Внешний управляющий имеет не менее внушительный и объемный список обязанностей, в состав которого входят:

  • поиск, принятие в распоряжение и инвентаризация активов потенциального банкрота;
  • включение результатов сверки в ЕФРСБ (на это отводится всего 3 дня);
  • разработка плана мероприятий в рамках процедуры внешнего управления при банкротстве, реализация которого позволит восстановиться финансовую состоятельность должника;
  • непосредственное руководство предприятием, включая ведение всех видов учета и отчетности (налоговой, финансовой, бухгалтерской, статистической и любой другой);
  • заявление возражений на предъявляемые к должнику требования кредиторов;
  • взыскание дебиторской задолженности в пользу должника;
  • формирование и ведение реестра требований кредиторов;
  • реализация разработанного на начальном этапе процедуры плана мероприятий в рамках внешнего управления;
  • информирование комитета кредиторов о ходе выполнения плана мероприятий и текущем состоянии платежеспособности должника;
  • составление отчета внешнего управляющего о результатах собственной деятельности, который предоставляется в адрес судьи и кредиторов;
  • совершение иных действий в рамках имеющихся полномочий, направленных на решение главной задачи внешнего управления в виде стабилизации финансового положения должника.
Необходимо понимать, что объем фактических полномочий внешнего управляющего на соответствующем этапе процедуры банкротства намного больше, чем у предыдущего руководителя и даже собственников бизнеса.

Поэтому крайне важно серьезно подходить к выбору специалиста и налаживанию эффективного взаимодействия с ним в дальнейшем. Причем сказанное распространяется равным образом на всех участников процедуры банкротства, включая арбитражного судью, должника и кредиторов.

Законодательное регулирование внешнего управления

Процедура банкротства в целом регламентируется базовым законодательным документом – № 127-ФЗ. Первая редакция Федерального закона датируется 26.10.2002 годом. Характерной особенностью нормативного акта выступает частое внесение изменений. Только в течение прошлого 2023 года было принято сразу 6 ФЗ с поправками к нему. Актуальной на сегодня является редакция от 29.05.2024 года (причем часть изменений еще не вступили в силу).

Внешнему управлению как этапу процедуры банкротства в № 127-ФЗ отводится отдельная Глава VI.

Она состоит из нескольких десятков статей, начиная с 93 и заканчивая 123. Некоторые из них имеют достаточно большой объем, что наглядно демонстрирует важность внешнего управления и понимание этого бесспорного утверждения законодателями.

Внешнее управление - последствия

Первым результатом введения внешнего управления становится назначение управляющего. Ему передается управление делами должника и полномочия руководителя должника.

Дальнейшие действия специалиста осуществляются в рамках полномочий и обязанностей, рассмотренных выше.

Итогом его деятельности становятся следующие возможные результаты внешнего управления:

  1. Прекращение дела о несостоятельности. Процедура банкротства останавливается решением арбитражного суда. Которое выносится на основании восстановления финансового положения должника, включая возможность удовлетворить требования кредиторов.
  2. Заключение мирового соглашения между должником и кредиторами, которое утверждается судьей и содержит график погашения задолженности, устраивающий все заинтересованные стороны.
  3. Продление процедуры внешнего управления в рамках дела о банкротстве. Действующее законодательство допускает однократное проведение мероприятия, причем на срок не более полугода.
  4. Освобождение внешнего управляющего от исполнения обязанностей и назначение нового. Основанием для принятия арбитражным судом такого решения может быть, например, отказ утвердить отчет специалиста о результатах деятельности.
  5. Введение следующей стадии банкротства – конкурсного производства. В этом случае должник объявляется банкротом (финансово несостоятельным), его активы реализуются, полученные средства направляются на удовлетворение требований кредиторов в установленной законодательством очередности.
Продолжительность внешнего управления в рамках процедуры банкротства составляет полтора года (18 месяцев). С возможностью однократного продления еще на полгода (6 месяцев).

Практические советы и примеры

Для лучшего понимания сути и особенностей внешнего управления необходимо понимать отличия этого этапа от другой стадии процедуры банкротства – финансового оздоровления (санации). Основная разница между ними заключается в том, что в первом случае полномочия руководителя передаются внешнему управляющему в полном объеме. Во втором – они просто несколько ограничиваются.

Другими словами, внешнее управление вводится там, где нет уверенности в профессионализме или добросовестности текущего руководства. При этом финансовое оздоровление фактически представляет собой оказание относительно небольшой помощи руководителю, правильность действий которого в целом не вызывает сомнений.

Успешные примеры внешнего управления в ходе процедуры банкротства юридического лица сложно назвать широко распространенными. Что легко объясняется нежеланием должников делать подобную информацию публичной. Хотя некоторые факты все-таки доступны. Например, в течение последних 10 лет процедура внешнего управления была успешно завершена в трех достаточно крупных предприятиях: ЗАО Тюменьсудокомплект, ООО Пантеон и АО Мехинжстрой. Все они успешно рассчитались с кредиторами и продолжили работу после прекращения дела о банкротстве.

В то же время не составляет труда при выборе внешнего управляющего уточнить наличие опыта восстановления финансовой стабильности «подопечных».

Заинтересованный в дальнейшем сотрудничестве специалист наверняка предоставить информацию без каких-либо проблем.

Вывод

Внешнее управление – один из этапов процедуры банкротства, нацеленный на восстановление финансового положения и платежеспособности должника. Он предусматривает передачу руководства юридического лица стороннему и независимому специалисту – внешнему управляющему. Его полномочия широки и предусматривают оптимизацию текущего бизнеса с целью увеличения прибыльности и погашения требований кредиторов. Успешная реализация разработанного управляющим плана мероприятий позволяет прекратить дело о банкротстве. Причем компания-должник продолжает работать, а кредиторы получают свои деньги.

Продолжительность внешнего управления – полтора года с возможностью пролонгации еще на полгода.

Если план внешнего управляющего не дает положительного результата, должник объявляется банкротом и вводится стадия конкурсного производства.