Если вы столкнулись с трудноразрешимой проблемой, постарайтесь уладить её немедленно. Вызовите администратора или управляющего и объясните ему причину своего недовольства. Если на месте не оказалось ответственного лица, то позвоните в центральный офис банка. Не смогли помочь и там? Тогда приступайте к более серьёзным мерам – пишите жалобу.
Одна из самых распространённых клиентских претензий – несанкционированное списание средств с личного счёта. Случается, что клиенты считают несправедливым курс конвертации при снятии денег с валютного счета. Если вы столкнулись с похожей проблемой, следует подать в банк заявление об оспаривании суммы списания в письменном виде. Причём, по каждой спорной транзакции нужно будет оформить отдельное заявление. Ответ банк обязан дать в течение 7-10 дней. Если вы считаете, что проблема не решена и после этого, отправляйте переписку с банком в надзорные органы.
Одной из надзорных инстанций, в которую можно подать жалобу на банк в устной или письменной форме, является Роспотребнадзор. Он, в свою очередь, может направить клиентский иск в Арбитражный суд. Не так давно подразделения ведомства получили правовые санкции на возбуждение административных дел в отношении банков, нарушающих права заёмщиков. Наиболее частой жалобой Роспотребнадзор называет незаконное одностороннее повышение банками ставок по потребительским кредитам, а также принуждение к оплате комиссии за открытие и ведение банком ссудного счёта.
Банк | Ставка | Сумма | Взнос |
---|---|---|---|
Банк ДОМ.РФ | от 2,9% | до 12 млн | от 20,01% |
ВТБ | от 3,5% | до 12 млн | от 20,1% |
Альфа-Банк | от 3,5% | до 12 млн | от 20,1% |
Совкомбанк | от 3,9% | до 12 млн | от 20% |
Новиком | от 5,4% | до 12 млн | от 20% |
Абсолют Банк | от 5,49% | до 12 млн | от 20,01% |
В ведомство также стоит обращаться, если вы столкнулись с профессиональной некомпетентностью сотрудников банка или ненадлежащим уровнем сервиса. Сегодня таких жалоб стало значительно меньше, поскольку банки стали возвращать зарплаты на докризисный уровень.
Некоторые недобросовестные банки запускают громкую рекламу с недостоверной информацией о кредитных продуктах. Например, банк заявляет о 16% годовых по кредиту, на деле же она составляет 30%, плюс дополнительные сборы и комиссии. В этом случае необходимо написать жалобу на банк в Федеральную антимонопольную службу. Сделать это можно как официальным письмом по адресу территориального отделения, так и на сайте ведомства. Ответ вы обязательно получите, но, как правило, через 2-3 недели.
В последнее время все активнее используется еще один – относительно новый – способ обжалования действий банков и других кредитных организаций. Он предусматривает обращение к финансовому уполномоченному или, как его нередко называют, омбудсмену. Его официальный сайт размещается на https://finombudsman.ru/.
Служба финансового уполномоченного действует в соответствии с положениями № 123-ФЗ (датируется 04.06.2018). Обращение к омбудсмену позволяет урегулировать спор с банком в досудебном порядке. Причем в сжатые сроки и без излишних формальностей. Конкретное время разбирательства зависит от сути конфликта и способа подачи жалобы. Способы ее направления зависят от региона проживания заявителя. Детальную и очень подробную инструкцию можно найти по следующей ссылке. В большинстве случаев недовольному клиента банка доступно несколько способов на выбор, включая обращение через МФЦ, использование личного кабинета на сайте (требует предварительной регистрации) и задействование Почты России.
Недовольны ни ответом банка, ни решением надзорных органов? Тогда подавайте иск в суд и жалуйтесь в Центральный банк РФ. Шансы получить материальную компенсацию в данном случае существенно снижаются, а вот вероятность решения спора в вашу пользу увеличивается. Но бывают и исключения, все зависит от характера спора.
Многие споры с клиентами кредитные учреждения решают через третейские суды, образованные для этих целей при самих банках. На практике вероятность того, что суд вынесет решение в вашу пользу, крайне мала. Обычно вынесенное решение надо будет обжаловать в высших инстанциях, но и там шанс отстоять свою правоту невелик. Если вы решились на «хождения по мукам», желательно заручиться поддержкой квалифицированных юристов.
Центральный Банк РФ призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. В последнее время ЦБ стал строже относиться к добросовестности банков и чаще отзывать банковские лицензии.
На официальном сайте Банка России открыта интернет-приёмная, где можно оставить жалобу, претензию или предложение в отношении того или иного банка. Сообщение доставляется сразу в ревизионный отдел ЦБ РФ. На практике приёмная работает весьма эффективно и быстро.
Нередко, если вы в силу обстоятельств не выполняете кредитные обязательства, банк может оказывать на вас психологическое давление и угрожать, что является незаконным. В этом случае свои права следует отстаивать, обратившись в правоохранительные органы – полицию и прокуратуру, и не идти на провокации коллекторов. Все неправомерные действия со стороны банка следует зафиксировать, собрать материал и подать иск в суд с требованием компенсации морального ущерба.
На сайте практически любого банка вы найдёте окно обратной связи или онлайн-чат. Оба способа позволяют оставить свою жалобу или претензию, однако такая форма общения с банком не всегда эффективна. Сообщение может не дойти до адресата по техническим причинам или быть пропущено оператором. Если дело для вас действительно важное, продублируйте электронное послание бумажной претензией.
Есть и альтернативный вариант: интернет-порталы, аккумулирующие потребительские жалобы. На некоторых из них ответы дают эксперты и представители самих кредитных учреждений – привлечь внимание к проблеме зачастую удаётся достаточно быстро. Банковские работники уже давно «осели» на подобных ресурсах для оперативной связи и повышения лояльности клиентов.
Совет Сравни.ру: Часто эффективным способом борьбы с нечестными банками являются отзывы, оставляемые на различных сайтах в интернете. Кредитные учреждения боятся публичных негативных оценок, поэтому часто решают спорные вопросы в пользу клиента.